Конспект НОД по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи: звук (Ч) в средней группе

Козлова Анна Александровна, воспитатель

Параненкова Светлана Николаевна, воспитатель

Укконен Анжелика Владимировна, воспитатель

МБДОУ "Детский Сад № 31 Комбинированного Вида"

г. Гатчина


Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.

Образовательные задачи:

познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; научить произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас по теме; закреплять умение определять место звука в начале и конце слов.

Развивающие:

Развивать чувство прикосновения, физиологическое дыхание, мелкую моторику.

Развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать интонационную выразительность речи.

Методы и приёмы: Словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент); практические (упражнения на закрепление знаний).

Предварительная работа: Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток.

 

Ход занятия:

Эмоциональный настрой

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят».

Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.

Загадка

Воспитатель:  Ребята, отгадайте  загадку:

«Если б не было его, не сказали б ничего».

Дети: - «Язык»

Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)

Где находится язык? (во рту)

Что ещё находится во рту? (зубы)

Как работает язычок? Покажите. (дети  показывают)

Что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).

Артикуляционные гимнастики

Воспитатель: «А больше всего язычок любит играть»

(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)

1) Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

(Дети, щёлкая язычком, движутся по кругу)

 2) Упражнение «Часики».

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

3) Упражнение «Лопатка»

Язык лопаткой положи,

И под счёт его держи.

Раз- два- три- четыре- пять!

Язык надо расслаблять!

Воспитатель: А теперь поиграют наши пальчики.

«Раз - два – три – четыре – пять (разжимают и разжимают кулачки)

Пошли пальчику гулять (загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – рыл песок,

Этот делал пирожок,

Этот с горки катался,

Этот в травке валялся,

Этот умницей был

Хорошо говорил!

Основная часть

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

Водички: с-с-с-с…

Комарика: з-з-з-з…

Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает».

Дети: звук (ч).

Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. «Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.

Давайте и мы все вместе её споём.

(Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)

Послушайте, как поёт песенку Катин  язычок!

А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Ксюши, Вики и т.д.

Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно»

Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.

Чу – чу – чу - я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)

Ча – ча – ча - дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)

Чи – чи – чи - пироги в печи. (Шепотом, девочки)

Чо - чо – чо - ох, как горячо. (Быстро, мальчики)

Ач – ач – ач - пришел врач. (Медленно, девочки)

Уч – уч – уч - у меня ключ. (Громко, мальчики)

Оч – оч – оч - скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)

Физкультминутка «Паровоз»

Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,

Сначала я вперед бегу, потом назад  качусь,

Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!

Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).

Игра «Найди звук»

Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.

Воспитатель:

- А знаете, на этом паровозике к нам приехали гости.

(вносится игрушка «Чебурашка»).

- Чебурашка приготовил для нас сюрприз (вносится свеча).

Вместе с детьми проговаривается  чистоговорка

«Чу-чу-чу-чу я сейчас зажгу …(свечу)

Ча-ча-ча-ча горит ярко…(свеча)

 Чи-чи-чи-чи встали мы вокруг …(свечи)»

Игра «Задуй свечу»

    «Посмотри, как я иду,

    Свечку бережно несу.

    Если свечку мы задуем,

    Я зажгу опять другую» (свеча в руках педагога проноситься по кругу – дети пытаются её задуть)

Воспитатель:

 - А ещё к нам в гости приползла…???

«Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят…. (дети – ЧЕРЕПАХИ!)

(вносится игрушка «Черепаха» с красивой коробкой на спине)

Дети рассказывают стихи про черепаху:

«Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит,

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?»

 

Воспитатель:

- Что у черепахи на спине? (коробка)

- А как сказать ласково? (коробочка)

(дети  поочерёдно достают картинки и называют, что изображено на них. Например, шишка – шишечка, чашка- чашечка и т.д.)

Воспитатель:

- Черепаха приготовила вам ещё один сюрприз. Для этого вам надо разделится на компании по картинкам, которые у вас в руках (дети делятся на компании и проходят к столам на которых лежат рисунки)

Воспитатель: «Надо раскрасить только те, предметы в названии которых есть первый звук «Ч» (дети выполняют задание).

 На рисунке изображены: бант, часы, черепаха, шарик, чайник.

Воспитатель: - «Какие предметы вы раскрасили?» (дети перечисляют: часы, черепаху,чайник)

-Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)

- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч-ч-ч-ч).

Молодцы, ребята.

 

                                   Список литературы

 1http://pochemu4ka.ru/_ld/40/4015____.doc1

 2http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/02/22/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-v-sredney-gruppe

 

3.  http://www.s-p-profi.ru/publ/laboratorija_pedagogicheskogo_masterstva/razvitie_rechi_doshkolnikov/konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoj_dejatelnosti_po_zvukovoj_kulture_rechi_v_srednej_gruppe/18-1-0-143