Растительный и животный мир Кузбасса
Хусаинова Наталья Николаевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 53"
Кемеровская область - Кузбасс, г. Ленинск-Кузнецкий
Цель: Воспитание у детей любви к Родине, родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- вызвать интерес и систематизировать знания детей о природе родного края;
- закреплять знания детей об особенностях представителей животного мира, о лекарственных растениях Кемеровской области.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению родного края, умение рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное и бережное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Предварительная работа: рассказы воспитателя о природе родного края, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о природе, иллюстраций, картинок, книг о тайге, дидактические игры природоведческого характера: «Животный мир планеты», «Дары природы», «Лекарственные растения»
Материал и оборудование: Карта Российской Федерации,Карта Кемеровской области, иллюстрации с изображением представителем животного мира, деревьев и лекарственных растений, музыка (релаксация), природоохранные знаки.
Ход:
Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край, еще его называют «Малая Родина». Это маленький кусочек нашей огромной страны - России.
- А кто из вас ребята знает, как называется наш родной край? (Ответы детей).
Молодцы, правильно – Кузбасс, Кемеровская область. Кемеровская область составляет часть нашей страны.
(На карте Российской федерации найти Кемеровскую область)
Наш край очень красив: зеленая тайга, высокие горные хребты и плодородные степи Кузбасса – неповторимы.
- Какие деревья растут в нашем лесу?
- Назовите хвойные деревья. (Пихта, кедр, сосна)
- Как называется лес, где растут разные хвойные деревья? (Тайга)
-А теперь назовите лиственные деревья. (Береза, липа, ель, рябина и т. д.) (Показ иллюстраций). В степи и лесостепи осина, береза. О горной местности - можжевельник, ива, береза карликовая).
Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок».
Лист березы - берёзовый
Лист липы - липовый
Лист клена - кленовый
Лист тополя - тополиный
Лист осины - осиновый
Лист ивы - ивовый
Шишка сосны - сосновая
Шишка елки - еловая
В Кемеровской области растет много лекарственных растений. Лекарственными у растений могут быть корни, листья, цветы, плоды.
- Назовите растения, у которого лекарственным считается корень. Какие это растения? (Лопух, пион, валерьяна, одуванчик)
- А у каких растений для лечения используется листья? (Крапива, одуванчик, мать-и-мачеха, мелиса, береза, подорожник)
- У каких растений лекарственными считаются цветы? (Ромашка, одуванчик, тысячелистник, пижма, чистотел)
- Какие растения богаты лекарственными плодами? (Шиповник, красная и черноплодная рябина, малина, смородина)
Одно из самых красивых деревьев края считается береза (показ иллюстраций).
Дидактическое упражнение «Скажи, какая береза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
Физминутка: «Берёза»
Мы березку посадили, (Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла, ( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)
- Почему березу называют «Доктор»? (Из березовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Настоем из крапивы (показ иллюстраций) можно остановить кровь, лечить ожоги, печень и желудок. Из листьев крапивы можно делать салаты и варить щи, потому что в них много витаминов. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Ромашку заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Одуванчик – лекарственное растение, он растет везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать.
Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Аутотренинг «Мы - друзья природы» под музыку (релаксация)
(с закрытыми глазами)
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
- Открываем глаза.
Животный мир Кузбасса также разнообразен
- Какие диких животные обитают в нашем крае? (Бурый медведь, росомаха, рысь, барсук, выдра, лисица, горностай, ласка, колонок, белка, летяга, бурундук)
Показ иллюстраций.
Медведь предпочитает темнохвойную тайгу. Росомаха – пушной зверь, она живет в тайге, встречается в лесостепи.
Самый крупный олень Кузбасса – лось. Его высота в холке достигает двух метров при длине тела до трех метров. Другой олень нашей тайги – марал азиатский – встречается в горных лесах Салаирского кряжа и в Мариинской тайге. На юге области встречается сибирский северный олень. На окраине тайги в светлых лиственных лесах и лесостепях обитает косуля, а на крутых склонах скал, поросших кедровыми лесами, живет кабарга.
-Какие птицы являются обитателями тайги? (Глухарь, кедровка, сойка, кукша, поползень)
Работа с природоохранительными знаками.
-Ребята,чтобы сохранить природу, птиц и зверей, необходимо бережно к ним относится, давайте вспомним правила поведения в лесу. (все вместе повторяем правила поведения в лесу: не разрушать муравейники, не сорить, не разводить костры,не разрушать гнезда,не топтать цветы и ягоды,не пугать птиц и зверей)
- Итак, что нельзя делать в лесу?
Пусть мир, в котором мы живем, остаётся голубым и зелёным. И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение М.Романовой:
«Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!»
-Продолжите предложение, которое начинается так:
-Я узнал на занятии......
-Я удивился......
-Я запомнил.....