Минипроект "Огород на окне"

Банщикова Зухра Абдушукуровна, воспитатель ДОУ

Галкина Татьяна Петровна, воспитатель ДОУ

МБДОУ Кузьмичевский детский сад "Улыбка"

Волгоградская область, Городищенский район, поселок Кузьмичи


Содержание.

1.Актуальность проекта.

    Концептуальные идеи проекта, цель, задачи.

2. Педагогическая актуальность.

3. Предполагаемый результат.

4. Этапы работы над мини- проектом.

5. Практическая значимость.

6. Ресурсное обеспечение мини- проекта.

7. Приложение №1.

8. Приложение №2.

9. Фотоотчёт.

 

 

 

Познавательно – исследовательский мини- проект на тему: «Огород на окне».

 

Образовательное учреждение: МБДОУ «Кузьмичёвский детский сад «Улыбка»» Городищенского района Волгоградской области.

Руководители проекта:

Галкина Татьяна Петровна- воспитатель, первая квалификационная категория;

Банщикова Зухра Абдушукуровна- воспитатель, первая квалификационная категория.

Состав проектной группы: дети старшей группы, возраст 5-6 лет, родители воспитанников.

Вид проекта: краткосрочный (октябрь- декабрь 2016 год).

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, таблички для маркировки растений.

 

 

 

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»

                                                                        В.А. Сухомлинский

 

1.    Концептуальные идеи проекта, цель, задачи:

Цель. Формирование экологических представлений детей об овощных культурахв процессе выращивания из семян.

Задачи: 

-Обогащать и расширять представления детей о растениях. Как можно вырастить лук, петрушку, укроп,  на окне?

-Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.

-Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания. Учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.

-Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

-Развивать интерес к развитию и росту растений.

-Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

-Воспитывать любознательность и наблюдательность.

-Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
- Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

-Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым

- Для родителей- привлечь к совместной исследовательской деятельности

( пополнение семян).

Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»

                             «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

                             «Как потопаешь, так и полопаешь»

 

 

 

2. Педагогическая актуальность.

         В условиях группы можно вырастить урожай на окне.

Проблемная ситуация.
         Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.

         Недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.

Принципы работы.


• Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
• Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.

 

 

 

3. Предполагаемый результат.

Для детей:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян на окне.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
6. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

7. Вовлечение в творческую деятельность.

8. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

 

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

 

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

 

Связь с другими видами деятельности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, труд, физическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этапы работы над мини- проектом:

1). Ознакомительный (подготовительный): определение цели и задач мини-проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Маленькие садоводы», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2). Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации мини-проекта (беседы, опыты, эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-11-я неделя.
3). Заключительный: подводятся итоги, подготавливается фотоотчёт для родителей, итоговая беседа – 12 неделя.

1). Ознакомительный (подготовительный) этап.

Деятельность педагога.

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над мини-проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации мини- проекта.

4. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки , стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме  мини-проекта.

6. Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей.

1. Рассматривание иллюстративного материала по теме мини-проекта.

Взаимодействие с семьей.

1.Сбор семян, необходимых для посадки.

2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению мини-проекта.

Примечание.

На этом этапе формируется проблема, цель и задачи мини-проекта.

Тема: «Кто, где живет, где что растет»

Скороговорка дня: «Во саду ли в огороде, за забором, за плетнем»

Цель: актуализация и обобщение знаний о культурных растениях.

Предварительная работа: обсудить с родителями, какие растения можно вырастить на огороде. Почему их называют культурными?

Дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?».

Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.

 

 

 

 

2). Основной (или этап реализации проекта):

1. Деятельность педагога.

1. Беседа с детьми познавательного характера.

2. Организация предметно – развивающей среды по теме.

3. Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей.

1. Игровая, двигательная деятельность.

2. Участие в практической деятельности.

3. Посадка семян в землю.

4. Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек

5. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах (см. приложение 1).

3). Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Подготовка дидактических игр: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний».

Изготовление альбомов «Выращивание лука», «Как растёт морковь».
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Оформление фотоотчёта для родителей о проделанной работе.

Итоговое развлечение, музыкальная игра  «Огородная- хороводная» (приложение №2).

Анализируют и обобщают полученный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическая значимость.

По реализации мини-проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. В ходе работы по мини-проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по мини-проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
5. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
6. Дети увидели многообразие посевного материала.
7. Дети более бережнее стали относиться к растительному миру.

 

6. Ресурсное обеспечение мини- проекта.

 

- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,         М.А. Васильевой.;

- Открытие мероприятия для старшей группы, образовательная область «Познавательное развитие», под редакцией Аджи А.В.;

- Открытие мероприятия для старшей группы, образовательная область «Художественно- эстетическое развитие», под редакцией Аджи А.В.;

- Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет, под ред. Улановой Л.А.;

- Картотека дидактических игр по экологии.

- Интернет- ресурсы: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/06/ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.pdf

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.


Тема: «Пашню пашут, руками не машут»

Поговорка дня: «Дело мастера боится»

 «Не начавши думай, начавши делай»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

Загадки:

Здесь у нас разбиты грядки,

А на грядках по порядку

Дружно овощи растут:

Тут – морковь, а редька – тут (огород)

Только снег сойдет весной,

Ты нам киваешь головой!

Ты первой зелени подружка-

Раскудрявая…  (петрушка)

Зонтики-головки!

Кружевные пальчики,

По всей грядке ловко!

Разбежались мальчики

- Вы куда бежите? Стоп!

Я хочу  сорвать…   (укроп)

На грядке зелёная стрела

К свету, к солнышку взошла.

Мы ее покрошим в суп,

Приправа эта – зелёный …   (лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук)

 Он бывает, дети, разный –

 Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… (перец)

Здесь растут морковь, капуста,

И картофель здесь растет.

А зимой здесь будет пусто –

Отдыхает…(огород)

В огороде стоит, ничего не говорит,

Сам не берет и другим не дает (пугало)

Приложение №2.

 

Итоговое развлечение

Музыкальная игра «Огородная- хороводная».

 

Ход развлечения.

За окном зима мороз

И метель кружиться

А у нас на окне лук колосится.

(дети сидят на стульчиках полукругом).

- Ребята, а кто же вырастил этот урожай?

- Мы!

- Спасибо вам ребята, вы очень постарались!

- А что вы сажали?

- Лук, петрушку, укроп.

- А почему зелень на нашем огороде так быстро выросла?

- Потому что мы ухаживали за ним.

- Молодцы ребята. А давайте мы с вами поиграем немного.

Музыкальная игра «Огородная- хороводная».

Ход игры.

На голове у ребят маски с овощами (лук, капуста, помидор и т.д).

Один из участников игры выходит в круг читает стихотворение про себя, а остальные,  взявшись за руки, идут по кругу и поют под музыку песню про этот овощ.

Есть у нас огород,

Там зелёный лук растёт,

Вот такой вышины

Вот такой ширины.

Ты лучок сюда спеши,

И немного поспеши.

Итак, игра продолжается с остальными овощами.

Стихи.

 Зеленый лук

Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!

Редиска

С белым хвостиком редиска
Зарумянила бочок,
С грядки нам сестра Раиска
Собрала большой пучок.

Помидор

Помидор я, иль томат,
Витаминами богат,
На вид я не ужасный:
Круглый я и красный,
Положить меня в салат,
Каждый будет очень рад.

Огурец

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый,
Расту я в огороде,
Любим во всем народе,
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец.

Морковь

Дремлет под землёй морковь
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
— Покажись, девица!

Капуста

Не люблю, чтоб было пусто
В животе, и ем капусту!
Без сомненья, этот овощ
Для пищеваренья – помощь!

Петрушка

Полезную траву петрушку
Съедим и свежей, и засушим.
Её добавим мы в салат,
Уверен — каждый будет рад.

Укроп

И зеленый, и душистый.
И, как елочка, пушистый.
Я – укроп, делюсь секретом:
Нужен я зимой и летом.

 

- Дети, а что нужно для роста растений?

- Вода.

- Правильно, нам нужна была вода, мы водой поливали.

- А ещё что нужно для быстрого роста растений?

- Тепло, свет.

- Молодцы! Правильно, свет и тепло обязательно растениям, поэтому наш огород стоит на окне, там, где светит солнышко и греет наших зелёных друзей. Поэтому наши растения выросли быстро, и мы вас приглашаем на обед, где мы их и попробуем.