Развитие любознательности через формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Гартунг Надежда Сергеевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 43"
г. Новокузнецк
В сущности, почти чудо, что современные методы обучения
еще не совсем удушили святую любознательность,
ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением,
прежде всего, свободы — без него оно неизбежно погибает.
А. Эйнштейн.
Интерес не только способствует развитию интеллекта,
но и является одной из движущих сил
развития личности в целом.
В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие ребёнка дошкольного возраста (ст.64 п.2.).На современном этапе развития общества познавательная деятельность детей в системе непрерывного образования должна опираться на активность самой личности в поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как ключевого компонента компетентностей.
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольной образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, одним из них является любознательность. Характеристика качества в ФГТ представлена следующим образом:
• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.
Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря, она дает человеку силы получить результат своего интеллектуального поиска, продукт, который ценит не только он сам, но и его близкие, коллеги, а иногда и весь мир.
Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда запоминает ее. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность является источником позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.
Проблема развития любознательности у детей также является традиционной в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы в зависимости от исходных методологических позиций и целей по-разному толковали ее сущность. С.Л. Рубинштейн рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. По мнению Б.Г. Ананьева и Н.Т. Лобовой, любознательность означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. Побуждающую роль при этом выполняет познавательная потребность (познавательный интерес), а любознательность проявляется в стремлении к самостоятельному познавательному поиску, к усвоению и преобразованию информации.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математика. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике.
Понятие «математическое развитие» трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Следует отметить, что основа такой трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена еще в работах Венгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. Такое понимание математического развития устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. Например, и висследованияхАбашиной В.В. (Абашина В.В., 1998) говорится о математическом развитии дошкольникакак о процессе качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей, проявить любознательность.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие любознательности через процесс формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений по развитию любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений позволил выделить противоречия между:
- необходимостью развития любознательности старшего дошкольного возраста с одной стороны, и сложившейся практикой, не всегда способствующей высокому уровню развития любознательности, с другой;
- возможностью развивать любознательность детей старшего дошкольного возрастав условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития.
Цель педагогической деятельности: создание условий для развития любознательности детей старшего дошкольного возраста через формирования элементарных математических представлений.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию любознательности через формирование элементарных математических представлений.
2. Разработать и реализовать систему работы по развитию любознательности у детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений.
3. Развивать партнерские отношения с семьями воспитанников по развитию любознательности через формирование элементарных математических представлений.
Для успешной реализации задач в своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:
- научности, последовательности и систематичности;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип;
- опора на субъектный опыт ребенка;
- опора на субъект-субъектное взаимодействие в триаде ребенок-педагог-родитель.
Построение своей системы работы начала с изучения научно-методической литературы и имеющейся педагогической практики. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая, Т.И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математических представлений дошкольников. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.
В своей работе реализую основную общеобразовательную программу МК ДОУ «Детский сад № 62», с учетом примерной программы "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева). Особое внимание в этой программе уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др). Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения, т. е как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.
Работу начала с изучения уровня развития любознательности детей, что позволяет реализовать в моей работе индивидуальный и комплексный подход, учитывая возрастные особенности детей. Для этого использовала показатели развития интегративного качества «Любознательный, активный»(Веракса,Н.Е, Веракса, А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: Подготовительная к школе группа) представленные в таблице № 1.
Таблица № 1
Показатели развития |
Дата проведения |
|
Осень |
Весна |
|
Оценка в баллах |
||
1.Вопросы об устройстве и назначении новых предметов: 3 балла – вопросы задает часто, с интересом выслушивает объяснения; 2 балла – вопросы задает редко, но с интересом выслушивает объяснения; 1 балл – почти не задает вопросов |
|
|
2.Участие в различных проектах: 3 балла – всегда охотно принимает участие, сам проявляет инициативу; 2 балла - обычно охотно принимает участие, но ждет приглашение взрослого; 1 балл – только после приглашения педагога |
|
|
3.Свойства объектов и веществ: 3 балла – активно пытается выяснить самостоятельно; 2 балла – часто пытается выяснить самостоятельно, но если испытывают затруднения, обращаются за помощью взрослого; 1 балл – иногда вызывают у ребенка интерес, но он быстро пропадает в случае неудачи |
|
|
4.Сюжеты игр со сверстниками, темы для обсуждений, идеи для совместных проектов: 3 балла – часто предлагает; 2 балла – иногда предлагает; 1 балл – практически не предлагает |
|
|
5.Новые рассказы, музыку, стихи: 3 балла – всегда слушает с интересом; 2 балла – часто слушает с интересом; 1 балл – иногда слушает с интересом |
|
|
6.В образовательных ситуациях, предлагаемых взрослым (рисование, конструирование и др.): 3 балла – всегда принимает активное участие; 2 балла – часто принимает активное участие; 1 балл – иногда принимает участие. |
|
|
7.Для обогащения сюжета игры пользуется различными источниками информации (кино, литература, экскурсии и др.): 3 балла – всегда активно использует источники информации; 2 балла - часто использует источники информации; 1 балл - иногда использует источники информации. |
|
|
Комплексная оценка интегративного качества «Познавательно – активный, любознательный»: Низкий уровень – менее 10 баллов Средний уровень – 10 – 14 баллов Высокий уровень – 15 и более. |
|
|
Результаты диагностики воспитанников группы на начало учебного года показали, что у 65% детей низкий уровень развития любознательности, 31% - средний уровень и 4% - высокий. Это недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, необходимо разработать программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества, выполнив ряд условий.
Одним из условий, которое будет способствовать развитию любознательности является построение эффективной предметно - развивающей среды. В исследованиях Н.Ц. Купарадзе отмечена преобладающая роль среды в формировании любознательности.При организации такой среды в группе учитывала принципы построения предметно-развивающей среды:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости — закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Предметно - развивающая среда меняется в соответствии с темой календарного планирования. Для активизации любознательности в самостоятельной деятельности детей в математическом центре предлагаю:
- карточки с эвристическими заданиями;
- наборы в 3 измерениях: геометрические фигуры, геометрические тела;
- шаблоны, трафареты, печатки геометрических фигур и знаков;
- модели, макеты, мнемотехнические карты;
- подборки нетрадиционных задач и вопросов;
- кроссворды, головоломки, ребусы;
- графитные и пластиковые доски;
- тетради с заданиями;
- наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек;
- палочки, спички без серы;
- наборы цифр;
- наборы из природного и бросового материала для практической и математической деятельности (нитки, шнуры, пуговицы, ленточки и т.д.)
- игровой дидактический материал.
В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.
Еще одним из условий, способствующих развитию любознательности детей, являются разнообразные методы и приемы стимулирования. Один из действенных приемов стимулирования интереса к обучению математикой - создание в образовательном процессе ситуаций успеха у дошкольников, испытывающих определенные затруднения в обучении. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Ситуации успеха организую путем поощрения промежуточных действий воспитанников, т. е. путем специального подбадривания на новые усилия, созданием благоприятного микроклимата, что позволяет снизить чувство неуверенности, боязни детей. Успехи детей фиксируются в альбоме "Математические достижения", где каждый ребенок имеет свою страничку, а в конце месяца подводится результат и награждение детей.
Непосредственно образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений провожу 2 раза в неделю, в соответствии с календарно - тематическим планом. Считаю, что основным источником интересов к самой образовательной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.). Для повышения интереса к содержанию обучения можно отнести и создание ситуации новизны. С этой целью подбираю примеры, факты, иллюстрации, которые соответствуют теме календарного планирования. В этом случае воспитанники значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.Использование приема удивления, необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на занятии вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей старшего дошкольного возраста и развитие любознательности.
Ценным методом стимулирования интереса к обучению считаю метод познавательных математических игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно используется как средство возбуждения интереса к обучению. В своей работе использую разнообразные игры с познавательным содержанием.Для индивидуальной работы с детьми, уточнения и расширения их математических представлений использую дидактические пособия и игры: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра» и др. Эти игры представлены в достаточном количестве и по мере снижения у детей интереса к ним заменяются аналогичными.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Поэтому для развития любознательности использую математические, развивающие, логические игры:
- игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Листик» и т.д.);
- игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т.д.);
- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками);
- развивающие игры(«Шашки», «Шахматы», «Домино» и т.д.);
- игры логико – математические (блоки, палочки, игры Воскобовича).
Проведение игр осуществляю в первую половину дня до завтрака, и после сна. Организуя детей на игру, знакомлю их с названием и правилами. Детям нравится необычность игр, потому они включают в себя развитие речи, развитие произвольного внимания, музыкального слуха, наглядно- действенного мышления и знакомство с элементарными движениями.
Провожу математические развлечения («Математическая мода», «Вкусная математика»), КВН, математический ринг, где дети с удовольствием решают:
- ребусы;
- кроссворды;
- головоломки;
- вопросы – шутки;
- загадки.
Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
• стимулировать каждого ребенка на их поиск,
• создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,
• организовывать поисковую деятельность,
• ставить простейшие опыты,
• формировать умение спрашивать, наблюдать.
В своей работе использую комплексно - тематическое планирование, в котором особое внимание уделяю развитию любознательности через формирование элементарных математических представлений.
Работу с детьми организую при тесном сотрудничестве с их родителями, так как ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. При общении с родителями я стремлюсь к диалогу - важнейшему условию доверительных отношений с родителями. Такая форма общения позволяет нам почувствовать себя равными партнерами с правом на собственную позицию. Для успешного взаимодействия с родителями разработала план мероприятий по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста черезформирование элементарных математических представлений. При реализации планаработы с родителями использую такие формы как консультации, презентации дидактических игр, совместные КВН, математические праздники, развлечения, проведение викторин, конкурсы рисунков, поделок, выставки, беседы.
Таким образом, развитие любознательности у детей дошкольного возраста возможно в процессе формирования элементарных математических представлений.
Результаты диагностики детей показали позитивную динамику в развитии любознательности у детей старшего дошкольного возраста черезформирование элементарных математических представлений.
Согласно данной таблице увеличилсявысокий уровень на 37% и средний уровень на 25%, а низкийуровень снизилсяна 62%.Дети активно используют источники информации,часто задают вопросы, с интересом выслушивают объяснения,активно пытаются выяснить самостоятельносвойства объектов и веществ, принимают активное участие в образовательных ситуациях, предлагаемых взрослым.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод об эффективности системы работы, способствующей развитию через формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного.
В конце года провела анкетирование среди родителей, результаты показали, что у многих родителей изменились представления о необходимостиразвитиялюбознательностиу детей; в семье поддерживается познавательная активность и любознательность ребенка; созданы условия для развития элементарных математических представлений.
Данная система работы была представлена на педагогическом совете в дошкольном учреждении и получила высокую оценку педагогического коллектива.
Следующим этапом будет работа по развитию любознательности через формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного в рамках ФГОС.
Литература
1. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных государственных требований//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- № 9.-2010.-с.6-15.
2. Веракса,Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
3. Веракса,Н.Е, Веракса, А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 40с.
4. Купарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста. М., 2001, – 121 с.
5. Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
6. Метлина,А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
7. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.
8. Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
9. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция//Дошкольное воспитание.- № 7.-2010.-с 4-11.
10. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 8.-2010.-с 6-15.
11. Смоленцева,А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.