Берегите землю, берегите!
Самойлова Наталья Викторовна, библиотекарь
МКУ "Дмитровогорский СДК"
Тверская обл., Конаковский р-он, с. Дмитрова Гора
БЕРЕГИТЕ 3ЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ!
Эковикторина для учащихся 4 – 6 классов.
ПОДГОТОВКА:
Оформляется книжная выставка по теме викторины. Командам нужно придумать название, связанное с тематикой мероприятия и выбрать капитана своей команды. За каждый правильный ответ участники получают жетоны.
ПОНАДОБЯТСЯ:
Рыба, сделанная из картона с отрывными чешуйками;
цветок с отрывными лепестками;
бумага и ручки, награды для победителей.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, на территории нашей Родины очень много живописных уголков природы. Эти места не только красивы, но и богаты своеобразным растительным и животным миром. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
1 КОНКУРС. «ВОДА В ПРИРОДЕ».
(Ребята отвечают на вопросы Ведущего.)
1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Нас он летом в самый зной
ледяной поит водой. (Родник)
2. По реке идёт, идёт, а до берега дойдёт тут она и пропадёт.(Волна)
3. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий - в море.(Река)
4. Не вода, не суша, на лодке не уплывёшь и ногами не пройдешь. (Болото.)
5. Зеркало большое средь полей лежит. Небо отражает, землю украшает.(Озеро)
6. По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда, из мешков течёт вода.(Тучи)
7. Вечером родится, ночью живёт, утром умирает. (Роса)
8. Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывёт. (Облако.)
ВЕДУЩИЙ: Территорию нашей страны с севера на юг, на протяжении 3530 км пересекает Волга – крупнейшая река Европы, в древности её называли Ра.Она олицетворяет силу и величие нашего народа. Волга принимает в себя около 200 притоков, больших и малых. По подсчётам учёных ей сейчас 50 тысяч лет. Ребята, а вы знаете откуда берёт начало Волга?( С Валдайской возвышенности) А впадает? (В Каспийское море) (Ребята отвечают)
Какие рыбы, обитающие в наших реках, занесены в Красную книгу? (Шип, стерлядь, волжская сельдь и др.)
2 КОНКУРС. «ОТГАДАЙ РЕЧВОРД».
ВЕДУЩИЙ: Любителей рыбной ловли река привлекает круглый год. Перед вами рыбка. На её спине чешуйки с номерами. Поочерёдно участник от каждой команды выбирает любую чешуйку, называет её номер и отвечает на вопрос, соответствующий этому номеру. Если участник не ответит, команда может ему подсказать. В случае правильного ответа чешуйка остаётся у команды.
1. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Рак.)
2. Есть тигровая, а есть водяная. Что это? (Лилия.)
3. Назовите дыхательный орган рыб. (Жабры.)
4. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом.)
5. Что рыбы мечут весной? (Икру.)
6. Назовите рыбу, которая напоминает ежа. (Ёрш.)
7. Рога вперёд, ползёт, дом на себе везёт. (Улитка)
8. Эта рыба в воде не говорит «му». Кто это? (Бычок.)
9. Растёт по берегам водоёмов, если её сорвать, можно порезаться. Что это? (Осока.)
10. Речной волк зубами щёлк. Кто это? (Щука.)
11. Назовите рыбу с красными плавниками. (Краснопёрка.)
12. За способность линять эта рыба и получила своё имя. (Линь.)
3 КОНКУРС «КОНКУРС КАПИТАНОВ» .
(Капитаны команд отвечают на вопросы Ведущего.)
Вопросы:
1. Как называется сосновый лес? (Бор.)
2. Как называется дерево, растущее по берегам водоёмов? (Ива.)
3. Под каким деревом скакал трусишка зайка серенький? (Под елкой.)
4. Как называется коллекция засушенных листьев и цветов? (Гербарий.)
5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу: в лес со мной заберёшься с пути не собьёшься.(Компас)
Лес, ребята, помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озёра. Вы знаете, что из древесины изготовляют множество необходимых вещей? Давайте назовём, что же делают из дерева. (Мебель, бумагу, ткани, дома, спички и др.)
Правильно! Вот почему так важен для человека лес. Его нужно охранять и беречь. Надо помнить, что ни одно деревце нельзя срубить зря. Очень осторожно в лесу нужно обращаться с огнём. Пожар в лесу это катастрофа. Ребята, вы знаете, как правильно на природе нужно разводить костёр? Желательно разводить огонь у воды иди среди камней, а уходя, надо тщательно затушить кострище.
4 КОНКУРС. «РАСТЕНИЕ ДОКТОР».
ВЕДУЩИЙ: Командам предлагается вспомнить как можно больше лекарственных растений.
Ответы:
Ландыш, пижма, ноготки, мята, подорожник, пастушья сумка, ромашка, зверобой, мать-и-мачеха, земляника, шиповник, крапива.
ВЕДУЩИЙ:Многие растения занесены в Красную книгу. Если собрать все подснежники, уцелевшие в лесах, и поделить их между жителями города - на всех не хватит даже по цветку! Значит, тот, кто тащит из леса целую охапку подснежников, загyбил и ваш цветок, и мой, и цветы, предназначенные вашим детям.
Как же спасти цветы от полного уничтожения? Способ один любоваться ими на родной полянке, где они так хороши.
5 КОНКУРС. «ЦВЕТЫ, ЦВЕТЫ».
(Ребята отвечают на вопросы Ведущего.)
Вопросы
1. Какое растение цветёт ещё до таяния снега? (Подснежник.)
2. Эти цветущие веточки ставят в одно из воскресений Великого поста. (Верба.)
3. Когда зацветает это растение, кажется, что на занятой им полянке играют солнечные зайчики. Что это? (Одуванчик.)
4. Этот цветок часто дарят на 8 Марта. Что это за цветок? (Мимоза.)
5. Как называется лесное растение, чьи цветы напоминают колокольчики? (Ландыш.)
6. Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их. И кто их только выдумал веселых, голубых. Должно быть, оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали и сделали цветок. (Незабудка)
6 КОНКУРС «ЛЕТИ, ЛЕТИ ЛЕПЕСТОК».
ВЕДУЩИЙ: Ребята, давайте с вами вспомним самые первые, знакомые нам с раннего детства литературные произведения, в которых речь идёт о
каком-либо растении, дереве или цветке. Капитаны по очереди отрывают лепестки от этого цветка, а я зачитываю им задания. Если получен верный ответ, лепесток остается у капитана. У кого больше лепестков - тот и победил.
Вопросы:
1. Из какого произведения эти слова?
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли быть по-моему вели ... (В. Катаев. Цветик-семицветик.)
2. За какими цветами послала в зимний лес девочку капризная принцесса в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)
3. На каком дереве находится золотая цепь, по которой ходит учёный кот? (На дубе.)
4. Как зовут сестру Беляночки из сказки братьев Гримм? (Розочка.)
5. Какой цветочек просила привезти младшая дочь купца себе в подарок в сказке с.т. Аксакова? (Аленький.)
6. Какой цветок сделал Данилa-Macтep в сказе П.П. Бажова? (Каменный.)
7. Каким растением называли мальчика Витю из квартиры N 6 в стихотворении С.В. Михалкова? (Мимоза.)
8. Из какого растения вязала рубашки своим заколдованным братьям главная героиня сказки Х.к, Андерсена «Дикие лебеди.? (Из крапивы.)
9. С какого дерева папа сорвал Маше - гамаши, Зинке - ботинки, Нинке - чулки в стихотворении К.И. Чуковского? (С чуда-дерева.)
ВЕДУЩИЙ: Жизнь человека на Земле прочно и навсегда связана с животным миром. Животные давали людям пищу и одежду, внушали страх и приносили радость, они порождали обычаи, нередко влиявшие на весь уклад жизни людей. Они были их врагами, друзьями, учителями. Поэтому очень важно знать, любить, изучать и беречь животных.
7 КОНКУРС «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»
(Ребята отвечают на вопросы Ведущего.)
Вопросы:
1. Назовите место, где живут волки. (Логово.)
2. То, что растёт на голове у некоторых животных. (Рога.)
3. Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)
4. Как в народе называют лося? (Сохатый.)
5. Другое название лесной свиньи. (Кабан.)
6. Звериное лицо. (Морда.)
7. Как называется предводитель стаи? (Вожак.)
• 2000 разных грибов может запасти на зиму белка.
• Несмотря на то что зайцы беззащитны, они живут на земле уже больше 45 млн. лет.
• 50 кг зерна может запасти один хомяк.
• 1000 дождевых червей запасает крот на зиму, парализуя их.
7 КОНКУРС « СКАЗОЧНЫЕ ПТИЦЫ »
ВЕДУЩИЙ: На территории нашей страны обитает много пернатых. Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы, являются персонажами многих всеми любимых сказок. Вы должны вспомнить какие именно птицы являются героями сказок, которые я буду называть.
Варианты:
• Х.К. Андерсен «Дюймовочка». (Ласточка.)
• Х.К. Андерсен «Снежная королева».(Ворона.)
• К. Булычёв «Тайна Третьей планеты». (Птица-говорун.)
• В.Н. Гаршин «Лягушка - путешественница». (Утка.)
• В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал». (Коршун.) .
• П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». (Жар-птица.)
•А. Милн «Винни-Пух и все -все-все». (Сова.)
• Г.А Остер «Зарядка для хвоста». (Попугай.)
• А.С.. Пушкин «Сказка о царе Салтане ... » (Лебедь и коршун.)
• Э.Н. Успенский «Дядя Федор, пёс и кот». (Галчонок.)
• К.И. Чуковский «Тараканище». (Воробей.)
8 КОНКУРС «ПТИЦЫ НА ОДНУ БУКВУ»
(Ребята отвечают на вопросы Ведущего)
Вопросы
1.Красногрудый,краснокрылый,любит зёрнышки клевать,с первым снегом на рябине он появится опять.(Снегирь)
2.Всю ночь летает - мышей добывает.А станет светло – спать летит в дупло.(Сова)
3.Бела как снег, черна, как жук. (Сорока)
4.На шесте – дворец. Во дворце – певец. Вертится, как бес, повернулся – и в лес. (Скворец)
5.Он серенький на вид, но пеньем знаменит.(Соловей)
ВЕДУЩИЙ: Ребята, вдумайтесь в эти факты: каждый час с лица земли исчезает около трёх видов животных и четырёх видов растений. Поэтому хочется сказать: «Берегите землю!» Наш турнир подходит к концу. И очень бы хотелось, чтобы вы поняли что природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного, отношения к ней. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
(Подведение итогов викторины. Награждение победителей.)