Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе

"Знакомство с самоваром"

Винникова Светлана Анатольевна, воспитатель

МБДОУ ЦРР детский сад №26"Ивушка"

Приморский край, г.Спасск-Дальний


Цель : Продолжать развивать познавательный интерес к истории некоторых предметов русского быта и народных обычаев, к русскому фольклору; способствовать интеллектуальному развитию детей. Обобщить и систематизировать знания детей по теме "посуда "

Задачи :

- Познакомить детей с самоваром.

- Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта. Воспитывать желание быть гостеприимными.

- формировать связную речь детей, обогащать словарь следующими словами: заварочный чайник, чайная пара, самовар, крепкий, ароматный, чаепитие;

- закреплять название предметов чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница);

- активизировать употребление звука «Ч» в словах;- Воспитание патриотизмаПредварительная работа:

- рассматривание альбомов, иллюстраций- слушание русских народных песен;- знакомство с чайным сервизом;- беседа о видах чая (черный, зеленый, горячем чае, правилах безопасного поведения.

Материал и оборудование:

Стол, накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница с сахаром, молочник с молоком, вазочка, баранки, конфеты); столик с салфеткой, самовар, чайник для заварки, баночка с заваркой маленький поднос, тарелка с угощением; платок для воспитателя. 

1. Организационный момент.

Воспитатель в русском костюме с расписным платком на плечах.

Воспитатель:

–Дверь открою – стану звать, деток в гости приглашать!- Где вы детки? Заходите!Я вас чаем угощу.А потом будем играть,Песни петь и танцевать!

Звучит аудиозапись песни «К нам гости пришли»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята дорогие! Проходите, пожалуйста. Очень хорошо, что пришли ко мне в гости. Я очень рада вас видеть!

Воспитатель подводит детей к столу.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Я вас ждала – в доме убрала, стол накрыла белой скатертью и расставила к чаю красивую чайную посуду.

- Вам ребятки нравится у меня в гостях? Проходите, гости, присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее.

-Гости на порог и самовар на стол!

- У носатого у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Так говорят про самовар (Воспитатель показывает самовар)

- Как называют самовар? (Фока).

-А какой самовар? (Он большой, блестящий, красивый) Он похож на чайник, только очень большой.

-Что есть у самовара? (Крышка, ножки, маленький краник).

- Что за «руки в боки»? (Ручки).

- Зачем они нужны? (За них нужно браться, чтобы не обжечься.В самоваре вода горячая, кипяток).

- Чтобы в самовар воду налить, что нужно сначала сделать? (Снять крышку).

- А чтобы воду из самовара в чашку налить, что нужно сделать? (Открыть маленький краник).

Воспитатель:

Я пузатый, я пыхтящий,Я большущий и блестящий.Если только захочукипяточку вскипячу,Всех вас чаем угощу.

Воспитатель приглашает детей рассмотреть его, потрогать, сравнить с чайником. Дети находят сходства и отличия. Пока идет обсуждение, помощник воспитателя готовит чай в самоваре.

-Зачем нам нужен самовар? (Чай пить).- Горячая вода у нас есть, нам нужно заварить чай.

- Вы видели, как ваши мама и папа или бабушка заваривают чай? (Да).

- Как они это делают? (Высказывания детей).

- А сейчас я заварю для вас чай. Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (Заварка).

(Воспитатель открывает баночку, высыпает заварку на поднос, показывает детям; ребята трогают заварку, пробуют помять ее пальцами)

- Какая заварка? (Твердая, сухая, шершавая).

- Еще заварка бывает крупная и мелкая. Посмотрите, что лежит в этих баночках и скажите, где заварка крупная, а где мелкая? (Дети показывают и отвечают).

- Есть специальный чайник, в котором заваривают чай. Он так и называется: чайник для заварки, заварочный. Есть такой чайник на моем столе? Кирилл, покажи нам заварочный чайник (показывает и называет). Как вы думаете, из какого материала сделан этот чайник? (Из стекла).

- Правильно, он сделан из стекла, значит – стеклянный.

Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать в чайник заварку с подноса.                                                                                                   - Чем можно насыпать заварку? (чайной ложечкой).                                                        - Анюта, найди, пожалуйста, на столе и подай мне чайную ложечку.

Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать в чайник заварку с подноса.

- А что надо еще сделать, чтобы заварить чай? (Налить в чайник воды).

- И непросто воды. А какой воды? (Очень горячей, надо налить кипяток).

- А где у нас кипяток? (в самоваре).

- До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому, что в нем кипяток. Что нужно открыть, чтобы полилась вода? (Кран).

Воспитатель: Кран открывается,Вода наливается!

(Воспитатель наливает горячую воду)

- Сначала налью воды немного,А через некоторое время добавлю воды до самого горлышка чайника.Мы пока оставим чай завариваться, чтобы чаинки разбухли, разварились и чай у нас душистый и ароматный.

Физкультминутка.

Кипит самовар,во все стороны пар (дети показывают руками вверх и стороны)-Давай выручай! закончился чай. (руки в стороны и сложить ладошкой у груди- 2 раза)

-Кипяток наливай (имитация движения по очереди левой и правой р)

-Побежал через край (круговые движения 2 руками выше головы)

Ай-ай-ай (ладошки у щек, покачивания головой).

Воспитатель:

- Дети, слышите, кто-то стучит к нам в дверь? Входит домовенок Кузя.

Кузя: - Здравствуйте, ребята! Я почувствовал, что пахнет чем-то ароматным, душистым и мне захотелось узнать, что же это?

(Дети отвечают, что так пахнет чай, который они заварили; и приглашают Кузю к столу.Воспитатель разливает чай по чашкам.)

Кузя: - Я люблю чай с сахаром и молоком.

Воспитатель добавляет сахар и молоко. 

- Я к вам не с пустыми руками пришел, Вот что я принес вам.

 -Посмотрите ,что у меня в корзине?( Достают  связку , на которой одна баранка)

- Ой, а где же это я  потерял угощение? Хотел вас гостинцами угостить. Что же делать? Может быть вы мне  поможете напечь баранок?

Воспитатель: Давайте поможем Кузе  напечь баранки. А у тебя есть тесто для баранок?

- Конечно, есть. Посмотрите в моей корзинке.

Воспитатель: Давайте поможем испечь баранки. Садитесь за стол, я покажу вам, как надо лепить баранки.

 Воспитатель показывает, как нужно раскатать тесто между ладонями. Раскатываем прямыми движениями ладоней.

- Что получилось? (Столбик, колбаска).

 Соединяем концы в кольцо.

-  Какой формы баранка? (Круглая).

- Что есть по середине? (Дырочка).

- На что похожа баранка? (Колесо, руль).

А теперь садитесь за столы и поможем, Кузе слепить много баранок. И Кузя  сядет рядом с нами и посмотрит, как вы будите лепить.

Читает:

Ай качи, качи, качи ,Глянь, баранки, калачи,С пылу, жару, из печи.С пылу, жару, из печи –Все румяны, горячи.Прилетели тут грачи,Подхватили калачи,Нам осталисьБараночки.

3. Итоговая часть НОД.

- Что за Фока у вас на столе? Расскажите, какой он?- А в чем вы чай заваривали?- А как вы чай заваривали?

- Ребята, вам понравилось занятие? Если вам понравилось занятие, возьмите смайлик солнышко, если нет –тучку.После окончания дети прощаются с Кузей.