Грибы

Хайбульдинова Марина Николаевна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка"

 г.Калач-на-Дону Волгоградской области


Цель: формирование умений у детей передавать образ гриба.

Задачи:

Образовательные: закрепить умение детей самостоятельно лепить грибы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Продолжать знакомство с новым приемом лепки – оттягиванием.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческую самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, воспитывать интерес к лепке, аккуратность, усидчивость, внимательность, любовь к окружающему.

Предварительная работа: беседа о времени года, картинки грибов, ежик, листики-подставки для поделок, пластилин, доска для лепки (для каждого ребенка), разучива-ние пальчиковой гимнастики, физкультминутки.

Методы:

-наглядный: использование готового макета игрушки     

 - словесный: объяснение, рассказ

Приемы:

  - игры         

- опросы к детям       

- художественное слово

Материалы и оборудование: пластилин, доска, стек, салфетки.

Структура НОД:

1.Вводная часть 5 мин.

1) мотивационный этап

Приветствие  «Здравствуй, друг!»

2) физкультминутка

3) Дидактическая  игра «Собери грибок»

2.Основная часть13 мин.

1) показ приемов работы

2)Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»

3) практическая

3.Заключительная часть (итог) 2 мин.

1) анализ занятия

Ход НОД

1.Вводная часть

1) мотивационный  этап  

Воспитатель: ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Приветствие  «Здравствуй, друг!»

Поприветствуйте друг друга…(становятся парами)

Здравствуй, друг!  (рукопожатие)

Как ты тут?            (похлопывание по плечу)

Где ты был?           (теребят друг друга за мочку уха)

Я скучал!                (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!           (Разводят руки в стороны)

Хорошо!                  (обнимают друг друга)

 

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес, хотите пойти?

Дети: да!

Воспитатель: Здравствуй лес, прекрасный лес

                          полный сказок и чудес!

                          кто тут ловко по деревьям скачет

                          и в дупле орешки прячет? (белочка)

Дети: белочка!

Воспитатель: посмотрите, как белочка обрадовалась нашему приходу! Как вы думаете, что белочка делает в лесу?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно, заготавливает на зиму грибы!

Ребята, белочка просит вашей помощи заготовить грибы, поможем белочке?

Дети: да.

Воспитатель: пошлите, погуляем по лесочку, посмотрим на грибочки.

Воспитатель:

Загадка:  А вот кто—то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
А на шляпке горошки. (мухомор)

А что это за гриб?

Скажите, а мухомор съедобный гриб или нет?

Дети: нет, не съедобный, его кушать нельзя!

Воспитатель: давайте, внимательно рассмотрим гриб, чтобы когда вы пойдете в настоящий лес, никогда не сорвали его.                                                                                               Какая у него ножка? (Длинная, тоненькая, а шляпка круглая тоненькая, с белыми горошками).

Воспитатель: запомните, ребята, что мухомор ядовитый и несъедобный гриб!

Давайте поищем съедобные грибы для нашей белочки. Посмотрите, под ёлочкой ещё один грибочек, послушайте про него загадку:                                                                   Разместился   под сосной                                                                                                                                       этот гриб, как царь лесной                                                                                                                     Рад найти его грибник, это (белый гриб боровик)  

Это съедобный гриб, ножка у него толстая как столбик, короткая, он держит большую, круглую шляпу. Такому грибочку будет рада белочка.                                                                    Погуляем по лесочку, поищем еще такие грибочки. 

Воспитатель: давайте, мы с вами немножко поиграем, представим, что мы все грибники, пойдем в лес за грибами.

2) Физкультминутка

Мы  шли — шли - шли, (шагаем на месте)
Белый гриб нашли. (хлопки в ладоши)
Раз-грибок, (наклоны вперед)
Два - грибок, (наклоны вперед)
Три - грибок, (наклоны вперед)
Положили в кузовок. (шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Воспитатель: немножко мы с вами отдохнули, по лесу погуляли, а вот грибов белочке почти не собрали. Давайте, мы с вами слепим грибочки  белочке.

3) Дидактичская  игра «Собери грибок»

Воспитатель: -давайте рассмотрим их,  чем они похожи? (показ грибов: белый гриб боровик, масленок, лисичка, шампиньон, груздь, мухомор)

Дети: у грибов есть ножка и шляпка.

Воспитатель: правильно! А чем они отличаются?

Дети: грибы бывают разных размеров и цветов.

Воспитатель: - а какая ножка у белого гриба? (белая, снизу толстая, а ближе к шляпке становится тоньше) (показ гриба).

- Посмотрите на шляпку, она какая? (Коричневая, круглая, выпуклая)

-Сегодня мы будем лепить что? (грибы)

Воспитатель: да, белый гриб (проходим за столы).

Воспитатель: прежде, чем начать лепить, вспомним правила работы с пластилином.

ЗАКАТАТЬ РУКАВА, ЛЕПИТЬ ТОЛЬКО НА ДОСКЕ, НЕ РАЗМАЗЫВАТЬ ПО ДОСКЕ, РАБОТАТЬ АККУРАТНО, ПЛАСТИЛИН НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ПОЛУ, У ТОВАРИЩЕЙ НА ОДЕЖДЕ

2.Основная часть 13мин:    

1) Показ приемов работы

Воспитатель: сначала, я вам расскажу, как надо лепить гриб. Нам понадобится белый кусок пластилина и коричневый. Для того, чтобы у нас получился гриб, сначала нужно слепить ножку, а потом шляпку.                                                                                                                                                   - Как нам слепить ножку? Берем  белый пластилин, сначала немного разминаем его, затем, продольными движениями начинаем раскатывать колбаску, (показ движений) только смотрите, чтобы колбаска была толстая и короткая, а не тонкая и длинная. А ножка - то у нас с одной стороны потоньше, что нужно сделать? С одной стороны нужно взять тремя пальчиками – большим, указательным и средним и чуть-чуть оттянуть, немного сжимая пальчики. Этот прием называется оттягивание. Посмотрите, получилась у нас ножка с одной стороны толстая, а с другой потоньше.                                                                                        -Теперь лепим шляпку. Какую форму имеет шляпка? (круглую).                                                     Значит, как будем катать пластилин? (круговыми движениями).                                                             У нас получился шарик для шляпки. У нашего грибочка в серединке шляпка  выпуклая, у нее есть углубление для ножки, а ближе к краям она становится тонкой. Мы немного шарик сплющим, не сильно нажимая на ладони, и получим кружок. Здесь мы тоже будем использовать прием оттягивания. Теперь в серединку кружочка снизу ставим большой пальчик, а сверху двумя пальчиками указательным и средним начинаем потихонечку нажимать и одновременно оттягивать вниз пластилин. Посмотрите, у нас получилась шляпка круглая и выпуклая.                                                                                 -Что теперь нужно сделать, чтобы получился гриб? (Соединить ножку и шляпку).

Посмотрите, какой грибок у меня  получился.                                                                                                                                  Теперь вы, ребята, приступайте к работе.                                                                                                                                                            Но сначала мы с вами немножко  разомнемся.

2)Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

Раз, два, три, четыре, пять, (кинезиологическое упр. кулак-ладонь)
Вышли пальчики гулять. ("шагают" по столу)
Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик)
Этот резал, (разгибает средний пальчик)
Этот ел, (разгибает указательный пальчик)
Ну, а этот лишь глядел! (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

3) Практическая (Выполнение самостоятельной работы детей под наблюдением воспитателя)                                                                     

Воспитатель: ребята, а теперь приступаем  к работе:  стульчики подвиньте, садитесь прямо, спинки прямые, не наклоняйтесь.                                                                                            Спрашиваю детей о том, с чего они начнут работу. Сначала слепим ножку, потом шляпку, и все это соединим. Работать нужно быстро, пока пластилин не затвердел. Разламывать и отщипывать кусочки от куска не надо. Работаем с целым куском.

Если ребенок затрудняется в работе, помогаю (индивидуальный показ приемов работы).  

3.Заключительная часть

1) анализ занятия

Воспитатель: все сделали, молодцы! Посмотрите, ребята, какая у нас с вами получилась сегодня грибная полянка (ставим грибочки на полянку), у всех получились грибочки для белочки.

-Что сегодня делали? Из чего? Давайте вспомним, как мы делали грибок?

Дети: сначала мы делали толстую колбаску для ножки из белого пластилина, что потом делали?

Потом делали шарик из коричневого пластилина для шляпки. Присоединяли потом это все вместе в грибок: ножку и шляпку и поставили его на полянку.

Вам понравилось лепить грибочки для белочки. Белочка очень рада и очень вас благодарит за помощь. Все грибочки очень красивые. 

Вам понравилось наше занятие?

 

Молодцы ребята!