Режим и здоровье детей
Барашева Вероника Андреевна, воспитатель
МДОУ "ЦРР - Д/С № 165"
Челябинская область, город Магнитогорск
Режим дня – распорядок жизни на протяжении суток, который предусматривает чередование активных видов деятельности и сна.
Правильный режим содействует правильному функционированию внутренних органов, обеспечивает активность детей, их работоспособность, предупреждает нервную систему от переутомления, создает специальные условия для нормального физического и психического развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов, содействует регулированию самих потребностей.
Ежедневно, проводя разнообразные формы работы с детьми, воспитатель и помощник воспитателя должны так организовать педагогический процесс, чтобы нервная система детей не переутомлялась. Разумная организация кормления, деятельности и отдыха на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка служит основой совершенствования физиологических и психологических особенностей детского организма.
Гигиенические и педагогические требования к организации режима:
1. Содержание помещений в чистоте;
2. Поддержание правильного температурного и воздушного режима;
3. Достаточная освещенность помещений;
4. Соответствие одежды детей их возрасту, сезону, температурному режиму;
5. Создание натуральной эмоционально-положительной атмосферы в группе;
6. Учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей;
7. Согласование в работе воспитателя и помощника воспитателя.
Гигиеническое воспитание – часть общей культуры человека. Навыки и привычки к чистоте, аккуратности, порядку, которые прочно сформированы в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Но сформированы они будут только в том случае, если взрослые, которые воспитывают ребенка (в детском саду и семье), будут придерживаться при этом следующих обязательных условий:
- взрослые должны быть детям примером для подражания и, требуя от них исполнения определенных правил, обязаны сами всегда их выполнять, быть аккуратными, привлекательными внешне и т.д.;
- привитие гигиенических навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне (спокойный тон, доброжелательные отношения);
- необходимо обеспечить ежедневное, без всяких исключений, исполнение каждым дошкольником установленных гигиенических правил (всегда мыть руки перед едой и по мере загрязнения, умываться перед сном и после сна, постоянно полоскать рот после еды и т.д.);
- нужно объяснять детям значение этих правил;
- первое время помогать ребенку правильно осваивать нужный навык (например, прежде чем начать мыть руки, нужно закасать рукава и намылить ладони);
- не нужно торопить малыша, если он что-нибудь сосредоточенно выполняет;
- не выполнять за ребенка те действия, которые он в состоянии сделать сам;
- в дальнейшем, когда у ребенка сформируются навыки и привычки, дать ему полную самостоятельность (можно только спросить у малыша или напомнить ему, не забыл ли он то или другое сделать);
- необходимо придерживаться единства требований со стороны взрослых.
Навыки личной гигиены, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте:
- с двух лет научить ребенка полоскать рот после еды, чистить зубы щеткой без пасты (с 3 лет – с пастой);
- мыть руки и лицо, расчесываться, пользоваться носовым платком;
- замечать неопрятность в своей одежде, сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно устранять ее.
Показатели правильного построения режима:
- активность детей и их хорошее настроение;
- крепкий и спокойный сон;
- здоровый аппетит;
- длительное сохранение трудоспособности, активности и внимания.