Как появились мультфильмы
Смирнова Ирина Михайловна, воспитатель
«МБДОУ «ЦРР – детский сад №38 «Золотой ключик» ЕМР
город Елабуга, Республика Татарстан
Цель: Формировать интерес к российским мультфильмам.
Задачи:
-Воспитательная: Воспитывать нравственные качества через российские мультфильмы.
-Обучающая: Расширить знания о профессиях людей, задействованных в съёмке мультфильма.
-Развивающая: Развивать такие психические процессы, как речь, память, мышление, воображение.
Ход
Воспитатель: Ребята, куда вы идёте, если у вас закончились продукты?
Дети: Мы идём в магазин.
Воспитатель: Куда вы идёте, если у вас заболело горло?
Дети: Мы идём к доктору.
Воспитатель: А куда нужно пойти, если у вас порвалась куртка?
Дети: К швее.
Воспитатель: Если в доме сломался телевизор?
Дети: Нужно вызвать телемастера.
Воспитатель: Теперь подумайте, куда можно пойти, чтобы создать себе хорошее настроение?
Дети: В кафе, в зоопарк, в магазин игрушек, к бабушке, в гости к другу или просто погулять.
Воспитатель: А ещё можно пойти в кинотеатр посмотреть мультфильм. Согласны?
Дети: Да!
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Смотреть мультфильмы в кинотеатре хорошо. Почему?
Дети: Там много народу.
Дети: В кинотеатре есть буфет.
Дети: В кино можно пойти с друзьями или с мамой.
Дети: Там звук громче и чище.
Дети: В зале можно вместе со всеми громко посмеяться.
Воспитатель: Но смотреть мультфильм в кинотеатре это ещё и плохо. Почему?
Дети: Там шумно, много народу, можно потеряться. Трудно сидеть долгое время в кресле.
Воспитатель: Многие из вас видели много мультфильмов по телевизору. Расскажите друзьям, какие бывают мультфильмы?
Игра «Скажи, какой?»
Воспитатель: Подберите слова к слову«мультфильм»
Дети: Весёлый мультфильм, смешной мультфильм, грустный мультфильм, длинный мультфильм, короткий мультфильм, поучительный мультфильм, добрый мультфильм, рисованный мультфильм, компьютерный мультфильм, пластилиновый мультфильм. Бумажный мультфильм, песочный мультфильм (созданные из бумаги и песка).
Воспитатель: Мультфильм смотреть очень интересно, и длится он по времени недолго. Как вы думаете, много ли времени необходимо для того, чтобы создать мультфильм?
Дети: Нет.
Воспитатель: На самом деле, быстро создать мультфильм невозможно. Особенно одному человеку, поэтому люди многих профессий долго трудятся, чтобы получился 10-15-минутный фильм.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам представить домашнее задание, которое вы приготовили с родителями. А остальные ребята узнают, сколько людей трудится над созданием одного мультфильма.Сопровождается показом слайдов.
1 ребёнок:Работа над мультфильмом начинается с написания сценария. Сценарий пишет сценарист. Сценарий служит основой мультфильма.
2 ребёнок: Сценарий попадает в руки режиссёра. И режиссёр создаёт сцены. Он решает, где какой герой будет находиться в кадре, какие движения он будет делать (стоять, бежать, идти) и что он будет говорить.
3 ребёнок: Далее приступают к работе художники. Их целая группа. Одни художники рисуют только героев мультфильма, а другие рисуют только фон (улицу, лес, дорогу).
4 ребёнок: Художники – заливщики начинают раскрашивать готовые контуры и всё пространство между ними.
5 ребёнок: Затем работает профессиональный актёр, который озвучивает героев мультфильма. Он должен передать и характер героя, его настроение. В это же время работает звукорежиссёр, который создаёт и другие звуки (шум дождя, звук автомобиля, голоса прохожих, шум волн, шелест листьев).
Воспитатель: Последние этапы работы ничуть не легче, а от того не менее интересны. Во время монтажа все собирается воедино: кадры, музыка, голоса актеров, звуки. Вносятся последние исправления.
Воспитатель: Видите, ребята, сколько профессий необходимы для создания только одного короткого мультфильма.
Физкультминутка
Воспитатель: Но есть и много других интересных профессий, а каких именно, вы увидите сейчас.
Много профессий на свете у нас.
Поговорим о них сейчас.
Вот швея рубашку шьёт,
Повар варит нам компот,
Самолёт ведёт пилот-
На посадку и на взлёт.
Доктор ставит нам уколы,
И охранник есть у школы.
Каменщик кладёт кирпич,
А охотник ловит дичь.
Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь,
Надо многое уметь.
Хорошо, дружок, учись
И, конечно, не ленись.
(дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Первый русский мультипликатор- Александр Ширяев (слайд 1)
Воспитатель: Он был балетмейстером и создал первый отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Этот мультфильм создавали 3 месяца.
Воспитатель: Ещё один мультипликатор – Владислав Старевич был биологом. Он хотел создать обучающий фильм с насекомыми. Он снял фильм о жуках – рогачах, битву двух жуков. Он заметил, что если на жуков падает освещение, они становятся пассивными. И биолог при помощи тонких проволочек управлял жуками в кадре.
Воспитатель: Следующим этапом в развитии мультипликации стало возникновение техники плоские марионетки. Например,мультфильм «Советские игрушки» (режиссёр Д.Вертов).
Воспитатель: Позднее в мультфильмах стали большое внимание уделять тому, чтобы не только персонажи, но и задний фон были реалистичными, как в мультфильме «Непослушный котёнок».
и «Каштанка»
Воспитатель: Затем появляется объёмная мультипликация, как в мультфильме «Варежка» (Р.Качанов).
Воспитатель: Несколько позднее появляются первые компьютерные мультики. «Кошечка»
Воспитатель:Ещё были и есть рисованные мультики, например, «Тайна третьей планеты».
Воспитатель:Эксперименты с пластилином начал Александр Татарский в мультфильме «Пластилиновая ворона».
Воспитатель: В мультфильмах использовалась живопись по стеклу, как в «Сказочке про козявочку».
Игра «Системный оператор»
Воспитатель: Без чего не было бы мультфильмов?
Дети: Без видеокамеры.
Воспитатель: А сейчас давайте выполним упражнение «Системный оператор». Рассмотрим систему видеокамера с точки зрения её надсистемы и подсистемы, прошлого и будущего системы. Итак, видеокамера это система. Тогда надсистемой будет то, где можно её встретить.
Дети: На утреннике, дома, на съёмках фильма, по телевизору.
Воспитатель: А я видела много видеокамер в магазине «ЗЛЬДОРАДО» (ставит карточку с символикой или картинку с изображением видеокамеры)
А подсистемой будет то, из чего она состоит.
Дети: Корпус, объектив, штатив (ставят карточку).
Воспитатель: У каждой системы есть прошлое и будущее. Что будет являться прошлым системы?
Дети: Старая фотокамера.
Воспитатель: Это было фотографическое ружьё, которое являлось прообразом киносъёмочных аппаратов (ставит карточку). Тогда что будет надсистемой?
Дети: Бабушкин сундук, мусорный бак, картинка в старой книжке.
Воспитатель: А ещё можно встретить фоторужьё в музее (ставит карточку). А что будет подсистемой фотографического ружья?
(Если дети затрудняются, воспитатель помогает).
Воспитатель: объектив, рукоятка, спусковой механизм и плечевой упор (ставит карточку)
Воспитатель: Что будет являться будущим системы?
Дети: Маленькая флешка 10D (ставят карточку).
Воспитатель: Что будет надсистемой?
Дети: Магазин, а подсистемой будет тонкая пластинка с чипом и проводами (ставит карточку).
Воспитатель: Вот мы и узнали, что было с видеокамерой раньше, когда вас ещё не было.
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть»….
Цель: Определение подсистемных связей объекта, развитие логического мышления, речи, обогащение словаря.
Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть звук?
Дети: Это может быть телевизор, телефон, дверной звонок, колокольчик, музыкальные инструменты, сигнализация.
Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть экран?
Дети: Это может быть экран компьютера, фотоаппарата, экран видеокамеры, экран телевизора, экран в телефоне, экран кинотеатра.
Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть штатив?
Дети: У фотокамеры, у видеокамеры есть штатив, штатив микроскопа, штатив с пробирками.
Воспитатель: Что можно сказать о предмете, если там есть мотор?
Дети: Автомобиль, стиральная машина, холодильник, лодка.
Воспитатель: При съёмке мультфильма, когда начинает работу камера, говорят: «Мотор!».
Воспитатель: Ребята, когда заканчивается трудоёмкая работа над мультфильмом, настаёт премьера нового мультфильма. Премьера – это первый показ. А чтобы зрители знали, что появился новый мультфильм, его широко рекламируют.
Воспитатель: Давайте и мы с вами отправимся на премьеру. На чём туда можно доехать?
Дети: На автобусе, на самолёте, на велосипеде, на такси, на самолёте.
Воспитатель: А я предлагаю отправиться на премьеру на мультяшной машине.
(Дети подходят к столам и выкладывают машину из отдельных деталей)
Игра «Пентамино» (ЗИЛ) (см.Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества» М.,2006)
Цель: Развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление; учить сравнивать, анализировать сделанные ходы, планировать следующие ходы, объединять разрозненные детали в целое.
Воспитатель: Вам понравилось то, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали? Сегодня было одно интересное задание. Какое? А ещё сегодня было одно лёгкое задание какое? А где вам могут понадобиться полученные знания?
Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём в музыкальный зал для просмотра мультфильма « Двенадцать месяцев»