Сенсорная коробка, как средство развитие речи у детей старшей группы с  нарушением зрения

Самарская Наталья Викторовна, воспитатель

Тимофеева Юлия Валерьевна, учитель-дефектолог

МОУ Центр развития ребёнка № 6

г.Волгоград


1.      Сенсорное развитие- это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д. Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.

2.      Мы считаем, что универсальным дидактическим пособием, можно по праву считать – сенсорную коробку.

3.      Чем пoлeзнa сeнсopнaя кopобкa? Рaзвивaeт мeлкуюмoтopику, тaктильныeoщущeния, твopчeскoe и пpoстpaнствeннoeмышлeниe, нaвыкисopтиpoвки и клaссификaции, усидчивoсть, тepпeниe, кoopдинaциюдвижeний и мнoгoeдpугoe.  Этooтличнaявoзмoжнoстьpaсшиpитьслoвapныйзaпaс и испoльзoвaть нeкoтopыe нoвыeслoвa (скoльзкий, шepoxoвaтый, слизистый, кoжaный и дp.) или сpaвнeния, чтoбывыpaзитьидeи (чувствуeшь, кaк…).  Пoмoгaeтизучeниюмaтeмaтики: счeт, гpуппиpoвкa, сopтиpoвкa, измepeниe и взвeшивaниe – этo лишь нeкoтopыe из мaтeмaтичeскиxпpeимущeствсeнсopнoйкopoбки.  Пoмoгaeтизучeниюцвeтa, фopмы, тeкстуpы.  Пoмoгaeтдeтямупpaвлятьсвoимиэмoциями, успoкaивaeт.  Учит сoтpудничeству и paзpeшeниюкoнфликтoв, eсли с кopoбкoйигpaeтoднoвpeмeннoнeскoлькoдeтeй; разыграть мини-сценки с содержимым коробки.

4.       Сенсорную коробку можно использовать не только по прямому назначению, обогащая сенсорные впечатления малышей, но и знакомить с разными сказками или лексическими темами, делая её тематической это и есть –главная Цель применения.

5.       Сенсорная коробка может стать основой комплексного занятия на которой завязан сюжет и все развивающие задания, которые вы планируете предложить ребенку во время игры.

6.      Идеи тематических сенсорных коробок, могут быть разные, например:

Цвета, времена года, зоопарк, алфавит, звуковые коробки, поиск сокровищ, ферма в коробке, сад- огород, и многие другие…На своих занятиях в помощь для развития речи у детей старшей группы, совместно с воспитателем мы используем сенсорную коробку «Сад-огород», где создали ситуацию «Поездка на дачу к бабушке Люде» (обыграв ситуацию как мини- сценку), использовав в начале такую игру как «Телефон» - для закрепления умения общаться по телефону, узнать кто нас приглашает в гости и за чем,  знать и называть своё имя, фамилию, возраст и имена других детей и т.д.далее работа вся непосредственно с коробкой: мы взяли обыкновенный деревянный короб, наполнителем послужил кинетический песок (варианты наполнителей множество, начиная от песка заканчивая крупой) использовали предметы которые могут пригодится – это муляжи овощей, фруктов, семена, садовый инвентарь. Выстроили сюжет и ввели достаточное количество новых слов, далее дали свободу мыслей, представлений, выстраивания диалога между собой детям. Это занятия для подгруппы детей. В индивидуальных работах использовали сенсорную коробку, предложив ребёнку игру «Вылечи букву», педагог  на песке пишет  любую букву, а затем стирает какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Просит ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

 

С развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики,  дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.