Звуковая культура речи. Звук [Ш]
Надежда Витальевна Зареченская, воспитатель
"МБДОУ Детский сад №13"
нп Спутник
Цель:Создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с новым звуком [Ш]
2.Отработать правильное произношение звука[Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях
3.Научить произносить звук [Ш] громко-тихо, медленно-быстро
4.Попрактиковаться в умении различать слова со звуком [Ш]
Развивающие:
1.Продолжать развивать фонематический слух детей, связанную речь
2.Повысить речевую активность, способствовать развитию памяти;
3.Способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать ритмико-интонационную выразительность речи.
Предварительная работа: выполнение дыхательной гимнастики «воздушный шарик», разучивание речёвки для завершения занятия.
Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная).
Тип НОД: интегрированное занятие
Методы и приёмы: словесные и практические методы в сочетании с игровыми приёмами.
Материал к НОД:воздушный шар, ватка по количеству детей, мяч, иллюстрации по данной теме (шапка, чашка, малыш), карточка рефлексии, цветные карандаши красного, оранжевого и зелёного цветов; воздушные шарики по количеству детей в качестве подарка в конце занятия.
Ход:
I этап. Организационный.
Колокольчик зазвонил,
В круг собраться пригласил!
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю всем вам: «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука
Здравствуй, друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
II этап. Мотивационный.
В: Ой, ребята, слышите? Кажется, какой-то звук за дверью. Может, к нам ещё кто на занятие спешит? Вы сидите, а я пойду открою дверь, посмотрю, кто пришёл.(Воспитатель вносит в группу воздушный шар(с одной стороны шарик грустный, с другой -весёлый).
В: Ребята, поглядите, кто за дверью притаился.
Д: Шарик!
В: Верно, шарик. Только что-то он грустный. Может, поднимем ему настроение? Споём его любимую песенку? Кто помнит, какую песенку шарик поёт?
Д: (ответы детей)
В: Давайте все вместе!
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Представим перед собой шарик (ладони соединены), шарик надувается и говорит [Ш](ладони на расстоянии друг от друга) .
В: Как много шариков получилось! Молодцы, ребята! Посмотрите! У нашего шарика теперь хорошее настроение! (Воспитатель переворачивает шарик другой стороной)
В: Ребята, кажется, шарик очень хочет послушать историю про язычок, с которой я бы хотела с вами сегодня поделиться. Разрешим ему остаться?
Д:Да!
В:А если шарику понравится у нас на занятии, он и друзей своих позовёт. Представляете, как будет много у нас шариков! Настоящий праздник!
Д: (эмоциональный отклик)
III этап.Основная часть.
В: Ну что, приступаем к истории про Язычок? Я вам расскажу её по-секрету.
Жил да был Весёлый Язычок. Ребята, а у вас есть Весёлый Язычок? Покажите (дети переводят кончик языка из одного уголка рта в другой). Живёт Весёлый Язычок в своём домике. Двери в этом домике то открываются, то закрываются . Вот так (воспитатель показывает-дети повторяют : рот открыт-закрыт,2-3 раза).Весёлый Язычок очень энергичный, не сидит на месте, часто выбегает из своего домика. Поглядите, как он это делает (воспитатель показывает – дети повторяют).
Как-то раз Язычок вышел погреться на солнышке, разместился на крылечке. Вот тaк (воспитатель демонстрирует: язык «лопаткой» на нижней губе).
Каквдруг Язычок увиделогромную сoбaку, приближающуюся к его домику. Он перепугался, вернулся скорее в домик и спрятал хвостик за верхние зубки, a домик закрыл, чтобы сoбaкaненароком не вбежалa. A хвостик так жепродолжал держать за верхними зубками. Ребята, пoстарайтесь и вы спрятать кончик языкa за верхние зубы. Вот так. (воспитатель демонстрирует – дети повторяют).
Притаился Язычок немножко, нo вновь решил пoсмoтреть, где сoбaкa. Он открыл домик, нo хвостик не oпустил, подумал : «А если собака где-то рядом?». Oн все время держал хвост поднятым кверху. Вoт так (показывает). Несколько раз Язычок открывaл и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вoт так (показывает). А сoбаки уже и не былo, oна давно убежалa.
В: А теперь мы с вами пoиграем.Я скажу: «Язычок греется на солнышке», и вы пoлoжите язык на нижнюю губу . Вoт так(показывает).Пoтoм я скажу: «Сoбaкa!», и вы поднимите кончик язычка кверху и спрячете его в домике. Вoт так(показывает).Затем вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок всё будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, но кончик языкa не oпускайте!
В: А теперь пoпробуемoкруглить и вытянуть губки и произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). Давайте проверим, правильно ли у нас выходит? Чтобы проверить, мы поднесём ладошку близко к губам. Ладошка рядом с губами, но губки ладошкой не прижимаем! Если вы всё делаете правильно, то на своей ладошке будете ощущать теплую струю воздуха.
В: У всех получается? (Воспитатель проходит к деткам и подносит свою ладонь, проверяет. Если ребёнок испытывает затруднения- воспитатель произносит «Ш-ш-ш», держа перед собой его ладонь)
В: А если мы положим в нашу ладонь ватку? Что происходит? (воспитатель демонстрирует)
Д: она подпрыгивает!
В: Какие внимательные и сообразительные ребята. Возьмите ватку со своего стола и скорее попробуйте!
В: Ой, какие весёлые у вас получились попрыгунчики!
В: Отложите свои попрыгунчики на край стола, мы с вами сейчас поиграем.
Будем изображать вьюгу. Подул ветер, поднялась вьюга: „Ш-ш-ш“. Теперь ещё сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, вьюга становится тише, еще тише, совсем тихо».
Д: (выполняют упражнение).
В:Ой, кажется, в группе даже холодно стало, какая вьюга! Может, теперь немного согреемся?
IV. Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
А теперь назад прогнулись
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
В: А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Эхо». Я вам по очереди буду кидать мяч и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я флажком машу.
Ши-ши-ши – наши дети хороши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Иш-иш-иш – за окном такая тишь.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – Машина подушка.
Ышка-ышка-ышка – маленькая мышка.
В:отлично справились! А теперь проверим, какие вы у меня внимательные. Слушайте задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [Ш] : шарф, жаба, шарик, жёлудь, шалаш, шапка, шуба, жук, живот, железо.
Д: (выполняют задание)
В: Какие внимательные детки! А как хорошо играют!
В: У меня есть для вас ещё одна игра , мы сейчас с вами поиграем в прятки со звуком [Ш]. Звук [Ш]будет прятаться в слове, а мы должна будем его найти. Где он спрятался: в начале, в середине или в конце слова? Готовы?
Д: Да!
В:(на фланелеграфе размещаетсякартинка с изображением шапки.)Что это?
Д: Шапка!
В:Произнесите слово «Ш-ш-шапка».
Д: (произносят)
В: Как вы думаете, где слышится звук[Ш], в начале, середине или конце слова?
Д: (в начале.)
В: Точно! Молодцы! Вы как настоящие сыщики!
В: (на фланелеграфе размещается картинка с изображением чашки.)
Что это?
Д: Чашка
В: Скажите слово «чашка» медленно.
Д: ( Произносят: Чааа-ш-кааа.)
В: Где слышится звук [Ш]?
Д: В середине
В: Отлично справились. Давайте, последний раз звук [Ш] от нас спрячется, а мы его найдём(на фланелеграфе размещается картинка с изображением малыша).Что это?
Д: Малыш.
В:Скажите слово «малыш»медленно.
Д:(произносят:маааа-лышшш.)
В: Где слышится звук [Ш]?
Д:вконце.
В: Молодцы! Мы с вами сейчас выяснили, что звук «ш» может прятаться в начале, в середине и в конце слова.
В: Ребята,столько слов мы сегодня с вами узнали со звуком [Ш], столько чистоговорок произнесли! А вы знаете, что существует ещё и много скороговорок со звуком [Ш]?!
Д: ?!
В: Скороговорка – это фраза, которую произнести достаточно сложно, но, если тренироваться и стараться – очень скоро каждый из нас сможет произнести её быстро и не запинаясь. Ну что, попробуем?
Д: да!
В: Слушаем внимательно и в голове стараемся представить то, что я буду говорить. Шапка да шубка – вот наш Мишутка.
В:Давайте повторим сначала медленно(На каждом этапе – хоровые и индивидуальные повторения).
Д: (повторяют медленно)
В: Попробуем побыстрее
Д: (повторяют быстрее).
В:Ещё быстрее? У Кого получится?
Д:(повторяют ещё быстрее)
В: А теперь произнесём скороговорку грустно.
Д:(повторяют с грустной интонацией)
В: А теперь попробуем сказать тоже самое, но весело.
Д:(повторяют с весёлой интонацией)
V. Рефлексивный этап.
В: -Ух, как весело получилось! Молодцы, ребята!
Наше занятие уже подходит к концу, и я хочу вам раздать карточки(Приложение 4), на которых изображен воздушный шарик. Если на занятии у вас было хорошее настроение, вам было легко и интересно – закрасьте шарик зелёным цветом, если же во время занятия настроение у вас было не очень хорошее и было неинтересно или многие задания вызвали у вас затруднения - закрасьте шарик красным цветом.
Работа с результатами рефлексии: каждый ребёнок объясняет выбор цвета ( «Я много отвечал», «Легко выполнял задания», «Мне было весело», «У меня не получилось …/ я не понял …»).
В: (обращение к ребёнку), почему ты закрасил шарик красным цветом? Какие трудности ты испытал во время занятия? Что осталось непонятным?
В: Ребята, а давайте вспомним, что мы с вами всегда говорим в конце занятия? Наш девиз?
В:Раз, два
Д:Три, четыре
В:Три, четыре
Д:Раз, два
В:Всех дружнее в этом мире
Д:В нашем саде детвора!
В: Вы сегодня огромные молодцы! Ребята, и нашему гостю очень понравилось быть с вами на занятии , и он даже уже позвал сюда своих друзей. (Воспитатель вносит воздушные шары для каждого ребёнка).
Список литературы:
1. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – С.46.
2. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков «Ш», «Ж». - Санкт-Петербург. КАРО, 2015.