Режим и здоровье детей

Барашева Вероника Андреевна, воспитатель

МДОУ "ЦРР - Д/С № 165"

Челябинская область, город Магнитогорск


Режим дня – распорядок жизни на протяжении суток, который предусматривает чередование активных видов деятельности и сна.   

Правильный режим содействует правильному функционированию внутренних органов, обеспечивает активность детей, их работоспособность, предупреждает нервную систему от переутомления, создает специальные условия для нормального физического и психического развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов, содействует регулированию самих   потребностей.

Ежедневно, проводя разнообразные формы работы с детьми, воспитатель и помощник воспитателя должны так организовать педагогический процесс, чтобы нервная система детей не переутомлялась. Разумная организация кормления, деятельности и отдыха на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка служит основой совершенствования физиологических и психологических особенностей детского организма. 

Гигиенические и педагогические требования к организации режима:

1.                  Содержание помещений в чистоте;

2.                  Поддержание правильного температурного и воздушного режима;

3.                  Достаточная освещенность помещений;

4.                  Соответствие одежды детей их возрасту, сезону, температурному режиму;

5.                  Создание натуральной эмоционально-положительной атмосферы в группе;

6.                  Учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей;

7.                  Согласование в работе воспитателя и помощника воспитателя. 

Гигиеническое воспитание – часть общей культуры человека. Навыки и привычки к чистоте, аккуратности, порядку, которые прочно сформированы в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Но сформированы они будут только в том случае, если взрослые, которые воспитывают ребенка (в детском саду и семье), будут придерживаться при этом следующих обязательных условий:

- взрослые должны быть детям примером для подражания и, требуя от них исполнения определенных правил, обязаны сами всегда их выполнять, быть аккуратными, привлекательными внешне и т.д.;

- привитие гигиенических навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне (спокойный тон, доброжелательные отношения);

- необходимо обеспечить ежедневное, без всяких исключений, исполнение каждым дошкольником установленных гигиенических правил (всегда мыть руки перед едой и по мере загрязнения, умываться перед сном и после сна, постоянно полоскать рот после еды и т.д.);

- нужно объяснять детям значение этих правил;

- первое время помогать ребенку правильно осваивать нужный навык (например, прежде чем начать мыть руки, нужно закасать рукава и намылить ладони);

- не нужно торопить малыша, если он что-нибудь сосредоточенно выполняет;

- не выполнять за ребенка те действия, которые он в состоянии сделать сам;

- в дальнейшем, когда у ребенка сформируются навыки и привычки, дать ему полную самостоятельность (можно только спросить у малыша или напомнить ему, не забыл ли он то или другое сделать);

- необходимо придерживаться единства требований со стороны взрослых. 

Навыки личной гигиены, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте:

- с двух лет научить ребенка полоскать рот после еды, чистить зубы щеткой без пасты (с 3 лет – с пастой);

- мыть руки и лицо, расчесываться, пользоваться носовым платком;

- замечать неопрятность в своей одежде, сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно устранять ее. 

Показатели правильного построения режима:

- активность детей и их хорошее настроение;

- крепкий и спокойный сон;

- здоровый аппетит;

 

- длительное сохранение трудоспособности, активности и внимания.