В мире пластмассы
Минеева Дарья Александровна, воспитатель
МБДОУ №13
нп Спутник, Печенгский район, Мурманская обл.
Цель:
Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.
Задачи:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты, а также развивать любознательность.
-продолжать знакомить детей с сортировкой мусора.
- воспитывать бережное отношение к вещам и природе.
Словарная работа: пластмасса.
Оборудование: пластмассовые крышки, стаканчики прозрачный и не прозрачный, трубочка, различные пластиковые предметы разной формы и цвета, поляна с мусором, контейнеры для мусора.
Предварительная работа: беседа о пластмассе, рассматривание предметов из пластмассы, опыт с пластиком, игры на сортировку мусора.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте скажем им «Здравствуйте».
Ребятки посмотрите, на эту поляну. Что здесь не так? (тут лежит мусор). Что же мы можем сделать? (собрать мусор, прибраться)
Действительно, мы можем мусор собрать, но давайте вспомним как правильно разложитьмусор? (ответы детей)Ну что пора прибраться? (бумага синяя коробка, органические черная коробка , пластик желтая коробка).
(фрукты игрушечные должны ввести в заблуждение)
Давайте посмотрим правильно ли мы разложили. Что-то мы немного запутались. Если бы фрукты были настоящие мы бы положили их в черный ящик, а из чего сделаны наши фрукты? из пластика. Значит мы их положим в контейнер какого цвета? (желтый)
Может быть, попробуем получшеисследовать пластик?
Присаживайтесь за столы каждый на свое место… будем с вами исследовать свойства пластмассы
Ребята, на столах у вас лежат небольшие предметы. Рассмотрите их и скажите, из чего они сделаны?
Дети: - Из пластмассы. Воспитатель: - Правильно. Если предметы сделаны из пластмассы, значит какие они? (пластмассовые). – все верно ребята.
А теперь, рассмотрите предметы и определите, чем они похожи? Чем они отличаются? Дети: - Все предметы – пластмассовые.
Они имеют разную форму, круглую, прямоугольную, треугольную, овальную. Они разного цвета. Воспитатель: - Как вы здорово справились. Отлично. пластмассовые предметы разной формы и разного цвета.
Опыт 1
А теперь возьмите пластмассовую крышку и потрогайте их и скажите, какая пластмасса на ощупь?
верно. а возьмите трубочку?
Дети: - Гладкая, шершавая.
Отлично справились, пластмасса может быть и гладкой, и шершавой.
Опыт 2
Воспитатель: - Ребята, возьмите в руки стаканчик и постучите по предметам палочкой. Что вы выяснили для себя, какой звук у плассмассовых предметов?
Дети: - У пластмассовых предметов глухой звук. Воспитатель: - Да, действительно у пластмассы глухой звук.
Опыт 3
Во я приготовила вам тазик с водой зачерпнём водичку и посмотрим проходит ли через пластмассу вода.(дети берут стаканчики,набирают в него воды и смотрит проходит ли вода.)
Дети: нет
Воспитатель: да, ребята, вода не проходит , значит какой вывод мы можем сделать? она водонепроницаема.
Следующее свойство она водонепроницаема.
Опыт 4
Но раз мы начали исследовать, используя воду, давай проверим, а тонет ли пластмасса в воде?
. Возьмите пластмассовые крышки в руки, опустите в воду и расскажите о результатах своих действий. Что случилось с крышкой?
Дети: - пластмасса легкая , не тонет.
Значит следующее свойство пластмасса легкая.
Воспитатель: Как отлично вы справились!
Опыт 5
Воспитатель: Ребята, я положила небольшой предмет в пластмассовый стаканчик и давайте попробуйте определить, что там находится.
Дети: мы ничего не видим.
Воспитатель: Раз ничего не видно, то что можно сказать о пластмассовом стаканчике?
Дети: что он непрозрачный.
Воспитатель: значит пластмасса может быть не прозрачная.
и положить в прозрачный стаканчик. там будет видно, значит может быть и прозрачной.
Опыт 6
Посмотрите у вас на столе есть трубочка. Возьмите ее и потрогайте. Какая она?
Мягкая. верно. это следующее свойство.
попробуйте согнуть. Получается?
Значит что мы можем сказать? Что мы сделали с трубочкой? согнули.
Следующее свойство пластмасса гнется.
Опыт 7
На пол падает стакан.
Воспитатель: ой, стакан упал. Ребята, посмотрите, с нашим стаканчиком ничего не случилось? Не разбился? Так значит он еще какой?
Дети: он небьющийся, можно сказать еще прочная.
А сейчас посмотрите я возьму стеку и попробую ее сломать. (сломалась).Какой можно сделать вывод?
Но если мы приложим усилие, то можно сломать, поэтому ребята нужно бережно относиться к вещам и не бросать их.
Опыт 8
Воспитатель: ребята, помните что мы с вами садили в эти стаканчики?(бумага и пластик)
Давайте посмотрим что с ними произошло за неделю. Пластик не изменился, а бумага пожелтела. Знаете о чем говорит это свойство? что пластик очень долго разлагаются. и когда люди выбрасывают пластиковые предметы просто на улиц, они тем самым засоряют нашу природу. поэтому так важно правильно разделять мусор, чтобы пластик попадал на переработку и из него делали новые предметы.
Воспитатель: мы с вами провели ряд опытов-исследований и определили свойства пластмассы. А вот какие мы сейчас еще раз вспомним и проговорим. У меня в руке мяч: я сейчас его передаю одному из вас, и он называет один из свойств и затем передает другому, он говорит следующее свойство и так передается мяч другим. (гладкая, мягкая, не прозрачная, не бьющая, при стуке друг об друга издаёт глухой звук, водонепроницаемая, легкая,)
Наше занятие уже подходит к концу. Ребята, поднимите руку, кто желает выбрать звёздочку и ответить на вопрос, который в неё зашифрован?
Слушайте внимательно, что отвечает (Варя). Если вы согласны с ним – покажите ему это. Например , похлопайте в конце его ответа. Варя обрадуется, что вы с ним согласны. А если кто-то думает по-другому, то дайте ещё какой-нибудь знак. Какой придумаете? Отлично! И тогда мы будем знать, что есть ребята, которые имеют своё мнение и с удовольствием их послушаем.
Воспитатель: - Я думаю, вам понравилось быть маленькими исследователями? (ответы детей).
Вы отлично постарались! и зная, свойства пластика обязательно будете заботится об игрушках и о нашей природе.