НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения "Прогулка в зимний лес"

Казанцева Ирина Владимировна, воспитатель

МБДОУ д/с №17 "Ромашка"

Пермский край, г.Чайковский


Цель:  развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Задачи: 

1. Упражнять в различении гласных, твердых и мягких согласных звуков.          

2. Упражнять в соотнесении гласных звуков и букв.                                  

3. Упражнять в образовании однокоренных существительных.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4. Упражнять в подборе прилагательных к существительному.

5. Закреплять умение выделять гласный звук в середине слова.

6. Закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картине по предложенному плану.

7. Развивать фонематический слух.

8. Развивать полисенсорное восприятие.

9. Способствовать активизации и упражнению зрительных функций.

 

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, оформленный как зимний лес.                                       Учитель-логопед читает стихотворение «Снег идет» М. Познанской

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем.

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто же это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?

- Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О зиме)

- Вы хотите отправиться в путешествие в зимний лес? (Да)

- Для этого нам нужен проводник, который проведет нас через сугробы по следам. (Выбирают ребенка-проводника. Педагог обращает внимание на следы, разложенные на полу. Ребенок-проводник, шагая по следам  красного цвета, называет любой гласный звук, синего – твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные. Дети произносят звуки, шагая по следам за проводником.)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

- Какая красивая елочка! Давайте поиграем вокруг нее (педагог произносит любой звук, а дети на твердый согласный поднимают руки вверх, на мягкий согласный приседают, а на гласный звук пальцами показывают открытый ротик).

- Посмотрите, под елочкой лежит красивая коробка! Что же в ней? (Шарики синего, красного и зеленого цвета). Педагог предлагает украсить ими елочку. Чтобы повесить шарик на елочку нужного цвета, необходимо правильно назвать звук (твердый или мягкий согласный, гласный звук).

- В этой красивой коробке есть еще гласные буквы. Педагог произносит слова «ком», «лес», «лёд» и предлагает детям назвать гласный звук в этих словах, найти соответствующую букву и повесить ее на елочку.

- Что еще лежит в коробке? (Красивые снежинки). Я вам буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, которые можно образовать от слова «снег». Каждым снежным словом – снежинкой мы будем укрывать елочку, чтобы она не замерзла.

- Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю … (снег).

 

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки).

 

На поселки, на лужок

Выпал беленький … (снежок).

 

Вот веселье для ребят –

Все сильнее … (снегопад).

 

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

 

    Словно в белый пуховик

    Нарядился … (снеговик).

        - Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы укрыли елочку и поместим эти слова в красивую коробку – копилку слов (дети называют слова).

Педагог обращает внимание детей на то, что на дне коробки лежат карточки с напечатанными словами. Предлагает детям их прочитать (кован, колдован, путан).  

- Какие-то они непонятные. А здесь еще лежит бука «О». Давайте поставим ее впереди слов и посмотрим, какие слова получатся (окован, околдован, опутан).

- Как вы думаете, о чем так можно сказать? (О лесе).

- В какое время года лес стоит окован, околдован и опутан? (Зимой).

- После какого времени года наступает зима? (После осени.)

       - А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму с белым пушистым снегом, замерзшими реками, летящими снежинками, с метелью и вьюгой.

 

Звучит музыка,  и педагог читает стихотворение «Зимняя сказка».

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках всё катается.

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор льдом – иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой.

 

Зрительная гимнастика:

Педагог берет в руки веточку  настоящей елки и предлагает детям посмотреть на нее вверх, вниз, в правую, левую сторону. Затем так же повторяют с искусственной веточкой.

 

Дидактическое  упражнение «Еловая лапа»:                                                                                                                      

- Закройте глаза и на ощупь отгадайте, с какой елки веточка. 

- Молодцы. Вы украсили елочку, отдохнули, а теперь отправляйтесь дальше в путешествие. 

 

II часть. Воспитатель обращает внимание детей на предмет, укрытый белым пуховым платком. 

- Чтобы узнать, что находится под платком, нужно придумать много красивых слов к слову «снег» (дети передают друг другу снежинку и называют слова -  определения).

- Вот картина и открылась! (Дети рассматриваю картину).

- Посмотрите, у меня в руках зимняя палитра. Оказывается, у зимы есть не только белая, но и разноцветные краски. (Воспитатель достает из палитры зеленую полоску и предлагает детям назвать, что есть на картине зеленого цвета.  Дает ребенку подзорную трубу из плотной бумаги. Ребенок находит зеленую елочку).

- Составь короткий рассказ о елочке. Расскажи, какая она, на что похожа?

Воспитатель достает белую полоску – ребенок рассказывает о зайце. Достает рыжую полоску – рассказ о лисе, коричневую полоску – рассказ о лосе, красную – о снегире.

- Вот мы с вами и рассмотрели всю картину. Теперь осталось раскрасить ее словами. У каждого рассказа есть начало, середина и конец. (Выставляет розовую полоску – это будет начало). Давайте придумаем его вместе. 

Наступила … Выпал …  Покрыл землю …

- Сейчас раскрасим словами середину рассказа (выставляет желтую полоску).

Красуется елочка … На макушку надела … Сидит под кустом … А вот стоит огромный лось, похожий на  … На елке сидит красногрудый … Он прилетел поклевать …

- Давайте придумаем конец рассказа (голубая полоска).

Стоит зимний лес, как будто …  Но жизнь в нем … И каждый занят … Каждый готовится к …

Воспитатель предлагает ребенку составить весь рассказ по плану (другие дети могут ему помочь).

Дома детям предлагается пересказать составленные рассказы родителям (воспитатель дарит каждому ребенку план рассказа из полосок розового, желтого, голубого цвета).                                                                                                               

В конце занятия дети возвращаются из «зимнего леса» под музыку в группу.