Грибы
Хайбульдинова Марина Николаевна, воспитатель
МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка"
г.Калач-на-Дону Волгоградской области
Цель: формирование умений у детей передавать образ гриба.
Задачи:
Образовательные: закрепить умение детей самостоятельно лепить грибы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Продолжать знакомство с новым приемом лепки – оттягиванием.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческую самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, воспитывать интерес к лепке, аккуратность, усидчивость, внимательность, любовь к окружающему.
Предварительная работа: беседа о времени года, картинки грибов, ежик, листики-подставки для поделок, пластилин, доска для лепки (для каждого ребенка), разучива-ние пальчиковой гимнастики, физкультминутки.
Методы:
-наглядный: использование готового макета игрушки
- словесный: объяснение, рассказ
Приемы:
- игры
- опросы к детям
- художественное слово
Материалы и оборудование: пластилин, доска, стек, салфетки.
Структура НОД:
1.Вводная часть 5 мин.
1) мотивационный этап
Приветствие «Здравствуй, друг!»
2) физкультминутка
3) Дидактическая игра «Собери грибок»
2.Основная часть13 мин.
1) показ приемов работы
2)Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
3) практическая
3.Заключительная часть (итог) 2 мин.
1) анализ занятия
Ход НОД
1.Вводная часть
1) мотивационный этап
Воспитатель: ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.
Приветствие «Здравствуй, друг!»
Поприветствуйте друг друга…(становятся парами)
Здравствуй, друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку уха)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (Разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимают друг друга)
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес, хотите пойти?
Дети: да!
Воспитатель: Здравствуй лес, прекрасный лес
полный сказок и чудес!
кто тут ловко по деревьям скачет
и в дупле орешки прячет? (белочка)
Дети: белочка!
Воспитатель: посмотрите, как белочка обрадовалась нашему приходу! Как вы думаете, что белочка делает в лесу?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно, заготавливает на зиму грибы!
Ребята, белочка просит вашей помощи заготовить грибы, поможем белочке?
Дети: да.
Воспитатель: пошлите, погуляем по лесочку, посмотрим на грибочки.
Воспитатель:
Загадка:
А
вот кто—то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
А на шляпке горошки. (мухомор)
А что это за гриб?
Скажите, а мухомор съедобный гриб или нет?
Дети: нет, не съедобный, его кушать нельзя!
Воспитатель: давайте, внимательно рассмотрим гриб, чтобы когда вы пойдете в настоящий лес, никогда не сорвали его. Какая у него ножка? (Длинная, тоненькая, а шляпка круглая тоненькая, с белыми горошками).
Воспитатель: запомните, ребята, что мухомор ядовитый и несъедобный гриб!
Давайте поищем съедобные грибы для нашей белочки. Посмотрите, под ёлочкой ещё один грибочек, послушайте про него загадку: Разместился под сосной этот гриб, как царь лесной Рад найти его грибник, это (белый гриб боровик)
Это съедобный гриб, ножка у него толстая как столбик, короткая, он держит большую, круглую шляпу. Такому грибочку будет рада белочка. Погуляем по лесочку, поищем еще такие грибочки.
Воспитатель: давайте, мы с вами немножко поиграем, представим, что мы все грибники, пойдем в лес за грибами.
2) Физкультминутка
Мы шли — шли - шли, (шагаем на месте)
Белый гриб нашли. (хлопки в ладоши)
Раз-грибок, (наклоны
вперед)
Два - грибок, (наклоны вперед)
Три - грибок, (наклоны вперед)
Положили в кузовок. (шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют
движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Воспитатель: немножко мы с вами отдохнули, по лесу погуляли, а вот грибов белочке почти не собрали. Давайте, мы с вами слепим грибочки белочке.
3) Дидактичская игра «Собери грибок»
Воспитатель: -давайте рассмотрим их, чем они похожи? (показ грибов: белый гриб боровик, масленок, лисичка, шампиньон, груздь, мухомор)
Дети: у грибов есть ножка и шляпка.
Воспитатель: правильно! А чем они отличаются?
Дети: грибы бывают разных размеров и цветов.
Воспитатель: - а какая ножка у белого гриба? (белая, снизу толстая, а ближе к шляпке становится тоньше) (показ гриба).
- Посмотрите на шляпку, она какая? (Коричневая, круглая, выпуклая)
-Сегодня мы будем лепить что? (грибы)
Воспитатель: да, белый гриб (проходим за столы).
Воспитатель: прежде, чем начать лепить, вспомним правила работы с пластилином.
ЗАКАТАТЬ РУКАВА, ЛЕПИТЬ ТОЛЬКО НА ДОСКЕ, НЕ РАЗМАЗЫВАТЬ ПО ДОСКЕ, РАБОТАТЬ АККУРАТНО, ПЛАСТИЛИН НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ПОЛУ, У ТОВАРИЩЕЙ НА ОДЕЖДЕ
2.Основная часть 13мин:
1) Показ приемов работы
Воспитатель: сначала, я вам расскажу, как надо лепить гриб. Нам понадобится белый кусок пластилина и коричневый. Для того, чтобы у нас получился гриб, сначала нужно слепить ножку, а потом шляпку. - Как нам слепить ножку? Берем белый пластилин, сначала немного разминаем его, затем, продольными движениями начинаем раскатывать колбаску, (показ движений) только смотрите, чтобы колбаска была толстая и короткая, а не тонкая и длинная. А ножка - то у нас с одной стороны потоньше, что нужно сделать? С одной стороны нужно взять тремя пальчиками – большим, указательным и средним и чуть-чуть оттянуть, немного сжимая пальчики. Этот прием называется оттягивание. Посмотрите, получилась у нас ножка с одной стороны толстая, а с другой потоньше. -Теперь лепим шляпку. Какую форму имеет шляпка? (круглую). Значит, как будем катать пластилин? (круговыми движениями). У нас получился шарик для шляпки. У нашего грибочка в серединке шляпка выпуклая, у нее есть углубление для ножки, а ближе к краям она становится тонкой. Мы немного шарик сплющим, не сильно нажимая на ладони, и получим кружок. Здесь мы тоже будем использовать прием оттягивания. Теперь в серединку кружочка снизу ставим большой пальчик, а сверху двумя пальчиками указательным и средним начинаем потихонечку нажимать и одновременно оттягивать вниз пластилин. Посмотрите, у нас получилась шляпка круглая и выпуклая. -Что теперь нужно сделать, чтобы получился гриб? (Соединить ножку и шляпку).
Посмотрите, какой грибок у меня получился. Теперь вы, ребята, приступайте к работе. Но сначала мы с вами немножко разомнемся.
2)Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
Раз, два, три, четыре, пять, (кинезиологическое упр. кулак-ладонь)
Вышли пальчики гулять.
("шагают" по столу)
Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик)
Этот резал, (разгибает средний пальчик)
Этот ел, (разгибает указательный пальчик)
Ну, а этот лишь глядел! (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
3) Практическая (Выполнение самостоятельной работы детей под наблюдением воспитателя)
Воспитатель: ребята, а теперь приступаем к работе: стульчики подвиньте, садитесь прямо, спинки прямые, не наклоняйтесь. Спрашиваю детей о том, с чего они начнут работу. Сначала слепим ножку, потом шляпку, и все это соединим. Работать нужно быстро, пока пластилин не затвердел. Разламывать и отщипывать кусочки от куска не надо. Работаем с целым куском.
Если ребенок затрудняется в работе, помогаю (индивидуальный показ приемов работы).
3.Заключительная часть
1) анализ занятия
Воспитатель: все сделали, молодцы! Посмотрите, ребята, какая у нас с вами получилась сегодня грибная полянка (ставим грибочки на полянку), у всех получились грибочки для белочки.
-Что сегодня делали? Из чего? Давайте вспомним, как мы делали грибок?
Дети: сначала мы делали толстую колбаску для ножки из белого пластилина, что потом делали?
Потом делали шарик из коричневого пластилина для шляпки. Присоединяли потом это все вместе в грибок: ножку и шляпку и поставили его на полянку.
Вам понравилось лепить грибочки для белочки. Белочка очень рада и очень вас благодарит за помощь. Все грибочки очень красивые.
Вам понравилось наше занятие?
Молодцы ребята!