НОД "Моя семья"
Дмитриенко Нина Владимировна, воспитатель
МБДОУ Детский сад №257
г. Челябинск
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи
Тема: «Моя семья».
Цель:Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут
вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Формировать представления о семье и родственных отношениях.
Задачи:
Образовательные:-
активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
-составление сложносочинённых предложений с союзом «а»
Развивающие:-упражнять
в образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
-упражнять в образование сравнительной степени прилагательных.
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье.
Воспитательные:воспитывать
у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Индивидуальная работа:
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов.
Оборудование или демонстрационный материал:альбомы с фотографиями членов семьи,лучики, тучки, кружочки красного и черного цвета, мнемотаблицы.
Ход НОД: 30 мин.
1.Часть
Появление Кузи на экране
- Ребята, у нас сегодня появился на экране волшебный гость. Скажите кто он?
Ответ детей.
Воспитатель: Но очень грустный. Нам нужно ему рассказать о самых близких, родных нам людей. Он станет спокойнее, добрее, милее, воспитанным.
Воспитатель: -
Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
У меня есть ромашка, на каждом лепестке для вас загадка.
1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
2 лепесток.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
4 лепесток
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
6 лепесток
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
7 лепесток
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель:Дети
вы догадались о чём у нас сегодня пойдёт речь?
Посмотрите пожалуйста на экран и отгадайте ребус.(слайд)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья) (слайд)
Воспитатель:Дети
а что такое семья? (высказывание детей)
Поиграем в игру :
«Назови родственников» ( игра с мячом.)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
Появление Кузи (слайд)
- Наш друг стал весёлым.
- Вот и домовенок Кузя сочинил стихотворение про свою родню. А вы внимательно слушайте.
Кузя для вас приготовил задание.
«Прочитать стихотворение по таблицы.»
Физкультминутка
«Веселые палочки»
Мама приходила (шагаем палочками по полу)
Капусту порубила (как будто играем на барабане)
Тесто месили (катаем по полу)
Пирожок лепили (стучим палочками)
Дети прибегали (шагаем палочками по полу)
Пирожок съедали (крутим палочки как мельницу)
Раз - два, раз – два, (стучим полочками)
Вот и нет пирожка (разводим руки с палочками в стороны)
2.Часть
Воспитатель:Ребята Кузя нам рассказал стихотворение про свою семью, давайте вы тоже расскажите ему про свою семью.
Составление рассказа по мнемотаблице (4-6 человек)
Игра: «Старше младше».(слайд)
(составление сложносочинённых предложений с союзом «а»)
Папа старше сына,а сын младше папы.
Внук младше дедушки,а дедушка старше внука.
Дедушка старше сына,а сын младше дедушки.
Мама старше дочьки,а дочь младше мамы.
Дочь младше папы,а папа старше дочери.
Бабушка старше мамы,а мама младше бабушки.
«Какая ваша семья» (Названные
комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая
- Как вы думаете, что разрушает семью?
(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)
Ссоры, обиды
Непонимание
Невнимание
непослушание
лень
неправильные поступки
Игра: «Радость или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с братом.
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Дети читают стихи.
(Все дети)
3.Итог
Воспитатель:
- Ребята, что вы сегодня делали на занятии?
- Что вам понравилось на занятии?
Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать
им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Воспитатель: Вручение благодарственных писем.