Звуковая культура речи. Звук [Ш]

Надежда Витальевна Зареченская, воспитатель

"МБДОУ Детский сад №13"

нп Спутник


Цель:Создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с новым звуком [Ш]

2.Отработать правильное произношение звука[Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях

3.Научить произносить звук [Ш] громко-тихо, медленно-быстро

4.Попрактиковаться в умении различать слова со звуком [Ш]

Развивающие:

1.Продолжать развивать фонематический слух детей, связанную речь

2.Повысить речевую активность, способствовать развитию памяти;

3.Способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать ритмико-интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: выполнение дыхательной гимнастики «воздушный шарик», разучивание речёвки для завершения занятия.

Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная).

Тип НОД: интегрированное занятие

Методы и приёмы: словесные и практические методы в сочетании с игровыми приёмами.

Материал к НОД:воздушный шар, ватка по количеству детей, мяч, иллюстрации по данной теме (шапка, чашка, малыш), карточка рефлексии, цветные карандаши красного, оранжевого и зелёного цветов; воздушные шарики по количеству детей в качестве подарка в конце занятия.

 

 

Ход:

I этап. Организационный.

Колокольчик зазвонил,

В круг собраться пригласил!

Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно

Говорю всем вам: «Привет!»

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй, правая рука

Здравствуй, левая рука

Здравствуй, друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

II этап. Мотивационный.

В: Ой, ребята, слышите? Кажется, какой-то звук за дверью. Может, к нам ещё кто на занятие спешит? Вы сидите, а я пойду открою дверь, посмотрю, кто пришёл.(Воспитатель вносит в группу воздушный шар(с одной стороны шарик грустный, с другой -весёлый).

В: Ребята, поглядите, кто за дверью притаился.

Д: Шарик!

В: Верно, шарик. Только что-то он грустный. Может, поднимем ему настроение? Споём его любимую песенку? Кто помнит, какую песенку шарик поёт?

Д: (ответы детей)

В: Давайте все вместе!

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Представим перед собой шарик (ладони соединены), шарик надувается и говорит [Ш](ладони на расстоянии друг от друга) .

В: Как много шариков получилось! Молодцы, ребята! Посмотрите! У нашего шарика теперь хорошее настроение! (Воспитатель переворачивает шарик другой стороной)

В: Ребята, кажется, шарик очень хочет послушать историю про язычок, с которой я бы хотела с вами сегодня поделиться. Разрешим ему остаться?

Д:Да!

В:А если шарику понравится у нас на занятии, он и друзей своих  позовёт. Представляете, как будет много у нас шариков! Настоящий праздник!

Д: (эмоциональный отклик)

III этап.Основная часть.

В: Ну что, приступаем к истории про Язычок? Я вам расскажу её по-секрету.

Жил да был Весёлый Язычок. Ребята, а у вас есть Весёлый Язычок? Покажите (дети переводят кончик языка из одного уголка рта в другой). Живёт Весёлый Язычок в своём домике. Двери в этом домике то открываются, то закрываются . Вот так (воспитатель показывает-дети повторяют : рот открыт-закрыт,2-3 раза).Весёлый Язычок очень энергичный, не сидит на месте, часто выбегает из своего домика. Поглядите, как он это делает (воспитатель показывает – дети повторяют).

Как-то раз Язычок вышел погреться на солнышке, разместился на крылечке. Вот тaк (воспитатель демонстрирует: язык «лопаткой» на нижней губе).

Каквдруг Язычок увиделогромную сoбaку, приближающуюся к его домику. Он перепугался, вернулся скорее в домик и спрятал хвостик за верхние зубки, a домик закрыл, чтобы сoбaкaненароком не вбежалa. A хвостик так жепродолжал держать за верхними зубками. Ребята, пoстарайтесь и вы спрятать кончик языкa за верхние зубы. Вот так. (воспитатель демонстрирует – дети повторяют).

Притаился Язычок немножко, нo вновь решил пoсмoтреть, где сoбaкa. Он открыл домик, нo хвостик не oпустил, подумал : «А если собака где-то рядом?». Oн все время держал хвост поднятым кверху. Вoт так (показывает). Несколько раз Язычок открывaл и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вoт так (показывает). А сoбаки уже и не былo, oна давно убежалa.

В: А теперь мы с вами пoиграем.Я скажу: «Язычок греется на солнышке», и вы пoлoжите язык на нижнюю губу . Вoт так(показывает).Пoтoм я скажу: «Сoбaкa!», и вы поднимите кончик язычка кверху и спрячете его в домике. Вoт так(показывает).Затем вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок всё будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, но кончик языкa не oпускайте!

В: А теперь пoпробуемoкруглить и вытянуть губки и произнести«Ш-ш-ш» (2–3 раза). Давайте проверим, правильно ли у нас выходит? Чтобы проверить, мы поднесём ладошку близко к губам. Ладошка рядом с губами, но губки ладошкой не прижимаем! Если вы всё делаете правильно, то на своей ладошке будете ощущать теплую  струю воздуха.

В: У всех получается? (Воспитатель проходит к деткам и подносит свою ладонь, проверяет. Если ребёнок испытывает затруднения- воспитатель произносит «Ш-ш-ш», держа перед собой его ладонь)

В: А если мы положим в нашу ладонь ватку? Что происходит? (воспитатель демонстрирует)

Д: она подпрыгивает!

В: Какие внимательные и сообразительные ребята. Возьмите ватку со своего стола и скорее попробуйте!

В: Ой, какие весёлые у вас получились попрыгунчики!

В: Отложите свои попрыгунчики на край стола, мы с вами сейчас поиграем.

Будем изображать вьюгу. Подул ветер, поднялась вьюга: „Ш-ш-ш“. Теперь ещё сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, вьюга становится  тише, еще тише, совсем тихо».

Д: (выполняют упражнение).

В:Ой, кажется, в группе даже холодно стало, какая вьюга! Может, теперь немного согреемся?

IV. Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

В: А теперь мы поиграем в игру, которая называется  «Эхо». Я вам по очереди буду кидать мяч и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу – я флажком машу.

Ши-ши-ши – наши дети хороши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Иш-иш-иш – за окном такая тишь.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – Машина подушка.

Ышка-ышка-ышка – маленькая мышка.

В:отлично справились! А теперь проверим, какие вы у меня внимательные. Слушайте задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [Ш] : шарф, жаба, шарик, жёлудь, шалаш, шапка, шуба, жук, живот, железо.

Д: (выполняют задание)

В: Какие внимательные детки! А как хорошо играют!

В: У меня есть для вас ещё одна игра , мы сейчас с вами поиграем в прятки со звуком [Ш]. Звук [Ш]будет прятаться в слове, а мы должна будем его найти. Где он спрятался: в начале, в середине или в конце слова? Готовы?

Д: Да!

В:(на фланелеграфе размещаетсякартинка с изображением шапки.)Что это? 

Д: Шапка!

В:Произнесите слово «Ш-ш-шапка».

Д: (произносят)

В: Как вы думаете, где слышится звук[Ш], в начале, середине или конце слова? 

Д: (в начале.)

В: Точно! Молодцы! Вы как настоящие сыщики!

В: (на фланелеграфе размещается  картинка с изображением чашки.)

Что это? 

Д: Чашка

В: Скажите слово «чашка» медленно.

Д: ( Произносят: Чааа-ш-кааа.)

В: Где слышится звук [Ш]

Д: В середине

В: Отлично справились. Давайте, последний раз звук [Ш] от нас спрячется, а мы его найдём(на фланелеграфе размещается картинка с изображением малыша).Что это?

Д: Малыш.

В:Скажите слово «малыш»медленно.

Д:(произносят:маааа-лышшш.)

В: Где слышится звук [Ш]?

Д:вконце.

В: Молодцы! Мы с вами сейчас выяснили, что звук «ш» может прятаться в начале, в середине и в конце слова.

В: Ребята,столько слов мы сегодня с вами узнали со звуком [Ш], столько чистоговорок произнесли! А вы знаете, что существует ещё и  много скороговорок со звуком [Ш]?!

Д: ?!

В: Скороговорка – это фраза, которую произнести достаточно сложно, но, если тренироваться и стараться – очень скоро каждый из нас сможет произнести её быстро и не запинаясь. Ну что, попробуем?

Д: да!

В: Слушаем внимательно и в голове стараемся представить то, что я буду говорить. Шапка да шубка – вот наш Мишутка.

В:Давайте повторим сначала медленно(На каждом этапе – хоровые и индивидуальные повторения).

Д: (повторяют медленно)

В: Попробуем побыстрее

Д: (повторяют быстрее).

В:Ещё быстрее? У Кого получится?

Д:(повторяют ещё быстрее)

В: А теперь произнесём скороговорку грустно.

Д:(повторяют с грустной интонацией)

В: А теперь попробуем сказать тоже самое, но весело.

Д:(повторяют с весёлой интонацией)

V. Рефлексивный этап.

В: -Ух, как весело получилось! Молодцы, ребята!

Наше занятие уже подходит к концу, и я хочу вам раздать карточки(Приложение 4), на которых изображен воздушный шарик. Если на занятии у вас было хорошее настроение, вам было легко и интересно – закрасьте шарик зелёным цветом,  если же  во время занятия настроение у вас было не очень хорошее  и было неинтересно или многие задания вызвали у вас затруднения - закрасьте шарик красным цветом.

Работа с результатами рефлексии: каждый ребёнок объясняет выбор цвета ( «Я много отвечал», «Легко выполнял задания», «Мне было весело», «У меня не получилось …/ я не понял …»).

В: (обращение к ребёнку), почему ты закрасил шарик красным цветом? Какие трудности ты испытал во время занятия? Что осталось непонятным?

В: Ребята, а давайте вспомним, что мы с вами всегда говорим в конце занятия? Наш девиз?

В:Раз, два

Д:Три, четыре

В:Три, четыре

Д:Раз, два

В:Всех дружнее в этом мире

Д:В нашем саде детвора!

В: Вы сегодня огромные молодцы!  Ребята, и нашему гостю очень понравилось быть с вами на занятии , и  он даже уже позвал сюда своих друзей. (Воспитатель вносит воздушные шары для каждого ребёнка).

 

 

 

Список литературы:

1.    В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – С.46.

 

2.    Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков «Ш», «Ж». - Санкт-Петербург. КАРО, 2015.