Использование игр с мячом в воспитании детей с расстройством аутистического спектра

Владимирова Ольга Борисовна, воспитатель 

Крицына Мария Алексеевна, воспитатель 

МДОУ "Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда"

г.Волгоград


                    Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обучения детей с расстройствами аутистического спектра и предложены варианты  упражнений с разными мячами.

          Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, упражнения  с мячом.

          

    Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения в педагогический процесс выступают все более сложные категории детей с ограниченными возможностями здоровья [3,4]. Одну из нозологических групп здесь составляют  дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

          Расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение психического развития, которое характеризуется социальной дезадаптацией  и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения [5].

          Дети с расстройствами аутистического спектра составляют основную  массу детей, имеющих наиболее тяжелые отклонения, нарушения в социально-личностном развитии и требующие специальной психолого-педагогической  помощи.

          Актуальность проблемы на социальном уровне определяется заметно возросшим за последние десятилетия количеством детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра.  Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет, поднялась от 4-5 человек до 50-116 случаев на 10 000 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4 к 1). Еще в середине прошлого века – аутизм был  редким заболеванием, но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. В то же время, такие дети считавшиеся необучаемыми, включаются в систему образования и адаптируются в ней более или менее успешно.

          Психологические характеристики  свойственные ребятам  с РАС, проявляются в следующих сферах: поведение, эмоционально-волевая сфера, деятельность [5].

          Их поведение  крайне своеобразно, у них наблюдается тревожность, поведение жесткое не гибкое, страхи и повышенная тревожность, погруженность в себя и однообразные занятия (монотонность).  Эти состояния могут сочетаться с повышенной возбудимостью так и с расторможенностью, агрессией и самоагрессией которая направлена на самого себя. Негативизм  ребенка проявляется в  отказе   выполнять какие либо действия совместно со взрослым. А так же иногда сопровождаются сопротивлением (физическим), криком. Поведенческие  проблемы выражаются в зависимости от степени аутизма.

          В эмоциональной сфере нарушения выражаются в отсутствии взаимодействия с окружающими. Такие дети не жалуется, не обращается за помощью к близким людям, а на оборот отгораживается от любых контактов. Они очень боятся изменений в привычной для них жизни.  

          Познавательные процессы детей с аутизмом очень своеобразны. Ребенку сложно понять развитие ситуации во времени, разграничивать в последовательности события. При развитии восприятия можно отметить нарушение в ориентировке в пространстве. Во внимание ребенка попадают лишь те предметы , которые привлекательны для него, таким образом внимание ребенка с Рас практически не возможно привлечь.

          Деятельность детей с РАС  носит выраженный стереотипный характер: отмечается особая привязанность к предметам, датам, и маршрутам.   Что приводит к  узкому спектру интересов.

          Для  физического  развития  детей с РАС  характерны следующие нарушения:

- нарушения в основных движениях;

- моторная неловкость;

- нарушения крупной и мелкой моторики;

- стереотипные движения;

- нарушение координации;

         На  сегодняшний день  опыт обучения таких  детей  показывает, что для этой категории детей  должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей.

Отдельное направление подготовки детей с РАС отводится адаптивному физическому воспитанию. В последние время в его предметной области появилось большое количество разработок для детей имеющих особенности интеллектуального развития [2,3]. Специально организованная двигательная деятельность здесь направлена на формирование полноценной проприоцептивной чувствительности детей, развитие их крупной моторики, функциональных возможностей их организма, общее укрепление здоровья. С этой целью применяются различные средства физической подготовки, включающие элементы различных видов спорта, оздоровительные системы и технологии, общую физическую подготовку [1].   

          Главной  задачей является вовлечение ребенка совместную деятельность со взрослым для  его адаптации в обществе. Дети любят играть с предметами, особенно их привлекает мяч. Играть с ними – для детей одно удовольствие! Игры с мячом имеют большое значение для развития ребенка.  Они формируют ощущения и восприятия, так как имеют различную текстуру, размер и цвет, активизируют весь организм,  развивают ориентировку в пространстве,  глазомер, нормализуют эмоционально-волевую сферу,  что очень важно для детей с расстройством аутистического спектра,  а  так же побуждают к общению. Возможно применение разных форм игры с мячом: в одиночку, парой, подгруппой и группой.

          Основной мотив манипуляции с предметами и игрушками у детей с расстройством аутистического спектра  – привлекательные сенсорные свойства. Поэтому мы использовали мячи, разные по размеру и весу: маленький пушистый мяч, большой шершавый мяч, тяжелый  мяч, легкий гладкий мяч, так как происходит дифференцировка мышечных усилий, дифференцировка размера предмета, что очень важно для детей с РАС. Более того, это важно, поскольку знакомство с новыми свойствами обогащают представления ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Разработка  специальных игр, упражнений, пособий,  учитывающих специфику обучения детей с расстройствами аутистического спектра, является актуальной для нашего учреждения.  При сотрудничестве с физкультурным инструктором нами был разработан комплекс игровых упражнений с мячами. Представленные ниже упражнения   дети выполняли в течение дня,  в процессе разных режимных моментов: утром и  во 2-ю половину дня в самостоятельной деятельности и индивидуальной работе, в динамических паузах – между организованной деятельностью, а также на прогулке.

Упражнение 1. Поочередные броски и ловля разных по размеру и весу мячей двумя руками из разных исходных положений (стоя, сидя)

Цель: развитие психомоторики, мелкомоторной координации

Упражнение 2. Поочередные броски и ловля большого (малого, тяжелого, легкого) мяча из исходного положения стоя на стуле.

Цель: комплексное развитие вестибулярной устойчивости, реакция на движущийся объект, дифференцировка мышечных усилий

Упражнение 3. Ходьба по скамейке с ловлей и отбиванием легкого мяча.

Цель: планирование двигательных действий и развитие психомоторики.

Упражнение 4. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах с ловлей и броском мяча.

Цель:  планирование двигательных действий, согласованность движений

Упражнение 5. Прокатывание мяча (большого, малого, тяжелого) одной и двумя руками по скамейке.

Цель: дифференцирование мышечных усилий, планирование двигательных действий.

Упражнение 6. Одновременный бросок двумя руками разных по размеру и весу мячей.

Цель:  дифференцирование мышечных усилий, согласование межполушарного взаимодействия центральной нервной системы.

Упражнение 7. Одновременное прокатывание разных по весу и размеру мячей двумя ногами, и ловля легкого мяча в исходном положении сидя на стуле.

Цель:  дифференцирование мышечных усилий,  согласование межполушарного взаимодействия центральной нервной системы. 

Упражнение 8. Сбивание кеглей мячами, разными по весу и размеру из положения стоя.

Цель:  планирование действий, дифференцировка мышечных усилий, развитие координации глаз – рука.

Цель: планирование действий, дифференцировка мышечных усилий, развитие координации глаз – нога.

              Данные  упражнения  с мячами  положительно влияют на  детей  с расстройствами аутистического спектра. Им нравится взаимодействие, как с педагогом, так и с другими детьми, а так же добиваться успехов.  Использование этих  игровых упражнений существенно повлияло на физическое развитие детей, и  дало прекрасные возможности для улучшения социальной способности взаимодействия.

          Таким образом, это делает работу педагогов необычайно интересной, а радость маленьких побед приносит огромное удовольствие.

          Данный опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра может быть полезен и интересен не только педагогам, но и родителям.

 

Список использованных источников

1.   Геслак, Д. Адаптивная физкультура для детей с  аутизмом : Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС /  Дэвид С. Геслак ; пер. с англ. У. Жарниковой ; предисл. С. Шора. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2019.– 192 с.

2.  Максимова С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. № 1. С. 63-65.

3.  Максимова С.Ю. Обоснование организационно-методических условий музыкально-двигательного занятия для детей с синдромом Дауна / С.Ю. Максимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. – № 3 (29). С. 98-103.

4.   Чигрина, А.Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции : атоверф.. дисс. канд. пед. наук / Анна Яковлевна Чигрина. – Нижний Новгород, 2011.- 24 с.

5.   Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2018.–128 с.