Сторона, любимая, приметная

Рипанова Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ детский сад №3 "Светлячок"

Кемеровская область, город Берёзовский


 

Тема: «Сторона любимая, приметная» (О природе Кемеровской области)

Цель: продолжать формировать у детей представление о родном крае. 

Задачи:

Расширять представления о мире растений и животных Кемеровской области посредством игры.

Систематизировать представления детей о  природных богатствах родного края.

 Воспитывать  осознание того, что человеческая жизнь и здоровье во многом обусловлены состоянием окружающей среды (это чистый воздух и вода, лесные богатства).

Закреплять  умение правильного поведения в природе ( не сворачивать с тропы, не  шуметь, не разжигать костёр, убирать за собой мусор, не разрушать муравейники, не ломать ветки деревьев, не разорять птичьих гнёзд, не рвать охапками цветов.).

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

- социально- коммуникативное развитие;

Форма организации: групповая.

 Предварительная работа: Беседы о реках и озёрах Кузбасса, о лиственных и хвойных породах деревьев, о полезных ископаемых,  презентация о многообразии животных родного края, рассказ о Красной книге, рассматривание иллюстраций и карты Кемеровской области, чтение стихов о родине Кузбасских поэтов.

Используемые материалы и оборудование: ноутбук, дорожка здоровья;

Демонстрационный материал:  Презентация « Родной край»,  кружки 2 шт.«Солнышко», «Снежинка»,  изображения на экране:  горы,  лес,  река, узкое полотнище голубого  или синего цвета.

 Дидактический материал: картинки деревьев лиственных и хвойных пород ;

 Раздаточный материал: лист А3, фломастеры, рюкзаки, знаки «Берегите природу», картинки листьев и хвойных веточек с шишками,  картинки животных, птиц, рыб.

Ход занятия: Дети входят в зал под музыку. Здороваются и садятся на стульчики.

В.: Пальчиковая игра «Милый край»

-Здравствуй солнце золотое,

-Здравствуй небо голубое,

-Здравствуй вольный ветерок,

-Здравствуй маленький дубок,

 -Мы живём в родном краю ,

 -Я вас всех приветствую.

Ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия.

В.: А  как называется регион или область,  где  живём мы с вами ?

Дети: Кузбасс, Кемеровская область.

В.: А город в котором мы живём?

Дети: Наш город - Берёзовский.

В.: Кузбасс –это наша малая родина. Наш край воспевают  поэты, писатели, художники.  А  сейчас кто готов прочитать стихи  о нашем крае?

Дети читают стихи о Кузбассе.

Виктор Баянов

Сторона любимая, приметная,
 У тебя приметы есть предметные.
 Где-то есть такие ж кедры с соснами,
 Где-то есть такие ж зимы с веснами,
 Горы есть со снеговыми шапками
 И поселки с трубами и шахтами.
 Только нет нигде чего-то главного,
 По цене одной лишь жизни равного,
 Очень близкого чего-то, очень местного,
 Сердцу только одному известного.

Василий Федоров
      Осень

   Жизнь природы
   Мудреное дело.
   Не случайно, мой друг, неспроста
   Золотые цветы чистотела
   Вырастают на сорных местах.
   Может, истины в том и таятся,
   Что, родившись в земной сорноте,
   Они каждой травинкой стремятся
   Беззаветно служить красоте

Лидия Некрасова

Горжусь тобою я, Кузбасс,

Корнями я с тобой срослась,

 Ты-богатырь, могучий, сильный,

Природными ресурсами обильный,

Даешь ты уголь и металл,

Известным ты повсюду стал,

 И заграница тебя знает, 

Твои успехи уважает.

Одно теперь я твердо знаю-

Не изменю родному краю!

В.: Ребята, вы хотите получить больше знаний о нашем крае?

Дети: Да.

В.: Тогда посмотрим презентацию «Родной край» (дети смотрят презентацию 5 минут)

В.: Дети, а что если мы с вами отправимся в поход по Кемеровской области.

Согласны?

Дети: Да.

В.: Ребята, нам нужна карта нашего маршрута и мы сейчас с вами её нарисуем. Присаживайтесь к столу.  (Рисуют маршрут. Детский сад- горы- лес- река- детский сад)

В.: Наша тропа поведёт нас через лес, реку и горы. Прежде чем пойти в поход, мы с вами повторим правила безопасности. Какие?

Дети: Идти друг за другом, не сходить с тропы; не шуметь; деревья не ломать; костёр не разжигать; не сорить; гнёзда птиц не разорять; цветы не рвать;

В.: Каждый из вас берёт по знаку в рюкзак. Приготовились, вставайте за мной в колонну, отправляемся.( под музыку все идут по дорожке здоровья и приходят к горам. На большом экране изображение гор)

В.: Вот горы у нас на пути, их тяжело пройти, обойти, но я знаю как их нам преодолеть. Нужно выполнить очень сложное задание, отгадать кроссворд. Вы ,готовы?

Дети: Да.

В.: (Кроссворд на магнитной доске)1.-Как называется угольный бассейн в  Кемеровской области? (Кузбасс); 2-Что добывают у нас в Кемеровской области? (Уголь);  3-Какая река в Кузбассе самая чистая? (Кия); 4- Как называется  самая высокая гора в Кузбассе коротко? (Зуб) ; 5- В честь какого дерева назван наш город? (Берёза)

В.: Горы мы прошли, ура!

Дети: Ура!

В.: Мы немного устали, отдохнём. И  выполним физминутку.

                                  Физминутка  «Старик-Лесовик»

Жил под ёлкой старичок,                                      Шагают
Старичок — лесовичок.                                        Показывают бороду
Вместе с солнышком вставал,                              Потягиваются.

Умываться начинал.                                              Умываются.
Подметал потом он хатку,                                     Подметают .                   
Застилал свою кроватку,                                       Застилают кровать

Утром выполнил разминку                                   Наклоны, повороты .
И уселся на тропинку.                                           Садятся

В.: (меняется изображение «Лес»)  Мы и в лесу (пение птиц) Как красиво в лесу, воздух свеж, потяните воздух носом, а какие запахи  разных трав и деревьев, а чудесное пение птиц.

А сейчас ребята, вспомним название деревьев, наиболее встречающихся в наших лесах. Лиственные и хвойные породы деревьев. Лиственные?

Дети: Берёза, тополь, рябина и др.

В.: А хвойные породы?

Дети: Сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. А что у этих деревьев вместо листьев?

В.: Хвоя или иголки. Хорошо. Хотите поиграть

Дети: Да.

 Игра называется «Деревья, листья и плоды»

 (На магнитной доске висят 6 картинок деревьев: 3 лиственных деревьев и 3 хвойных,  воспитатель выкладывает из коробочки листья и шишки от этих деревьев.)

В.: Ребята по очереди, берите или листок, или веточку и прикрепляем к изображениям соответствующим их деревьям.

Объясните словами.

(Дети играют)

В.: Вспомним, из каких частей состоит дерево?

Дети: Корни, ствол , кора, ветки, листья или хвоя.

В.: Какой знак мы с вами поставим возле деревьев?

Дети: «Берегите лес», «Не разжигайте огня и др.

В.: А как красиво в лесу поют птицы, послушайте (дети слушают голоса птиц.) Все птицы делятся на зимующих и перелётных. И мы с вами поиграем в игру

 

Игра  «Зимующие и перелётные птицы» Готовы?

Дети: Да, готовы.

В.: Все птицы перепутались. И это птицы нашей кемеровской области. Нужно их разделить. Здесь где снежинка будут зимующие, а где солнышко там будут перелётные Каждый берёт по одной птице и определяет её  место. Будьте внимательны (дети разделяют птиц и называют их). Какой знак мы повесим на дерево?

Дети: «Берегите птиц»

В.: Хорошо.  А каким образом люди могут помочь птицам зимой.

Дети: Устроить птичьи столовые или повесить кормушки.

В.: Хорошо ребята.

В.: А сейчас игра « Кто лишний», повторим животных нашего  края» ( На магнитной доске картинки животных) Нужно убрать   лишних животных, которые в наших лесах не водятся.(дети убирают льва, белого медведя, песец, крокодил, бегемот)

В.: Пора, ребята, нам идти дальше. (идут дальше) По карте у нас река. Какие крупные реки и озёра  Кузбасса вы знаете?

Дети: Реки: Томь, Кия, Мрассу, Чулым, Чумыш, Золотой Китат, Яя, Иня и другие. Озёра: Большой  Бирчикуль, Танай, Красное, Черное, Голубое, Скалистое, Беловское водохранилище.

В.: Приглашаю вас на рыбалку. Это виды рыб которые обитают в наших реках и озёрах. Каждый из вас вылавливает рыбку называет и кладёт в ведёрко.(дети выполняют задание) Какое доброе дело мы можем сделать для этих рыб?

Дети: Выпустить в реку.

В.: Хорошо ,ребята.  Дети какой знак мы можем оставить  у реки ?

Дети: « Берегите реки»

В.: Но, а нам пора возвращаться в детский сад, вставайте за мной в колонну по одному, отправляемся в путь ( под музыку дети дети идут в детский сад, снимают рюкзаки, кладут на стол и садятся на стульчики).

В.: Ребята, куда сегодня мы ходили?

Дети: Мы ходили в поход.

В.: Куда мы ходили?

Дети: Мы ходили в лес, на речку, по Кузбассу, по родному краю.

В.: Понравилось вам?

Дети: Да.

В.: А чем вы занимались сегодня в походе?

Дети: Играли

В.: (индивидуально) Что тебе понравилось?

Дети отвечают.

В.: Вы узнали больше о Кузбассе, о родном  крае? А что узнали?

Дети:  (отвечают)

В.: Хорошо.  Ребята, как вы думаете нужно ли беречь и охранять родную природу: лес, реки, птиц,  животных, цветы?

Дети: ( Отвечают)

 

В.: Если воздух будет чистым, если будут чистыми леса и реки, будет много животных и птиц, мы с вами будем здоровыми и счастливыми. Спасибо вам, ребята за участие в занятии. Занятие окончено.