Особенности воспитательного процесса в условиях детского дома
Стародуб Мария Ивановна, воспитатель
ГКУ "Детский дом (смешанный) №22"
п.Малосадовый
Семья закладывает фундамент для благоприятного развития личности, которое зависит от наследственности, врожденных и преобретенных особенностей, среды и социального окружения.
На детей, воспитывающихся вне семьи, некоторые из этих факторы оказывают особое влияние.
Психологи к таким факторам относят:
1) Импринтинг (от
англ. imprint – оставлять след, запечатлевать, отмечать) - вид приобретения опыта, специфическая форма обучения;
закрепление в памяти признаков объектов при формировании или
коррекции врожденных поведенческих актов. Впервые, этот термин ввел австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц.
Импринтинг происходит на ранних стадиях развития, а его последствия уже нельзя изменить. Доказано, у новорожденного запечатление образа матери происходит в первые часы жизни. Если же роженица по каким – либо причинам не может быть с ребенком сразу после его появления на свет или отказывается от малыша, импринтинга не происходит. И как следствие, отсутствие авторитета взрослого.
2) Отношение привязанности. Мать для ребенка является первым объектом привязанности, на основе которого, в последствие, складывается модель отношений с другими людьми. У детей, воспитывающихся в детских домах, эмоциональная связь на основе привязанности бывает нарушена. Взрослея, сироты зачастую не умеют доверять и выстраивать взаимоотношения в обществе.
3) Депривация – «психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей. Депривация характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов». (Уманская Е.Г., 2013, стр. 3)
Каждый из факторов в отдельности или же их сочетание негативно сказывается на всех сферах развития ребенка: сенсорное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое, когнитивное и социальное.
Ребенок из детского дома обладает набором характеристик, значительно отличающих его от ровестников, воспитывающихся в семье:
· Интеллектуальное «недоразвитие» может выражаться в низкой сформированности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), педагогической запущенности, задержке психического развития и умственной отсталости.
· Особенности психического развития «интернатных» детей проявляются в истощении нервной системой, различных нарушениях сна и аппетита, страхах, недоверии, неврозах.
· Вспышки агрессии, эмоциональная неуравновешенность, неумение проявлять свои чувства по отношению к окружающим, преобладание подавленного настроения – отличительные черты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны эмоциональной сферы.
· Общее физическое состояние «несет убытки» в виде снижения роста и веса, нарушений осанки, неврологических расстройств (нарушение моторики, хаотичность движений, недостаточная ловкость), энуреза и энкопреза.
· Ребенок, попавший во внесемейные условия, не испытывает одной «из обязательных потребностей человека - определение своего места в жизни, осознание своей личностной значительности, собственного «Я» (Болдырев Н.И., 1979, стр. 289)
Объединив воедино особенности развития воспитанника детого дома, в итоге мы получим человека, совершенно не приспособленного к самостоятельной жизни вне стен интерната. Они не умеют планировать будущее, строить прочные связи с социумом, теряются в окружающей действительности.
Причиной описанных выше особенностей в развитии, а в последствие, связанных с ними проблем, выступает негативный опыт, который получили дети, прибывая с раннего детства в неблагополучном окружении.
Основой воспитательного процесса является «воспитание». Существует, как минимум четыре смыла этого понятия:
«в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности;
в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно - воспитательный процесс;
в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся;
в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.
Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося».
В современных нормативных документах в определение воспитания добавляется понятие «социализация», по моему мнению, одно из важнейших понятий, применяемых по отношению к детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Так, в Федеральном законе «Об образовании» сказано: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства».
Таким образом, воспитательный процесс представляет собой систематизированную совместную деятельность, в которой в соответствии с поставленными целями и задачами, как отдельной личности, так и общества в целом, совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, направленное на формирование положительных качеств личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Воспитательный процесс – сложная динамическая система, которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. Воспитательная система детского дома во многом схожа со школьной, но все же имеет ряд существенных отличий.
1. По функциям:
а) развивающая – в условиях интернатного учреждения направлена на создание условия для полноценного всестороннего развития личности воспитанников, корректировку имеющихся и формирование отсутствующих качеств и способностей;
б) защитная функция реализуется в устранении последствий негативного семейного опыта, повышении уровня социальной грамотности и защищенности;
в) компенсаторная представляет собой комплекс мероприятий, способствующих компенсации у воспитанников последствий различных видов депривации и педагогической запущенности;
г) корректирующая функция заключается в психолого – педагогической коррекции развития, поведения, общения воспитанника, с целью дальнейшей успешной социализации и интеграции в обществе;
д) регулирующая связана с систематизацией педагогических процессов и их влиянием на становление воспитанника, как положительной личности, на совместное развитие детского и взрослого коллективов.
2. Воспитательный процесс в условиях организаций для детей – сирот включает в себя совокупность всех видов деятельности. Но значимыми становятся те, которые направлены на устранение депривационных последствий конкретного ребенка. Например, «познавательная деятельность - имеет особое значение для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы; игровая - особое значение имеет для дошкольников и младших школьников. Дети-сироты принадлежат к той категории детей, которые в детстве «не доиграли». (Иванова Н.П., 1996)
3. Трудовой деятельности в детских домах уделяется повышенное внимание. Как показывает практика, более 80% воспитанников – это дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), порядка 70% - дети, склонные к различным видам аддикций и 85% - не социализированные личности. Именно поэтому жизнедеятельность любого интернатного учреждения должна строиться так, чтобы дети могли овладеть различными видами труда в соответствии со своими особенностями развития: от элементарных навыков самообслуживания до азов предпринимательской деятельности.
4. Особое значение в формировании воспитательной системы детских домов необходимо уделять гуманно – личностному подходу. Пребывание детей в таких учреждениях непременно должно строиться по семейному типу на основе любви и ласки к ребенку, исключая авторитарные отношения «педагог - ребенок».
Воспитательный процесс в организациях такого типа призван решать ряд задач:
- обеспечить удовлетворение потребности ребенка в личном пространстве;
- расширить «среду обитания» воспитанников;
- сформировать устойчивые отношения с внешним миром;
- создать условия для полной социальной адаптации воспитанника,
- способствовать успешной интеграции его в общество.