Консультация для молодых специалистов "Работа с родителями как фактор успешного общения с ребенком"

Салмина Валентина Сергеевна, педагог-психолог

МАДОУ "ДС № 55 г. Благовещенска"

г.Благовещенск


Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая дошкольника, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи (изучение семейной атмосферы, окружающей воспитанника, его взаимоотношений с членами семьи; организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей и т. д.)

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Среди условий успешной работы с родителями можно выделить следующие:

целенаправленность и системность;

дифференцированный подход с учетом многоаспектной специфики

каждой семьи;

доброжелательность и открытость.

При планировании работы с родителями важно учитывать:

актуальность тем групповых родительских встреч;

возможность родителей наблюдать своих детей в деятельности;

информационную насыщенность (профилактико-просветительская дея-

тельность);

возможность получения родителями необходимой консультативной по-

мощи у специалистов образовательного учреждения.

Для обогащения знаний и опыта воспитателей об особенностях современной семьи и закономерностях детско-родительских отношений педагог- психолог образовательного учреждения организует работу семинара- практикума.

Основные задачи сотрудничества ДОУ с родителями

Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки семьи на основе изучения социально-психологических особенностей семей воспитанников и интересов, потребностей родителей.

Содействовать формированию у родителей представлений об особенностях развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние механизмы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье.

Повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста.

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы, способствующих формированию активной родительской позиции.

Система работы ДОУ с родителями

Психолого-педагогические условия успешного взаимодействия ДОУ и семьи. Родители заинтересованы в развитии своего ребёнка. В этом заложена идея о том, насколько важно для педагогов сотрудничать с родителями, позитивно относиться к конструктивному партнёрству в педагогической работе. Родители способны эффективно включиться в учебно-воспитательный процесс. Практика показала, что они могут успешно обучать как своих детей, так и чужих, если они эмоционально настроились на такой род деятельности. Родители хотят иметь право в решении всех вопросов, имеющих отношение к программе развития их ребёнка. Практика показала, что если родители участвуют в принятии решений, то они проявляют большую заинтересо- ванность в самых разнообразных видах деятельности в рамках программы. Родители обязательно найдут время для участия в программе, если оно будет для них личностно значимо.

Родители будут участвовать в программе тогда, когда с ними будут работать высококвалифицированные педагогические кадры. Участие родителей в программе становится эффективным в том случае, если они прошли специ- альную подготовку и видят путь практического применения полученных зна- ний и навыков.

В случае если цели и ценностные ориентации родителей и ДОУ совпадают, родителей гораздо легче привлечь к участию в программе. И, напротив, когда родители не могут по достоинству оценить значение программы, они не- охотно соглашаются на сотрудничество, поскольку их система ценностей весьма отличается от существующей в ДОУ и в обществе в целом. Поэтому задача состоит в том, чтобы показать, что с течением времени цели ДОУ и цели родителей совпадут.

В том случае, если существует значительный разрыв между целями и ценностными ориентациями семьи и ДОУ, родители потребуют максимальной гибкости от педагогов при составлении программы воспитания и обучения. Поэтому педагогам следует провести предварительную оценку потребностей семей воспитанников.

Активность родителей возрастает, если их участие в программе будет успешным, и они будут осведомлены о результатах своих усилий. Эта обратная связь должна носить позитивный характер.

- Подход к родителям должен быть индивидуализированным.

Формы взаимодействия:

коллективные

индивидуальные

наглядно-информационные

Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.). Индивидуальные(консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.)

Наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкально- поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» - короткие новости», др.)

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.

Индивидуальные формы работы с родителями— это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п.

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Добиваясь выполнения своих указаний, воспитатель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия жизни семьи.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Консультации для родителеймогут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей. Родительское собрание — одна из традиционных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению».

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатели организуют специальные встречи с отцами детей, проводится собрание-размышление «Роль отца в вос- питании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» спо- собствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей. В определении тематики меро- приятий участвуют родители.

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных форм. Она позволяет включить родителей в обсуждение важ- нейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их

сравнивать. Если все-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребенка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своем ребенке не услышит, он постарается закончить разговор.

Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел, важно, с чем вышел.

Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать сваю компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.

Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.

Стенд или книжка раскладушка с материалами, подготовленными и обсужденными на родительских собраниях, круглых столах, должны быть доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и печатают крупным шрифтом, четко структурируя содержание. Также можно вывесить для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше

положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.

Создайте библиотечку для родителей. Поместите в нее не только методические пособия, но и все, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и ее практическое применение.

Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.

 

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни.