Отработка просодической стороны речи на материале фольклорных жанров

Баянова Светлана Николаевна, учитель-логопед

МБОУ "Звездненская СОШ"

Кемеровский округ, пос. Звездный


1. Под музыкальное сопровождение («Ой, вы сени, мои сени») входит логопед в русском сарафане, с туеском в руках.

 

Уж вы гой еси, люди добрые!

Красны девицы, добры молодцы.

Вы дозвольте вас поприветствовать

Ото всей души в нашей горенке,

  Уважаемые коллеги, предлагаю вам еще поприветствовать друг друга на этом замечательном мероприятии, повторив вместе со мною эти слова, отхлопываяритм, характерный для русских народных былин.

 

 

2. Я не просто к вам пришла, я загадки принесла. 

Трудные загадки, легкие разгадки.

 

На живой опаре,

На хмелевом отваре,

Дрожжей ни кусочка,

Щепоть соли и сахарочка

(Хлеб)

 

Не на электричестве или микроволне, 

а на живом огне…

(достает из туеска хлеб, отдает жюри)

 

3. В продолжение приятной хлебной темы, отгадайте пословицу. Скажите, пословицы не отгадывают? Смотря как загадывать. (Логопед отхлопывает ритм)

_ .. …

Участники отгадывают: (Хлеб- всему голова)

4. Я произнесу эту пословицу с вопросительной интонацией, а вас попрошу ответить мне с утвердительной интонацией, при этом логическое ударение я буду изменять.

ХЛЕБ – всему голова?

Хлеб – ВСЕМУ голова?

Хлеб-всему ГОЛОВА?

5. А хватит ли духу у вас, гости дорогие, со мною частушки спеть? Нозадача будет непростая. Частушку будем проговаривать построчно в медленном темпе, потом в среднем, потом быстро. Слава будут следующие:

Эх, ухни, кума, (медленно очень)

Эх, эхни, кума.(медленно очень)

Я не с кухни, кума, (средний темп)

Я из техникума.(очень быстро) 

6. А умеете ли петь песни народные? Правой рученькой махну- одна половина зала поет : «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, что творится в городу», громко (сила голоса)  и низко (высота голоса), отхлопывая такт. Левой рученькой взмахну –другая половина зала поет «Ай, ло-ло, ай, лоловся надежда на село»тихо по силе голоса  и высоко по высоте голоса , отхлопывая такт.

 

Потренировались.

 

Зал: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, что творится в городу

СК: рэпом: У баб эмансипация, документация,

Профессиональная деформация,

Релаксация, реинкарнация

 

Зал: Ай, ло-ло, ай, ло-ловся надежда на село

Ск: напевно:там от печечки тепло, 

Там от свечечки светло,

Воздух чистый, как стекло

 

Зал: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, что творится в городу

СК: рэпом: у мужиков гаджетизация,

механизация, девальвация,

фрустрация, черти что ориентация

 

Зал: Ай, ло-ло, ай, ло-ловся надежда на село

Ск: напевно: зимой снегу намело,

Летом солнце припекло,

Весной ливнем залило,

                             Осенью работы полно..

 

Зал: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, что творится в городу

СК: рэпом: по телевидению сенсация,

Миграция, цифровизация,

Оптимизация, реновация

 

Зал: Ай, ло-ло, ай, ло-ло вся надежда на село

Ск: напевно:    разно было, да прошло.

                            А пока стоит село,

                            Наше время не ушло!!

 

Вот спасибо за добро, за ласку, дай бог здоровья вам, люди добрые.

 

 

Для занятий просодикой сегодня использовался материал русского народного фольклора, которыйпозволил нам на занятии:

- вспомнить о ритме нашей речи,

- потренировать силу (громкость) голоса ( громко-тихо)

- и Высота голоса ( низко-высоко)

- Интонация (вопросительная, утвердительная)

- темп(медленно-быстро)

 

Приемы:

-запоминание в стиле рэпа

- отхлопывание ритма

-теппинг (послоговый ритм)