Дидактическое пособие лэпбук "Профессии" для познавательного развития воспитанников 5-6 лет

Сапункова Наталья Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории

Лихоманова Инна Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ "Кузьмичёвский детский сад "Улыбка"

Волгоградская область, Городищенский район, п.Кузьмичи


Назначение.

Лэпбук включает в себя задания на умственное, речевое развитие и

восприятие окружающего мира. Помогает систематизировать имеющиеся

знания о профессиях, закрепляет навыки речи, способствует развитию мелкой

моторики рук, глазомера. Предназначен для детей старшего дошкольного

возраста.

Актуальность.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями.

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему

самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная,

постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с

профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная

профессия. Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры по теме. Данное пособие является средством развивающего обучения. Лэпбук является средством определения уровня развития представлений о профессиях.

Цель.

Формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека. Расширение представления о труде людей разных профессий. Обогащение  предметно - развивающей среды группы.

Задачи:

- Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей познавательных интересов;

- Обогатить и активизировать словарь детей;

- Развитие внимания, памяти, мышление. Мелкая моторика рук;

- Сенсорное развитие детей. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей. Закрепление полученных представлений;

- Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности;

- Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;

- Продолжать знакомить детей с трудом взрослых;

- Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества;

Описание.

После того как определилась с темой, я составила план, так как лэпбук  - это учебное пособие. Поэтому нужно продумать, что он будет в себя включать, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную мною тему.  Перед тем как изготовить лэпбук, я выбрала задания, которыми хотела наполнить дидактическое пособие. В него вошли следующие задания и дидактические игры:

1.      Кармашек «Карточки профессий» и сами карточки с изображением людей разных профессий – 24 штуки

2.      Кармашек «Кому что нужно» с карточками атрибутов профессий - 8 штук.

3.      Раскладушка «Карта страны профессий» (наглядная классификация профессий)

4.      Раскладушка «Рассказ о профессии» (для самостоятельного составления ребенком рассказа о своей профессии)

5.      Конвертик «Спецодежда» (бумажный человечек и одежда для него)

6.      Вращающийся круг «Кто здесь работает?» (игра)

7.       Книжка-гармошка «Угадай профессию» (содержит загадки)

8.       Мини-книжка «Стихи о профессиях» (содержит стихотворения)

9.      Мини-книжка «Раскраска» (картинки для раскрашивания ребенком)

10.   Мини-книжка «Кто?»

11.  Мини-книжка «Что делает?»

 

Затем составила макет будущего лэпбука. За основу папки я взяла базовый вариант, который сделала из плотной бумаги. Далее я начала оформлять лэпбук, используя различные материалы: картон, белая и цветная бумага, картинки, скотч, ножницы, клей и другие.

Задания и методические рекомендации к лэпбуку:

1. Кармашек «Карточки профессий»

Задание ребенку. Рассмотреть карточки, найти на каждой характерные именно для названной профессии элементы, использовать карточки как материал в играх и занятиях по теме «профессии». Способствует: Знакомству с внешним видом людей разных профессий, расширению кругозора, развитию логического мышления и памяти.

2. Кармашек «Кому что нужно»

Задание ребенку: Рассмотреть карточки с изображением предметов. Назвать, в какой профессии эти предметы нужны? Для чего они служат? Попросите продемонстрировать, как этими предметами пользоваться (пантомимой). Назвать, какие еще предметы можно использовать в этой профессии? Подобрать к каждой карточке с предметами парную к ней картинку с изображением человека этой профессии (из кармашка «карточки профессий»).

Способствует: Знакомству с атрибутами труда людей разных профессий, расширению кругозора, развитию логического мышления и памяти.

З. Раскладушка «Карта страны профессий»

Задание ребенку:Изучить карту, рассортировать карточки профессий по соответствующим «городам». Назвать свои примеры профессий и написать их на карте (если умеет писать) в специально отведенных местах.

Способствует: Изучению классификации профессий, умению выделять объекты труда.

4. Раскладушка «Рассказ о профессии»

Задание ребенку: Выбрать любую профессию, о которой он хочет рассказать (например, ту, кем он хочет стать, когда вырастет).

Нарисовать рисунок об этой профессии и наклеить его в рамку на обложке. Написать название профессии (если умеет, или попросить взрослых).

Устно составить рассказ о своей профессии. используя вопросы, приведенные внутри раскладушки (вопросы зачитывает взрослый).

Если ребенок уже умеет писать, можно ответы на вопросы записать на соответствующие места. Способствует: Развитию речи и навыков письма. А также ранней профориентации ребенка.

5. Конвертик «Спецодежда»

Задание ребенку: Вырезать бумажную куклу и одежды для нее. Подумать и сказать, для чего служит та или иная спецодежда.

Нарисовать и вырезать бумажные одежды для куклы, изображающие спецодежду каких-нибудь других профессий.

Использовать бумажную куклу в играх на тему «профессии».

Способствует: Развитию мелкой моторики, знакомству с понятием «спецодежда» и ее назначением.

6. Вращающийся круг «Кто здесь работает?»

Задание ребенку: с помощью взрослых, используя материалы интернета и дополнительной литературы (книги, энциклопедии), познакомиться с организацией работы изображенных предприятий и учреждений, узнать кто там работает и чем они занимаются.

После этого можно поиграть в игру: один игрок крутит стрелочку, второй рассказывает о том, кто работает на выбранном месте работы. Потом роли меняются. Другой вариант игры — более сложный, в нем применяется игральный кубик.Способствует: Знакомству ребенка с работой различных предприятий и учреждений, расширению кругозора, умению получать информацию из дополнительных источников, развитию речи.

7. Книжка-гармошка «Угадай профессию» (загадки)

Задание ребенку: Прочитать или послушать загадки и отгадать профессию. Способствует: Развитию мышления

8. Мини-книжка «Стихи о профессиях»

Задание ребенку: Прочитать (или послушать) стихотворения. Выучить наизусть понравившееся. Способствует: Развитию речи, знакомству с профессиями.

9. Блокнотик «Раскраска»

Задание ребенку: На место круга-головы наклеить фотографию своего лица (или просто рисунок лица человечка). И раскрасить на каждой страничке тело. Перелистывая страницы будет получаться, что человечек переодевается в костюмы разных профессий.

На последних страничках нарисовать свой собственный рисунок к любой профессии. Способствует: Развитию мелкой моторики и фантазии

10.11. Мини-книжки «Кто?» и «Что делает?»

Задание ребенку: Перелистывая странички мини-книжек, составлять пары кто и что делает. Например, «доктор-лечит», «водитель-рулит» и т.д.

 

Поиграть в «веселую путаницу»: Намеренно составлять неправильные пары «повар-играет» и т.п. Способствует: Наработке техники чтения, умению подбирать глаголы для обозначения действий.