Конспект интегрированной основной образовательной деятельности по социальной направленности для детей старшей группы.
Тема: Что нужно для счастья?
Глебова Ирина Владимировна, воспитатель
МБУ Кадуйского муниципального района "Детский сад № 4 "Солнышко"
Вологодская область, рабочий посёлок Кадуй
Доминирующая образовательная область: речевое развитие познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Цель: Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-продолжать формировать понятие о семье; рассказать о Российском празднике «День семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, международном празднике День Семьи
-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
- побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи, рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать.
- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.
- учить устанавливать причинно – следственные связи между своими поступками и настроением взрослых членов семьи;
-учить координировать свои действия в соответствии с требованиями поставленной задачи;
- активизировать мышцы лица, через передачу эмоционального состояния;
Речевые задачи:
-продолжать активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);
- способствовать пониманию предложно – падежных конструкций: «кем приходится девочка маме?», «кто девочка для мальчика?»;
-совершенствовать умение отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;
-побуждать согласовывать действия с речью.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;
- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).
- развивать слух, слышать музыкальное произведение, выполнять движения под музыку, сопровождая пением, передавать его настроение.
- развивать формирование представлений о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
-совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи
Формы организации совместной деятельности: работа по иллюстрациям, игра, динамическая пауза, проблемная ситуация, загадки, кроссворд, упражнение, психогимнастика, изготовление цветка ромашки из цветной бумаги.
Методы организации: наглядные: рассматривание сюжетной картины;
словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;
игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение
Оборудование:7 конвертов, 7 букв «Я», доска, или мольберт, лист А3 для кроссворда, зеркало, клубок.
Предварительная работа: разучивание музыкального упражнения «Маме надо отдыхать» и физминутки «Семья»; объяснение лексического значения слова «лад», сбор семейных фотографий. Просмотр мультфильма «Сказ о Петре и Февроньи».
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание семейных альбомов, составление рассказов о семье, рисование семейных портретов,
Формы взаимодействия с родителями: уточнить сведения о семье, сбор семейных альбомов, составление генеалогического дерева и рисование герба семьи.
1. Орг. момент (В кругу)
Педагог: Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Проблемная ситуация.
Педагог: Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему? (Изображение улыбающегося ребенка, Слайд.)
Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей). Предложения, гипотезы, подтверждение.
Педагог: Я предлагаю вам отправиться в путешествиев Загадочную страну вместе со мной.А на чём мы с вами можем поехать? Слушаем музыку Паровоз букашка,едем.
Дети вместе с воспитателем подходят к доске. На доске вывешивается лист формата А3 с заранее нарисованными клетками.
1.Остановка «Отгадай-ка».Первое задание. На этой остановке в конверте задания:
Педагог: Разгадайте кроссворд.
1. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша… (мама)
2. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш … (папа)
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
4. У него седая голова,
До колена борода
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — … (дед)
5. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка,
Моя старшая... (сестренка).Начало формыКонец формы
После того как дети разгадали кроссворд педагог вручает им конверт.
В конверте буква «Я».
Отправляемся дальше автобус. песня Мы едемЕдем
2. Следующая остановка«Зеркальная». Второе
задание.
Педагог: Есть в комнате портрет
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеется тоже.
Как вы думаете, что это?(Зеркало)
Дети вместе с педагогом ищут зеркало. К нему прикреплена записка с заданием.
Педагог:У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть в зеркале, но это отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
Педагог: А у вас есть имя? А вы знаете, что когда вы вырастите, то вместе с вами вырастет и ваше имя? Назовите мне ваше полное имя. (Ответы детей)
Когда дети отгадали загадку,назвали свое полное имя, педагог вручает им следующий конверт. В конверте вторая буква «Я».
Отправляемся дальше пешком. Ничего на свете лучше нет, чем бродить с друзьями по белу свету.
3. Остановка «В гостях у бабушки»Третье
задание
Педагог:
Возле бабушкиных ног,
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился,
И в носок вдруг превратился.
Что же это? (Клубок)
Клубок лежит в корзинке (корзинку можно поставить на видное место в группе) вместе с запиской.
Игра «Паутинка ласковых имен».
Педагог:Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. Как вас ласково называют дома ваши родные?
Давайте вы будете передавать друг другу клубок и называть свои ласковые имена.
(Дети передают друг другу клубок и называют себя ласковым именем).
Педагог:Вот мы с вами и плели паутинку ласковых имен. Было бы хорошо, если бы вы знали имена не только своих близких родственников мамы, папы, бабушки дедушки, но и прабабушек,
прадедушек, т. е. знали свою родословную. Может кто-нибудь может назвать имя прабабушки или прадедушки?
Вручается следующий конверт. В конверте третья буква «Я».
Отправляемся дальше. Теплоход. Кукутики. Плывём.
4. Остановка«Вырастай-ка». Четвертое задание
Игра «Собери цепочку». Детей поделить на две подгруппы.
Разложить иллюстрации согласно возрасту и полу:
1 группа- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
2 группа - младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
Пятая остановка. «Самолёт» Чударики.
Педагог:А сейчас мы с вами полетим на
самолёте.
Динамическая пауза ««Самолёт» Чударики.» (В кругу)
(дети выполняют движения по тексту)
Дети выполняют. Вручается следующий конверт. В конверте пятая буква «Я».
6. Остановка«Угадай-ка»Шестое задание.
Педагог: Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает? (ответы детей)
Фамилия переходит от папы. А папе она от кого досталась? (от дедушки). Послушайте небольшую историю.
«В старину имена появлялись по – разному. Одни, например, запечатлевали какие черты характера, желаемого поведения человека: Добр, Храбр, Молчун, Умник. Другие «отзывались» на внешность человека: Белый, Косой, Рябой. Иные имена были связаны с профессией, ремеслом: Кожемяка, Воин, Кузнец.Древнерусские имена делились на две группы: внутрисемейные и уличные. Внутрисемейное имя давалось ребёнку сразу после рождения, а уличное имя человек получал уже во взрослом состоянии. Часто ребёнка называли по порядку и времени рождения».
- Угадайте, какой по счёту или в какой день недели родился ребёнок, которого назвали: Первуша, Третьяк, Девятко, Субботка, Мороз. (Дети угадывают.)
- Можно прожить без фамилии?(Ответы детей)
Педагог:Фамилии придумывали по внешнему виду, например
похож человек на зайца, стал Зайцев, похож на синичку, стал Синицыным. Придумывали по профессии, например, был кузнецом, стал Кузнецов. А чаще всего от имени, например, отец Сергей, вот и стала
вся семья Сергеевы.
Игра «Угадай фамилию»
Педагог:Посмотрите, художник нарисовал несколько портретов, но забыл подписать фамилии. Попробуйте догадаться кто из этих людей Носов, Круглов, Худяков.На экране появляются картинки: человек с большим носом, очень полный, очень худой. Дети фантазируют и определяют, кому может принадлежать фамилия.(Слайды 6,7,8)Вручается следующий конверт. В конверте шестая буква «Я».
А сейчас мы отправимся на воздушном шаре.
7. Остановка «Кто Я?». Седьмое
задание
Педагог:
До чего же он пригож!
- На кого же он похож?
Папа говорит: - На маму!
Очень славненький с лица.
Мама говорит: - На папу!
Взгляд смышлёный у мальца.
Обе бабушки друг дружке
Уступают битый час:
- Носик - ваш!
- Но ваши ушки!
- Голос - прямо как у вас!
Я один сижу, как мышка:
Пусть потешится родня…
Я-то знаю, что мальчишка
Уродился - весь в меня!
Как вы думаете, на кого вы похожи? Какое слово первое вы сказали «мама» или «папа»?
(Ответы детей)
Игра «Кто я?»
Дети становятся в кружок, воспитатель в центре. Бросаю мяч и задаю вопрос, например: Я мама, а ты мне кто? Ребенок, бросая мяч обратно воспитателю отвечает: сын (дочь)
Аналогично – папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя.
Вручается следующий конверт. В конверте седьмая буква «Я».
Педагог:Давайте откроем все нашим конверты и посмотрим,
что же человеку нужно, чтобы быть счастливым.
Дети выкладывают на столе все буквы, и воспитатель крепит и на доске.
Педагог предлагает отгадать, какое слово зашифровано в этом ребусе. Если дети не понимают, предлагает посчитать количество букв.
(Слайд 9)
Педагог:Правильно «Семья» - это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью. (Слайд 10)– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете,
потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой –
например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Ребята, скоро весь мир будет отмечать праздник Всемирный День семьи. Он будет 15 мая. Но и в нашей стране
России есть свой праздник, который отмечается 8 июля он называется День семьи, любви и верности. А вы знаете, что является Символом семьи, любви и верности? Это стала ромашка. В
день празднования плетут венки из ромашек, дарят букеты ромашек и «февроньи» — открытки с изображением ромашек или других символов семьи.
– А давайте вечером свами изготовим вот такой вот цветок, для вашей семьи,
– Я хочу вам пожелать, чтоб эта ромашка принесла частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!
Рефлексия
Как вам могут пригодиться знания, полученные сейчас? Что у вас получилось на занятии? Что вызвало сложности?