Сторона, любимая, приметная
Рипанова Наталья Николаевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №3 "Светлячок"
Кемеровская область, город Берёзовский
Тема: «Сторона любимая, приметная» (О природе Кемеровской области)
Цель: продолжать формировать у детей представление о родном крае.
Задачи:
Расширять представления о мире растений и животных Кемеровской области посредством игры.
Систематизировать представления детей о природных богатствах родного края.
Воспитывать осознание того, что человеческая жизнь и здоровье во многом обусловлены состоянием окружающей среды (это чистый воздух и вода, лесные богатства).
Закреплять умение правильного поведения в природе ( не сворачивать с тропы, не шуметь, не разжигать костёр, убирать за собой мусор, не разрушать муравейники, не ломать ветки деревьев, не разорять птичьих гнёзд, не рвать охапками цветов.).
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- социально- коммуникативное развитие;
Форма организации: групповая.
Предварительная работа: Беседы о реках и озёрах Кузбасса, о лиственных и хвойных породах деревьев, о полезных ископаемых, презентация о многообразии животных родного края, рассказ о Красной книге, рассматривание иллюстраций и карты Кемеровской области, чтение стихов о родине Кузбасских поэтов.
Используемые материалы и оборудование: ноутбук, дорожка здоровья;
Демонстрационный материал: Презентация « Родной край», кружки 2 шт.«Солнышко», «Снежинка», изображения на экране: горы, лес, река, узкое полотнище голубого или синего цвета.
Дидактический материал: картинки деревьев лиственных и хвойных пород ;
Раздаточный материал: лист А3, фломастеры, рюкзаки, знаки «Берегите природу», картинки листьев и хвойных веточек с шишками, картинки животных, птиц, рыб.
Ход занятия: Дети входят в зал под музыку. Здороваются и садятся на стульчики.
В.: Пальчиковая игра «Милый край»
-Здравствуй солнце золотое,
-Здравствуй небо голубое,
-Здравствуй вольный ветерок,
-Здравствуй маленький дубок,
-Мы живём в родном краю ,
-Я вас всех приветствую.
Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия.
В.: А как называется регион или область, где живём мы с вами ?
Дети: Кузбасс, Кемеровская область.
В.: А город в котором мы живём?
Дети: Наш город - Берёзовский.
В.: Кузбасс –это наша малая родина. Наш край воспевают поэты, писатели, художники. А сейчас кто готов прочитать стихи о нашем крае?
Дети читают стихи о Кузбассе.
Виктор Баянов
Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И поселки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного,
Сердцу только одному известного.
Василий Федоров
Осень
Жизнь природы
Мудреное дело.
Не случайно, мой друг, неспроста
Золотые цветы чистотела
Вырастают на сорных местах.
Может, истины в том и таятся,
Что, родившись в земной сорноте,
Они каждой травинкой стремятся
Беззаветно служить красоте
Лидия Некрасова
Горжусь тобою я, Кузбасс,
Корнями я с тобой срослась,
Ты-богатырь, могучий, сильный,
Природными ресурсами обильный,
Даешь ты уголь и металл,
Известным ты повсюду стал,
И заграница тебя знает,
Твои успехи уважает.
Одно теперь я твердо знаю-
Не изменю родному краю!
В.: Ребята, вы хотите получить больше знаний о нашем крае?
Дети: Да.
В.: Тогда посмотрим презентацию «Родной край» (дети смотрят презентацию 5 минут)
В.: Дети, а что если мы с вами отправимся в поход по Кемеровской области.
Согласны?
Дети: Да.
В.: Ребята, нам нужна карта нашего маршрута и мы сейчас с вами её нарисуем. Присаживайтесь к столу. (Рисуют маршрут. Детский сад- горы- лес- река- детский сад)
В.: Наша тропа поведёт нас через лес, реку и горы. Прежде чем пойти в поход, мы с вами повторим правила безопасности. Какие?
Дети: Идти друг за другом, не сходить с тропы; не шуметь; деревья не ломать; костёр не разжигать; не сорить; гнёзда птиц не разорять; цветы не рвать;
В.: Каждый из вас берёт по знаку в рюкзак. Приготовились, вставайте за мной в колонну, отправляемся.( под музыку все идут по дорожке здоровья и приходят к горам. На большом экране изображение гор)
В.: Вот горы у нас на пути, их тяжело пройти, обойти, но я знаю как их нам преодолеть. Нужно выполнить очень сложное задание, отгадать кроссворд. Вы ,готовы?
Дети: Да.
В.: (Кроссворд на магнитной доске)1.-Как называется угольный бассейн в Кемеровской области? (Кузбасс); 2-Что добывают у нас в Кемеровской области? (Уголь); 3-Какая река в Кузбассе самая чистая? (Кия); 4- Как называется самая высокая гора в Кузбассе коротко? (Зуб) ; 5- В честь какого дерева назван наш город? (Берёза)
В.: Горы мы прошли, ура!
Дети: Ура!
В.: Мы немного устали, отдохнём. И выполним физминутку.
Физминутка «Старик-Лесовик»
Жил под ёлкой
старичок,
Шагают
Старичок —
лесовичок.
Показывают бороду
Вместе с солнышком вставал,
Потягиваются.
Умываться
начинал.
Умываются.
Подметал потом он
хатку,
Подметают .
Застилал свою кроватку,
Застилают кровать
Утром выполнил
разминку
Наклоны, повороты .
И уселся на
тропинку.
Садятся
В.: (меняется изображение «Лес») Мы и в лесу (пение птиц) Как красиво в лесу, воздух свеж, потяните воздух носом, а какие запахи разных трав и деревьев, а чудесное пение птиц.
А сейчас ребята, вспомним название деревьев, наиболее встречающихся в наших лесах. Лиственные и хвойные породы деревьев. Лиственные?
Дети: Берёза, тополь, рябина и др.
В.: А хвойные породы?
Дети: Сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. А что у этих деревьев вместо листьев?
В.: Хвоя или иголки. Хорошо. Хотите поиграть
Дети: Да.
Игра называется «Деревья, листья и плоды»
(На магнитной доске висят 6 картинок деревьев: 3 лиственных деревьев и 3 хвойных, воспитатель выкладывает из коробочки листья и шишки от этих деревьев.)
В.: Ребята по очереди, берите или листок, или веточку и прикрепляем к изображениям соответствующим их деревьям.
Объясните словами.
(Дети играют)
В.: Вспомним, из каких частей состоит дерево?
Дети: Корни, ствол , кора, ветки, листья или хвоя.
В.: Какой знак мы с вами поставим возле деревьев?
Дети: «Берегите лес», «Не разжигайте огня и др.
В.: А как красиво в лесу поют птицы, послушайте (дети слушают голоса птиц.) Все птицы делятся на зимующих и перелётных. И мы с вами поиграем в игру
Игра «Зимующие и перелётные птицы» Готовы?
Дети: Да, готовы.
В.: Все птицы перепутались. И это птицы нашей кемеровской области. Нужно их разделить. Здесь где снежинка будут зимующие, а где солнышко там будут перелётные Каждый берёт по одной птице и определяет её место. Будьте внимательны (дети разделяют птиц и называют их). Какой знак мы повесим на дерево?
Дети: «Берегите птиц»
В.: Хорошо. А каким образом люди могут помочь птицам зимой.
Дети: Устроить птичьи столовые или повесить кормушки.
В.: Хорошо ребята.
В.: А сейчас игра « Кто лишний», повторим животных нашего края» ( На магнитной доске картинки животных) Нужно убрать лишних животных, которые в наших лесах не водятся.(дети убирают льва, белого медведя, песец, крокодил, бегемот)
В.: Пора, ребята, нам идти дальше. (идут дальше) По карте у нас река. Какие крупные реки и озёра Кузбасса вы знаете?
Дети: Реки: Томь, Кия, Мрассу, Чулым, Чумыш, Золотой Китат, Яя, Иня и другие. Озёра: Большой Бирчикуль, Танай, Красное, Черное, Голубое, Скалистое, Беловское водохранилище.
В.: Приглашаю вас на рыбалку. Это виды рыб которые обитают в наших реках и озёрах. Каждый из вас вылавливает рыбку называет и кладёт в ведёрко.(дети выполняют задание) Какое доброе дело мы можем сделать для этих рыб?
Дети: Выпустить в реку.
В.: Хорошо ,ребята. Дети какой знак мы можем оставить у реки ?
Дети: « Берегите реки»
В.: Но, а нам пора возвращаться в детский сад, вставайте за мной в колонну по одному, отправляемся в путь ( под музыку дети дети идут в детский сад, снимают рюкзаки, кладут на стол и садятся на стульчики).
В.: Ребята, куда сегодня мы ходили?
Дети: Мы ходили в поход.
В.: Куда мы ходили?
Дети: Мы ходили в лес, на речку, по Кузбассу, по родному краю.
В.: Понравилось вам?
Дети: Да.
В.: А чем вы занимались сегодня в походе?
Дети: Играли
В.: (индивидуально) Что тебе понравилось?
Дети отвечают.
В.: Вы узнали больше о Кузбассе, о родном крае? А что узнали?
Дети: (отвечают)
В.: Хорошо. Ребята, как вы думаете нужно ли беречь и охранять родную природу: лес, реки, птиц, животных, цветы?
Дети: ( Отвечают)
В.: Если воздух будет чистым, если будут чистыми леса и реки, будет много животных и птиц, мы с вами будем здоровыми и счастливыми. Спасибо вам, ребята за участие в занятии. Занятие окончено.