Как появились мультфильмы

Смирнова Ирина Михайловна, воспитатель

«МБДОУ «ЦРР – детский сад №38 «Золотой ключик» ЕМР

город Елабуга, Республика Татарстан


Цель: Формировать интерес к российским мультфильмам.

Задачи:

-Воспитательная: Воспитывать нравственные качества через российские мультфильмы.

-Обучающая: Расширить знания о профессиях людей, задействованных в съёмке мультфильма.

-Развивающая: Развивать такие психические процессы, как речь, память, мышление, воображение.

Ход

Воспитатель: Ребята, куда вы идёте, если у вас закончились продукты?

Дети: Мы идём в магазин.

Воспитатель: Куда вы идёте, если у вас заболело горло?

Дети: Мы идём к доктору.

Воспитатель: А куда нужно пойти, если у вас порвалась куртка?

Дети: К швее.

Воспитатель: Если в доме сломался телевизор?

Дети: Нужно вызвать телемастера.

Воспитатель: Теперь подумайте, куда можно пойти, чтобы создать себе хорошее настроение?

Дети: В кафе, в зоопарк, в магазин игрушек, к бабушке, в гости к другу или просто погулять.

Воспитатель: А ещё можно пойти в кинотеатр посмотреть мультфильм. Согласны?

Дети: Да!

Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Смотреть мультфильмы в кинотеатре хорошо. Почему?

Дети: Там много народу.

Дети: В кинотеатре есть буфет.

Дети: В  кино можно пойти с друзьями или с мамой.

Дети: Там звук громче и чище.

Дети: В зале можно вместе со всеми громко посмеяться.

Воспитатель: Но смотреть мультфильм в кинотеатре это ещё и плохо. Почему?

Дети: Там шумно, много народу, можно потеряться. Трудно сидеть долгое время в кресле.

Воспитатель: Многие из вас видели много мультфильмов по телевизору. Расскажите друзьям,  какие бывают мультфильмы?

Игра «Скажи, какой?»

Воспитатель: Подберите слова к слову«мультфильм»

Дети: Весёлый мультфильм, смешной мультфильм, грустный мультфильм, длинный мультфильм, короткий мультфильм, поучительный мультфильм, добрый мультфильм, рисованный мультфильм, компьютерный мультфильм, пластилиновый мультфильм. Бумажный мультфильм, песочный мультфильм  (созданные  из бумаги и  песка).

Воспитатель: Мультфильм смотреть очень интересно, и длится он по времени недолго. Как вы думаете, много ли времени необходимо для того, чтобы создать мультфильм?

Дети: Нет.

Воспитатель: На самом деле, быстро создать мультфильм невозможно. Особенно одному человеку, поэтому люди многих профессий долго трудятся, чтобы получился 10-15-минутный фильм.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам представить домашнее задание, которое вы приготовили с родителями. А остальные ребята узнают, сколько людей трудится над созданием одного мультфильма.Сопровождается показом слайдов.

1 ребёнок:Работа над мультфильмом начинается с написания сценария. Сценарий пишет сценарист. Сценарий служит основой мультфильма.

2 ребёнок: Сценарий попадает в руки режиссёра. И режиссёр создаёт сцены. Он решает, где какой герой будет находиться в кадре, какие движения он будет делать (стоять, бежать, идти) и что он будет говорить.

3 ребёнок: Далее приступают к работе художники. Их целая группа. Одни художники рисуют только героев мультфильма, а другие рисуют только фон (улицу, лес, дорогу).

4 ребёнок: Художники – заливщики начинают раскрашивать готовые контуры и всё пространство между ними.

5 ребёнок: Затем работает профессиональный актёр, который озвучивает героев мультфильма. Он должен передать и характер героя, его настроение. В это же время работает звукорежиссёр, который создаёт и другие звуки (шум дождя, звук автомобиля, голоса прохожих, шум волн, шелест листьев).

Воспитатель: Последние этапы работы ничуть не легче, а от того не менее интересны. Во время монтажа все собирается воедино: кадры, музыка, голоса актеров,  звуки. Вносятся последние исправления.

Воспитатель: Видите, ребята, сколько профессий необходимы для создания только одного короткого мультфильма.

Физкультминутка

Воспитатель: Но есть и много других интересных профессий, а каких именно, вы увидите сейчас.

Много профессий на свете у нас.

Поговорим о них сейчас.

Вот швея рубашку шьёт,

Повар варит нам компот,

Самолёт ведёт пилот-

На посадку и на взлёт.

Доктор ставит нам уколы,

И охранник есть у школы.

Каменщик кладёт кирпич,

А охотник ловит дичь.

Есть учитель, есть кузнец,

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Надо многое уметь.

Хорошо, дружок, учись

И, конечно, не ленись.

(дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Первый русский мультипликатор- Александр Ширяев (слайд 1)

 

Воспитатель: Он был балетмейстером и создал первый отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций.  Этот мультфильм создавали 3 месяца.

 

Воспитатель: Ещё один мультипликатор – Владислав Старевич  был биологом. Он хотел создать обучающий фильм с насекомыми. Он снял фильм о жуках – рогачах, битву двух жуков. Он заметил, что если на жуков падает освещение, они становятся пассивными. И биолог при помощи тонких проволочек управлял жуками в кадре.

 

 

Воспитатель: Следующим этапом в развитии мультипликации  стало возникновение техники плоские марионетки. Например,мультфильм «Советские игрушки» (режиссёр Д.Вертов).

 

Воспитатель: Позднее в мультфильмах стали большое внимание уделять тому, чтобы не только персонажи, но и задний фон были реалистичными, как в мультфильме «Непослушный котёнок».

 

и  «Каштанка»

 

Воспитатель: Затем появляется объёмная мультипликация, как в мультфильме «Варежка» (Р.Качанов).

 

Воспитатель: Несколько позднее появляются первые компьютерные мультики. «Кошечка»

 

Воспитатель:Ещё были и есть рисованные мультики, например,  «Тайна третьей планеты».

 

Воспитатель:Эксперименты с пластилином начал Александр Татарский в мультфильме «Пластилиновая ворона».

 

 

Воспитатель: В мультфильмах использовалась живопись по стеклу, как в «Сказочке про козявочку».

 

 

Игра «Системный оператор»

Воспитатель: Без чего не было бы мультфильмов?

Дети: Без видеокамеры.

Воспитатель: А сейчас давайте выполним упражнение «Системный оператор». Рассмотрим систему видеокамера с точки зрения её надсистемы и подсистемы, прошлого и будущего системы. Итак, видеокамера это система. Тогда  надсистемой будет то, где можно её встретить.

Дети: На утреннике, дома, на съёмках фильма, по телевизору.

Воспитатель: А я видела много видеокамер в магазине «ЗЛЬДОРАДО» (ставит карточку с символикой или картинку с изображением видеокамеры)

 А подсистемой будет то, из чего она состоит.

Дети: Корпус, объектив, штатив (ставят карточку).

Воспитатель: У каждой системы есть прошлое и будущее. Что будет являться прошлым системы?

Дети: Старая фотокамера.

Воспитатель: Это было фотографическое ружьё, которое являлось прообразом киносъёмочных аппаратов (ставит карточку). Тогда что будет надсистемой?

 

Дети: Бабушкин сундук, мусорный бак, картинка в старой книжке.

Воспитатель: А ещё можно встретить  фоторужьё в музее (ставит карточку). А что будет подсистемой фотографического ружья?

(Если дети затрудняются, воспитатель помогает).

Воспитатель: объектив, рукоятка, спусковой механизм и плечевой упор (ставит карточку)

Воспитатель: Что будет являться будущим системы?

Дети: Маленькая флешка 10D (ставят карточку).

Воспитатель: Что будет надсистемой?

Дети: Магазин, а подсистемой будет тонкая пластинка с чипом и проводами (ставит карточку).

Воспитатель: Вот мы и узнали, что было с видеокамерой раньше, когда вас ещё не было.

Игра «Что можно сказать о предмете,  если там есть»…. 

Цель: Определение подсистемных связей объекта, развитие логического мышления, речи, обогащение словаря.

Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть звук?

Дети: Это может быть телевизор, телефон, дверной звонок, колокольчик, музыкальные инструменты, сигнализация.

Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть экран?

Дети:  Это может быть экран компьютера, фотоаппарата, экран видеокамеры, экран телевизора, экран в телефоне, экран кинотеатра.

Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть штатив?

Дети:  У фотокамеры, у видеокамеры есть штатив, штатив микроскопа, штатив с пробирками.

Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть мотор?

Дети: Автомобиль, стиральная машина, холодильник, лодка.

Воспитатель:  При съёмке мультфильма, когда начинает работу камера, говорят: «Мотор!».

Воспитатель: Ребята, когда заканчивается трудоёмкая работа над мультфильмом, настаёт премьера нового мультфильма. Премьера – это первый показ. А чтобы зрители знали, что появился новый мультфильм, его широко рекламируют.

Воспитатель: Давайте и мы с вами отправимся на премьеру. На чём туда можно доехать?

Дети: На автобусе, на самолёте, на велосипеде, на такси, на самолёте.

Воспитатель: А я предлагаю отправиться на премьеру на мультяшной машине.

(Дети подходят к столам и выкладывают машину из отдельных деталей)

Игра «Пентамино» (ЗИЛ) (см.Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества» М.,2006)

Цель: Развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление; учить сравнивать, анализировать сделанные ходы, планировать следующие ходы, объединять разрозненные детали в целое.

 

Воспитатель: Вам понравилось то, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали? Сегодня было одно интересное задание. Какое? А ещё сегодня было одно лёгкое задание какое? А где вам могут понадобиться полученные знания?

 

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём в музыкальный зал для просмотра мультфильма « Двенадцать месяцев»