Формирование жизненного опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения

Некрасова Ольга Викторовна, воспитатель

МОУ "Центр развития ребенка № 6"

Волгоградская область, г.Волгоград

 


В современных условиях модернизации российского образования одним из приоритетных направлений педагогической науки и практики является формирование человека как субъекта собственной деятельности, готового к активному сотрудничеству с окружающим миром. В связи с этим в социообразовательном пространстве ДОУ возникает необходимость формировать действенный жизненный опыт личности ребёнка, интегрирующий в себе знания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые определяют отношение к себе, другим людям, сверстникам, к рукотворному миру, к социуму.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что жизненный опыт рассматривается как основа организации учебно-воспитательного процесса, как условие для создания проблемной ситуации в процессе обучения и поиска путей для ее решения, для корректировки имеющихся знаний и представлений детей. Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется исследованию процесса формирования жизненного опыта. Накопление жизненного опыта носит стихийный характер. Не исключено, что в этом случае возможно приобретение негативного жизненного опыта. Именно поэтому одним из важных условий формирования положительного жизненного опыта, на наш взгляд, является образовательная среда дошкольного учреждения.

По мнению современных исследователей, опыт - то, что приобретается человеком в процессе его практического взаимодействия с внешним миром. Так, П.В.Корнеев определяет жизненный опыт как своеобразный синтез всевозможных знаний, впечатлений, чувств и других психических актов и состояний,

В культурологической концепции опыт рассматривается как совокупность знаний, умений и отношений, которая образуется в результате  взаимодействия человека с окружающим миром(Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, Л.Д. Рагозина и другие); в исследованиях А.С. Белкина жизненный опыт рассматривается как жизненная информация, которая представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность,  связанных с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт - это опыт саморазвития, самостроительства, который находиться в постоянном движении и созидании, жизненный опыт - ключ к пониманию личности ребенка и учителя, основа событийной общности в процессе педагогического взаимодействия, путь к приобретению духовности развивающейся личности.

В концепции В.И. Логиновой подчеркивается значимость жизненного опыта в формировании системных знаний детей о явлениях социальной действительности. В ее исследовании раскрывается стратегия построения системного знания, базирующаяся на встраивании и  интегрировании элементов нового опыта в целостное знание. Это позволяет ребенку проживать жизненную информацию, переносить ее в собственную деятельность, что дает возможность говорить о таких критериях оценки знаний, как осознанность, полнота, точность, глубина, системность.

Н.Г. Косолапова рассматривает жизненный опыт как действенный субъектный опыт личности ребенка, интегрирующий в себе знания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые определяют отношение к себе, к другим людям, к сверстникам, к рукотворному миру, к социуму. Автор подчеркивает многообразие внешних и внутренних факторов формирования жизненного опыта дошкольников. Внешними факторами, с ее точки зрения, являются: образовательная среда, использование технических информационных средств, педагог, способный организовать трансформацию опыта, комплекс развивающих педагогических условий и т.д. К внутренним факторам исследователь относит характер внутренней позиции ребенка, степень развития позитивности Я – концепции, индивидуальный стиль деятельности, характер предыдущего опыта, организация «проживания опыта» и т.д.

Таким образом, в качестве источников жизненного опыта можно назвать собственную активность ребенка, которая проявляется в его действиях и поступках в разных жизненных ситуациях, переживание этих ситуаций, а также косвенный опыт других людей, заключенный в объектах материальной и духовной культуры, который может быть присвоен ребенком.

В качестве основного условия формирования жизненного опыта я определяю образовательную среду нашего дошкольного учреждения. Я рассматриваюподходы к определению среды, образования, образовательной среды, и определяем  возможности среды в формировании жизненного опыта ребенка. Так, в исследованиях В.В. Давыдова, В.А. Орлова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателям которой выступают следующие характеристики:

- каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

- обучение организовано на основе ведущей деятельности;

- продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Под образовательной средой, по мнению Л.М. Клариной, понимается совокупность отношений участников образовательного процесса и дидактических условий.

Если учесть, что последующий опыт ребёнка – дошкольника закономерно зависит от предшествующего, от его качества и структуры, то роль образовательной среды ДОУ многофункциональна: упорядочение, уточнение, организация, трансформация, обогащение этого опыта и использование его в организованном обучении.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно рассматривать жизненный опыт детей старшего дошкольного возраста как поликомпонентное понятие, включающее в себя такие компоненты как: когнитивный, который отражает знания детей об окружающей действительности, поведенческий, отражающий опыт взаимоотношения с окружающими и рефлексивно – оценочный, отражающий опыт самооценивания.

В своей работе я использую подобрку комплекса педагогических условий, способы организации образовательной среды, которые используются впрактике образовательной работы детского сада и семьи.

 

Приведите пример использования приема….

 

По каким критериям дети распределялись по уровням сформированности жизненного опыта?

 

Основываясь на технологии разработанной А.С. Белкиным мы использовали уровни, предложенные в его работе: функциональный, операционный и базовый.

К функциональному уровню мы  отнесли детей с первичным, нерасчлененным, некритичным  восприятием информации, которая не используется ими в образовательном процессе.При оценке поступков людей не может верно их оценить, не называет нравственную норму, не обращается к имеющемуся у него опыту. Имеет неадекватную самооценку.

К операционному уровню мы отнесли детей с оценочно – фильтрующим восприятием информации. Ребенок определяет значимость информации, прежде всего с позиции других людей, затем с позиций личной значимости, когда происходит отсеивание информации.Верно оценивает поступки людей в ситуациях выбора, однако обращение к собственному опыту фрагментарное. Имеет неадекватную самооценку.

 

К базовому уровню мы отнесли детей с установкой на длительное запоминание информации, использование ее в образовательном процессе. Правильно оценивает нравственные нормы, оценивает собственное поведение и мотивирует свою оценку, постоянно обращаясь к личному опыту. Самооценка – адекватная.