Растительный и животный мир Кузбасса

Хусаинова Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 53"

Кемеровская область - Кузбасс, г. Ленинск-Кузнецкий


Цель: Воспитание у детей любви к Родине, родному краю.

Задачи:

Образовательные:

- вызвать интерес и систематизировать знания детей о природе родного края;

- закреплять знания детей об особенностях представителей животного мира, о лекарственных растениях Кемеровской области.

Развивающие:

- развивать интерес к изучению родного края, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать ответственное и бережное отношение к  природе родного края, желание беречь и охранять её.

Предварительная работа: рассказы воспитателя о природе родного края, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о природе,   иллюстраций, картинок, книг  о тайге, дидактические игры природоведческого характера: «Животный мир планеты», «Дары природы», «Лекарственные растения»

Материал и оборудование: Карта Российской Федерации,Карта Кемеровской области, иллюстрации с изображением представителем животного мира, деревьев и лекарственных растений, музыка (релаксация), природоохранные знаки.

Ход:  

Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край, еще его называют «Малая Родина». Это маленький кусочек нашей огромной страны - России.

- А кто из вас ребята знает, как называется наш родной край? (Ответы детей).

Молодцы, правильно – Кузбасс, Кемеровская область. Кемеровская область составляет часть нашей страны.

(На карте Российской федерации найти Кемеровскую область)

Наш край очень красив: зеленая тайга, высокие горные хребты и плодородные степи Кузбасса – неповторимы.

- Какие деревья растут в нашем лесу?

- Назовите хвойные деревья. (Пихта, кедр, сосна)

- Как называется лес, где растут разные хвойные деревья? (Тайга)

-А теперь назовите лиственные деревья. (Береза, липа, ель, рябина и т. д.) (Показ иллюстраций). В степи и лесостепи осина, береза. О горной местности - можжевельник, ива, береза карликовая).

Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок».

Лист березы - берёзовый

Лист липы - липовый

Лист клена - кленовый

Лист тополя - тополиный

Лист осины - осиновый

Лист ивы - ивовый

Шишка сосны - сосновая

Шишка елки - еловая

В Кемеровской области растет много лекарственных растений. Лекарственными у растений могут быть корни, листья, цветы, плоды.

- Назовите растения, у которого лекарственным считается корень. Какие это растения? (Лопух, пион, валерьяна, одуванчик)

- А у каких растений для лечения используется листья? (Крапива, одуванчик, мать-и-мачеха, мелиса, береза, подорожник)

- У каких растений лекарственными считаются цветы? (Ромашка, одуванчик, тысячелистник, пижма, чистотел)

- Какие растения богаты лекарственными плодами? (Шиповник, красная и черноплодная рябина, малина, смородина)

Одно из самых красивых деревьев края считается береза (показ иллюстраций).

Дидактическое упражнение «Скажи, какая береза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

Физминутка: «Берёза»

Мы березку посадили, (Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла, ( Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)

 

- Почему березу называют «Доктор»? (Из березовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Настоем из крапивы (показ иллюстраций) можно остановить кровь, лечить ожоги, печень и желудок. Из листьев крапивы можно делать салаты и варить щи, потому что в них много витаминов. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Ромашку заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Одуванчик – лекарственное растение, он растет везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать.

Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Аутотренинг «Мы - друзья природы» под музыку (релаксация)

(с закрытыми глазами)

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

- Открываем глаза.

Животный мир Кузбасса также разнообразен

- Какие диких животные обитают в нашем крае? (Бурый медведь, росомаха, рысь, барсук, выдра, лисица, горностай, ласка, колонок, белка, летяга, бурундук)

Показ иллюстраций.

Медведь предпочитает темнохвойную тайгу. Росомаха – пушной зверь, она живет в тайге, встречается в лесостепи.

Самый крупный олень Кузбасса – лось. Его высота в холке достигает двух метров при длине тела до трех метров. Другой олень нашей тайги – марал азиатский – встречается в горных лесах Салаирского кряжа и в Мариинской тайге. На юге области встречается сибирский северный олень. На окраине тайги в светлых лиственных лесах и лесостепях обитает косуля, а на крутых склонах скал, поросших кедровыми лесами, живет кабарга.

-Какие птицы являются обитателями тайги? (Глухарь, кедровка, сойка, кукша, поползень)

Работа с природоохранительными знаками.

-Ребята,чтобы сохранить природу, птиц и зверей, необходимо бережно к ним относится, давайте вспомним правила поведения в лесу. (все вместе повторяем правила поведения в лесу: не разрушать муравейники, не сорить, не разводить костры,не разрушать гнезда,не топтать цветы и ягоды,не пугать птиц и зверей)

- Итак, что нельзя делать в лесу?

Пусть мир, в котором мы живем, остаётся голубым и зелёным. И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение М.Романовой:

«Эту истину знают от роду,

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Родину свою.

Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа,

Без неё мы не сможем прожить!»

-Продолжите предложение, которое начинается так:

-Я узнал на занятии......

-Я удивился......

 

-Я запомнил.....