Загадка острова сокровищ: квест

Фиалко Елена Владимировна, ведущий библиотекарь детской библиотеки №8

МБУ городского округа Самара "Централизованная система детских библиотек"

г. Самара


Цель: создать у учащихся позитивный настрой, стремление к лидерству и победному результату; пробудить интерес кчтению познавательной и приключенческой литературы.

Задачи: развивать у детей логическое мышление, эрудицию, учить проявлять театральные, актерские способности.

Участники: учащиеся 6 классов, 16 человек

Инструменты: ножницы

 

Сценарный план:

1.      Приветствие.

2.      1 этап «Послание в бутылке»

3.      2 этап «Лачуга Бена Гана»

4.      3 этап «Все на абордаж!»

5.      4 этап  «Остров Театрофрукточудоландия»

6.      Заключение

 

Ход мероприятия

 

1 этап квеста. «Послание в бутылке»

В вестибюле библиотеки ребят встречает ведущий, который представляется как капитан Элен.

Капитан Элен. Добрый день, ребята. Я - капитан Элен. И я набираю команду, чтобы отправиться в интересное путешествие по морскимпросторам.

 

·       Капитан Элен обращает внимание детей на тематическую выставку с названием «Все на абордаж! Сегодня День пиратов». На выставке представлена познавательная и художественная литература на морскую тематику и тему пиратства. Выставка оформлена с атрибутами моря (ракушки, макеты кораблей,напутствие киногероя Джека Воробья, кроссворд "Капитания")

 

Капитан Элен. Сегодня - Международный День пиратов. Предлагаю вам окунуться в увлекательный мир пиратской романтики. Но я хочу спросить у вас согласны ли вы стать моими моряками? Если да, то мой корабль «Звезда удачи» отправляется немедленно.

(Ребята встают в строй за капитаном Элен по трое.)

 

Капитан Элен. Вся команда на борту. Поднять паруса! Отдать якорь! Вперед, навстречу приключениям!

Ребята, если вы что-то обнаружите на нашем пути, тут же доложите мне.

Моряк. Капитан, слева по курсу плавающий предмет. (Моряк берет этот предмет)

Капитан Элен. Это - "морское послание в бутылке". Нужно ее откупорить и посмотреть, что там.

(Открывают бутылку, в ней бумажный сверток)

Капитан Элен. Здесь какое-то письмо (зачитывает содержание письма)

Письмо:«Дорогой друг!

Я хочу поделиться с тобой тайной.

Один очень уважаемый англичанин и мой давний знакомый Роберт

Луис Стивенсон, написавший книгу "Остров сокровищ", говорил, что настоящее сокровище спрятано совсем в другом месте, на другом острове,

название которого, столь длинное, что я сейчас и не вспомню.

Это сокровище - "чудесный эликсир".

Но известный пройдоха Бен Ганн, бывший пират,

у него нюх на сокровища, наверняка, что-то знает об этом и возможно он оставил какой-то знак на том "острове сокровищ", где пробыл целых три года.

Если ты любишь разгадывать тайны и пускаться в приключения, то отправляйся на "остров сокровищ" и найди там ЛАЧУГУ БЕНА ГАННА.

Желаю тебе удачи!»

                                  Джим Хокинс.

 

·       Капитан Элен демонстрирует книгу Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ" и  делает небольшой комментарий по поводу главного герояи основного содержания.

Капитан Элен. Ребята, мне очень любопытно узнать, где находится «чудесный эликсир». А вам интересно?

Моряки. Да!

Капитан Элен. Тогда отправляемся на поиски чудесного эликсира! Сначала посетим "Остров сокровищ" и найдем там "Лачугу Бена Ганна", может нам удастся отыскать какую-нибудь подсказку.

 

2 этап квеста. "Лачуга Бена Ганна"

Капитан Элен и моряки переходят на территорию младшего абонемента библиотеки - "Остров сокровищ", где расположена Лачуга Бена Ганна.

В лачуге находятся предметы, в которых спрятаны бумажные записки. Морякам будут встречаться записки-путалки"ха-ха-ха", "ку-ка-ре-ку", "йо-хо-хо" и т.д. Но среди них нужными окажутся только три - коржиков, морской, сундучок. Когда все три записки найдены, сообразительный моряк всем объясняет, что это означает.

 

Моряк: Коржиков - писатель. Морской сундучок - название книги.

(Ребятам нужно найти на полке книгу Коржикова "Морской сундучок". Когда книга найдена, в ней обнаруживается ребус: "Порт "Ревущий тигр".)

Капитан Элен. Похоже, нам нужно отыскать морской сундучок, который находится в порту "Ревущий тигр". Но я давно плаваю, и не знаю порта с таким названием. Здесь какая-то загадка - это зашифрованное слово. Кто-нибудь догадался, какое? (Догадливый моряк говорит.)

Моряк. Это слово - портрет.

Капитан Элен. Правильно. Значит,  морской сундучок там где портрет и  теперь нам нужно найти портрет человека, написавшего эти строки:

"Белеет парус одинокий, в тумане моря голубом..."

(Ребята отгадывают, что это стихотворение  М.Ю. Лермонтова "Парус").

Капитан Элен. Но здесь нет портрета Лермонтова, вероятно, он там, где  парус, а парус, как мы знаем, плывет по морю, значит, нам нужно отправляться в морской путь!

 

3 этап квеста. "Все на абордаж!"

Капитан Элен и моряки переходят на территорию старшего абонемента библиотеки. Рядом с портретом М.Ю. Лермонтова самый быстрый моряк находит морской сундучок.

Моряк: Морской сундучок найден!

(Здесь появляется новый персонаж - царевна Нептуния)

Нептуния. Ой, это мой сундучок! Спасибо вам, ребята! Но что там лежит, пусть узнает тот, кто отгадает мою загадку:

"Он - владыка всех море, а для меня он всех добрей!"

Моряки: Нептун!

Нептуния. Правильно, это мой батюшка - Нептун, а я его дочь - Нептуния.

(Отгадавшему загадку завязывают глаза и предлагают по запаху отгадать содержимое сундучка в такой последовательности: огурец, кофе,ель, апельсин, нектарин.Слова записываются)

Нептуния. А теперь, давайте сложим первые буквы каждого  отгаданного слова, Что получилось?

Моряки: ОКЕАН

Нептуния. Ребята, скажите, а сколько на Земле океанов? Назовите их.

Моряки: Четыре океана - Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.

(Капитан Элен и моряки говорят Нептунии, что ищут "чудесный эликсир")

Нептуния. Я вам подскажу, но сначала вы должны кое-что сделать для меня. Пираты - морские разбойники грабят и топят корабли, более того они украли мое любимое ожерелье. Нужно их проучить, ведь они так всем насолили! Смотрите, прямо по курсу пиратская эскадра из восьми кораблей.У каждого корабля свой капитан. Вам нужнозахватить пиратские корабли и найти мое ожерелье.

Капитан Элен. Кажется, я их знаю, не раз приходилось встречаться.

(Капитан Элен знакомит моряков с пиратами, давая краткую характеристику)

№1 - "Грозовой шторм" - капитан этого фрегата грозен и серьезен, он никогда не улыбается. Горе тому, кто повстречается на его пути.

№2 - "Кровавая Мэри" - эта милая девушка любит все красное, но ее кроваво-красный флаг не сулит ничего хорошего, она беспощадна к своим противникам.

№3 - "Зеленый горошек" - этот капитан просто обожает драгоценные камни, но самый любимый его камень - изумруд. Поэтому его прозвали "зеленый горошек".

№4 - "Черный якорь" - он не знает устали, ведь его сила в волшебном черном якоре. Не попадайся ему на крючок!

№5 - "Веселый парус" - несмотря на то, что он пират, его корабль весело и беззаботно несется под белоснежными парусами. Но этот вид обманчив. Берегись его ослепительной веселой улыбки.

№6 - "Морской Лис"- его отец был известным "морским волком", но сын оказался намного хитрее своего отца, к тому же природа наградила его рыжим цветом волос. Опасайся коварства этого рыжего разбойника.

№7 - "Розовый фламинго" - "Розовый фламинго - дитя заката..." так поется в песне, но отчасти это можно отнести капитану этого корабля, который очень маленького роста. И сзади он похож на ребенка. Но нрав у него скверный, впрочем, как и внешность. В розовых лучах заката он наиболее опасен.

№8 - "Золотая лилия" - эта дама очень любит золото, она всегда чувствует, где спрятан приличный золотой куш, и ей всегда везет, но не повезет тому,

кто встретится с ней в открытом море.

Теперь вы их немного знаете, но вы ведь смелые ребята. Давайте поможем Нептунии и освободим воды от этих ужасных пиратов.

Захватим корабли и их капитанов! Вперед! Все на абордаж!

Объясняются правила игры "Захват кораблей".

Правила игры:

·     восемь библиотечных стеллажей представляют собой восемь пиратских кораблей.

·     На каждом корабле на нитях висит цветная табличка с изображением вышеназванных капитанов, названием и номером корабля.

·     Между книгами каждого стеллажа спрятаны по 4 жетона, соответствующие цвету и номеру корабля - 4 синих под № 1, 4 красных под №2, 4 зеленых под №3, 4 черных под № 4,4 белых под № 5, 4 оранжевых под № 6, 4 розовых под № 7, 4 желтых под № 8.

·       Когда все четыре жетона одного корабля найдены, значит

корабль захвачен, а капитан взят в плен - ножницами срезается табличка.

Цель: найти 32 жетона и ожерелье Нептунии.

По команде "Все на абордаж!" ребята под динамичную "пиратскую музыку" действуют согласно правилам игры.

Когда ожерелье найдено и захвачены все корабли,  на столе раскладываются найденные жетоны, на одной стороне которых есть буква.

Нептуния. Ребята из этих букв вам нужно сложить слово -"театрофрукточудоландия".

Ребята складывают слово из 22 жетонов с буквами, отбрасывая пустышки. После того, как слово "театрофрукточудоландия" сложено Нептуния говорит.

Нептуния. Молодцы ребята! Вы не только нашли мое ожерелье, но захватив корабли, узнали название острова, на котором находится "чудесный эликсир". Я с радостью покажу вам путь!

(Нептуния провожает моряков и капитана Элен на территорию читального зала библиотеки)

 

4 этап квеста. "Остров Театрофрукточудоландия"

Моряки попадают на остров и читают его название - Театрофрукточудоландия. Рядом с названием острова - тематическая выставка "Театральная поляна". Ребята садятся на стулья перед выставкой, образовывая пространство – это импровизированная сцена.

Капитан Элен. На этом необычном острове я вижу поляну, где мы можем отдохнуть и наконец-то найти то, что так долго искали. Это не просто поляна, она театральная, здесь много книг о театре и много известных нам фруктов, которые круглый год находятся здесь и не вянут, поистине это чудо. Посмотрите, какая красота! А вот интересная табличка, надпись на которой гласит "Выполни три задания и тебе откроется чудесный эликсир".

Открывается ширма самой верхней полки, там табличка "Пройдись по палубе". Капитан Элен берет с полки сверток, где написано:

Задание 1 "Пройдись по палубе, как...

                  1. Старый,  уставший пират

                  2. Танцующий пират

                  3. Пират, взятый в плен и закованный в кандалы

              4. Очень рассерженный пират

                  5. Крадущийся пират

                  6. Счастливый пират, несущий мешки с золотом

                  7. Пират, что то потерявший на палубе

(желающие выходят на сцену, изображая озвученную персону)

Открывается следующая ширма, там табличка "Пиратская "оратория". Капитан Элен берет с полки сверток, где написано:

Задание 2 "Прочти четверостишие "Идет бычок, качается, вздыхает на ходу, ох доска кончается, сейчас я упаду", как

                  1. Очень злой пират

                  2. Веселый пират

                  3. Трусливый пират

                  4. Засыпающий пират

                  5. Удивленный пират

(желающие выходят на сцену, демонстрируя свои ораторские способности)

Открывается следующая ширма, там табличка "Джо и Сэм". Капитан Элен берет с полки сверток, где написано:

Задание 3 "Без слов, только мимикой, жестами и движением тела покажи сценку про Джо и Сэма"

(В сценке участвуют два персонажа: - один изображает пирата Джо, другой -  пирата Сэма.Зачитывается текст, по ходу которого, ребята строго выполняют все действия)

Текст:

"В один прекрасный день пират Джо очень храбро сражался с противниками, он устал и потому зашел в харчевню, чтобы подкрепиться и набраться сил. Он с удовольствием хлебал суп, грыз яблоко и пил кока - колу. Вдруг, он увидел пирата Сэма, который был очень сердит. Джо встал, и хотел было уйти, но Сэм его остановил. Джо протянул руку и поздоровался с грозным Сэмом. Тут Сэм попросил у Джо 10 золотых монет. Джо пошарил в карманах, пожал плечами и сказал, что у него нет денег. Сэм разозлился и пригрозил Джо кулаком. Тогда Джо предложил вместо денег свою шляпу. Сэм взял шляпу Джо, бросил ее на пол и стал топтать, при этом он еще противно хохотал. Джо сначала обиделся, апотом рассердился, и  вылил на Сэма остатки кока-колы, запульнул в него огрызком яблока и надел ему на голову тарелку из-под супа. Сэм перестал хохотать, в нем закипала ярость. Но пока он приходил в себя, Джо быстро убежал".

Капитан Элен. Тема пиратства уже давно тесно соприкасается с театром, и вы это доказали, выполнив все три задания, а наша цель уже близка.

Открывается следующая ширма, на полке лежит небольшая коробка.

Капитан Элен. Интересно, что это за коробка, может мы нашли "чудесный эликсир?"

Один из моряков берет коробку, открывает ее, там бутылка с названием "Ром".

Капитан Элен. Неужели "ром" и есть «чудесный эликсир»?

Моряки. Нет - это алкоголь!

Капитан Элен. Да правильно, он не может быть нашим эликсиром. Здесь что-то не так. А бутылка то пустая, но не совсем, давайте ее откроем, там кажется, опять записка.

Бутылка откупоривается, достается записка, в которой написано:

"Ром - это алкоголь, от него пользы - ноль, лучший из продуктов, сок из свежих фруктов!

                                         Бен Ганн".

Капитан Элен.  Бен Ганн знает, о чем говорит, ведь если бы не фрукты, вряд ли бы он выжил на острове сокровищ за три года. Он говорит о соке, так давайте его найдем!

 

Моряки начинают искать сок. В ходе поиска они срывают вывеску "театральная поляна", за которой ширма с названием "чудесный эликсир",

они открывают ширму, там упаковки с фруктовым соком по количеству участников. Каждый участник берет себе сок.

 

Капитан Элен. Чудесный эликсир найден - это сок, который богат витаминами, он дает энергию и поднимает настроение. В 19 веке в дождливой, холодной Англии, где жил Р.Л. Стивенсон трудно было найти сочные заморские плоды, а уж сок из них был вообще большой редкостью. Пили в те времена в основном сок из тыквы. Автор "Острова сокровищ" был человеком слабого здоровья но, несмотря на это,он много путешествовал, а последние годы жизни провел на экзотическом острове Самоа. Там он мог отведать и  сочных фруктов, сок из которых так полезен для здоровья. А ведь крепкое здоровье и есть настоящее сокровище! Вы согласны со мной?

Моряки. Да!

Капитан Элен. Наше путешествие подошло к концу. Я очень довольна вами, вы достойная команда, которая показала эрудицию, ловкость, смелость, актерские способности,  и волю к победе. А за хорошее дело полагается плата. Я даю вам за вашу работу эти "золотые монеты". На них вы можете "купить" один из товаров в этой лавке.

 

Ребята подходят к столу, где лежит "товар" (ученические принадлежности, книги, канцтовары), кладут монету в денежный лоток и выбирают для себя

"подарок".

Капитан Элен. Дорогие ребята! Надеюсь, вам понравилась наша игра-квест, и вам будет интересно еще больше узнать о морских приключениях, о которых написано много замечательных книг. До новых встреч в нашей библиотеке!

 

По завершении мероприятия ребята могут взять книги с выставки и разгадать кроссворд "Капитания".

 

*Примечание: Схема представленной игры - квеста может быть использована в "ковбойском", "детективном" или "космическом" квесте.

 

Источники:

 

Стивенсон, Р. Л. Остров сокровищ  [ Текст ] : роман  / Роберт Луис Стивенсон.  –  Москва:АСТ :Астрель : Транзит-книга,  2006. – 285с.