Календарное образовательное событие "Весна"
Ижболдина Елена Владимировна, старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 8 г. Сарапул
город Сарапул
Участники ОС: дети средней группы, родители, педагоги детского сада.
Время проведения: 4 недели.
Место проведения: вся территория детского сада.
На базе нашего детского сада существуют разные центры активности, где организована развивающая среда для определенной детской деятельности. Поэтому образовательное событие органично вписалось в жизнь наших ребят.
Этапы организации образовательных событий в Детском саду:
I. Была создана рабочая группа
При мозговом штурме выбрали тему: «Весна»
II. Определили цель и задачи:
Цель: создание условий для формирования у детей обобщённых представлений о весне.
Задачи:
учить самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и опытов;
развивать исследовательский интерес;
воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Формы работы: утренний и вечерний круг, развивающий диалог, клубный час.
III. Подготовка к образовательному событию.
· Составили сценарий- канву: завязка, кульминация, рефлексия.
· Продумали примерные образовательные ситуации и проблемные вопросы
· Подобрали виды деятельности через которые будут решаться поставленные задачи: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, ручной труд
· Продумали каким образом дети будут учувствовать в планирование образовательного события
· Подготовили развивающую предметно-пространственную среду; группа в том числе окна оформлены в весеннем стиле. Обновлен уголок «Библиотека», выставлены сюжетные картинки «Времена года», оформлен уголок из игрушек лесных животных; в уголке ИЗО были предложены разные материалы для лепки и рисования.
IV. Проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
Детям был показан мультфильм про домовенка Кузю. Весна пришла.
В ходе обсуждения выяснилось что мало кто из детей знает этот мультфильм. Кто такие домовые и Лешие. Воспитатель предложила дома обсудить данные вопросы с родителями. На следующий день на утреннем круге дети оживленно делились новыми знаниями, как вдруг в группу пришло письмо от Кузи. В нем он просил помочь ребятам с наступлением весны, так как ему надоело жить у бабы Яги.
Началось бурное обсуждение, как же можно помочь Кузе.
Здесь ребята задавали такие вопросы как:
· Как узнать что пришла весна?
· Где живет Кузя
· Кто такой Кузя и Леший и как они выглядят;
· Что ест домовой;
· Что он носит;
· Как разбудить Лешего.
Ребятам было предложено разделится на команды и помочь домовенку Кузе.
1. В лаборатории «Эврика» дети решали вопрос что важно для роста цветов. Ведь одним из признаков весны – является цветение.
мы планировали зафиксировать знания детей о свойствах воды и бумаги.
Провести опыт по раскрытию бумажных цветов в воде. Что с успехом и сделали.
Но еще на утреннем круге дети задались вопросом как рассказать домовенку что такое зима, если он проспал ее.
Он обязательно сам захочет посмотреть на кусочек зимы
Решили слепить снеговиков, но снега оказалось мало. И снег таял очень быстро.
После обсуждения было принято решение налепить снег на стаканчик, причем сделать это быстро и поставить снеговиков в холодильник, пока Леший не проснулся
Цель: закрепить свойства снега, применить прошлый опыт к новой ситуации.
2. В центре леготехнологий дети решали жилищный вопрос. Где будет жить домовенок. Ведь в конце мультфильма его дом сломали.
Сама обстановка предполагала строительство нового дома. А вот из чего его построить дети решали самостоятельно. После завершения строительства был проведен эксперимент, на какой крыше снег сойдет быстрее. Опытным путем было доказано что с пологой, гладкой крыши снег сходит быстрее.
Цель: формирование самостоятельности и инициативности при конструировании постройки.
3. В этнокомнате ребята поработали юными модельерами и создали красочные костюмы для домовенка.
Здесь решался вопрос как закрепить одежду без иголок?
В ходе продуктивной деятельности ребята узнали что в удмуртской мифологии: Вумурт — водяной, Коркамурт — домовой, Нюлэсмурт — дух леса.
Цель: создание костюма для домовенка, через творческую инициативу детей.
Но в самой образовательной ситуации возникли и вопросы которые мы не предполагали. Дети стали спрашивать чем отличается одежда удмуртов и русских. Ведь Кузя к нам пришел из русской культуры.
Было принято совместное решение дома обсудить этот вопрос дома и нарисовать национальный костюм своей семьи
Так родился наш первый артефакт: книга «костюмы разных народов». Который появился в результате совместной деятельности родителей и детей.
4. В развивающем центре библиотека детей ждал целый квест из заданий:
Изначально мы хотели лишь познакомить детей со сказкой Дарьи Хохловой «Сказка о весне».
Но педагогом было принято решение пойти за голосом ребенка и перестроить игровую ситуацию.
Всех волновал вопрос Как же Кузе выбраться из леса. Ребята предлагали выслать навигатор, организовать спасательную операцию на вертолетах, окончательно было решено что в любом случае нужна карта.
Дети вместе с педагогом составляли карту леса из подручных материалов.
В данной образовательной ситуации дети отгадывали загадки, слушали сказку, уточняли признаки весны, с удовольствием играли, рисовали и даже узнали названия некоторых цветов. А так же подали нам идею кульминации – квест по спасению Домовенка
5. В ИЗО-студии «Мозайка творческих идей» ребята рисовали портреты Лешего и Кузи.
Детей на данную деятельность подвигла необходимость позвать на помощь ребят из соседней группы.
Сделать это решили в виде послания, но так как дети еще не умеют писать, послание было в картинках.
Цель: развитие творческих способностей.
6. И как и в любом коллективе есть дети пассивные, мы пригласили этих ребят в развивающий центр «Мир хобби».
Им было предложено изготовить солнышки из фетра.
Казалось бы обычный ручной труд помог детям проявить себя, оказаться в ситуации успеха.
Проблемный вопрос, который поставила воспитатель перед детьми, как использовать данные изделия.
Дети предлагали
· разместить их в театральном уголке и использовать как реквизит при постановках;
· украсить праздничный блинный торт;
· применить для оформления праздничного букета;
· закладка для книги;
· использовать как самостоятельный подарок.
На вечернем сборе дети обменивались впечатлениями и рефлексировали свои успехи.
Так родился второй артефакт нашего образовательного события – дерево успеха. На нем зацвели цветочки с именем каждого ребенка, а на лепестках появляются отличительные знаки той области в которой за день ребенок получил знания.
На протяжении всего времени параллельно велась работа с семьей. Родители принимали активное участие в сборе информации, насыщение развивающей среды. Дома проводились беседы на тему традиций, обрядов.
На данный момент началась третья неделя образовательного события.
В планах реализовать, такие ситуации как: календарь для Домовенка (мы будем учится писать цифры), Лесная скорая помощь(полезные и вредные растения), Сбор туристического рюкзака (закрепим знания по Безопасности жизнедеятельности).
Кульминацией станет экскурсия-поход в лесопарковую зону. Детей ожидает еще одно спортивное развлечение «Весенний квест». Будет разбужен Леший. Есть родители которые уже сейчас предложили свою помощь в организации, а так же изъявили желание лично поучаствовать в данном мероприятии.
Рефлексия
В результате проведенных мероприятий:
Наши артефакты:
· Дерево успехов, где каждый ребенок фиксировал свой и успех в той или иной области.
· Книга костюмов. Которая будет пополнятся.
· стихийно созданный мини-музей домовенка
· обогатилась развивающая среда экспонатами детского творчества
- дети получили знания и умения на познавательной основе, собственном интересе, осознанные и осмысленные.
Анализируя полученные промежуточные результаты мы сделали выводы, что
У педагогов
Получилось: создание ситуаций, постановка проблемы, фиксация детских вопросов и предложений, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Не получилось: так как все дети индивидуальны, интерес некоторых ребят во время образовательных ситуаций утихал.
Деятельность детей:
Получилось: включение в ситуацию, работа в малых группах, планирование и осуществление замысла.
Не у всех получилось: презентовать свои знания и умения, в силу недостаточности речевого развития; а так же предстоит большая работа по соблюдению правил обсуждения на сборе.
В дальнейшем мы планируем что полученный опыт пригодится нам для следующего образовательного события «Многонациональный край родной»