Символ земли русской - матрёшка

Опалева Анастасия Анатольевна, воспитатель

МАДОУ "Страна чудес" детский сад №13 "Золотой ключик"

Свердловская обл., г. Новоуральск


Возрастная группа: вторая младшая группа (3-4 года)

Вид деятельности:познавательно-исследовательская.

Тип исследования: классификация.

Форма совместной деятельности:занятие.

Цель:развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

обучающие:

- приобщение детей к истокам русской народной культуры;

- познакомить детей с народным промыслом – игрушкой матрешкой;

- дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки и ее внешнем виде;

развивающие:

- развивать умение работать в группе;

- развивать самостоятельность;

- развивать у детей наблюдательность, познавательную инициативу (любознательность).

воспитательные:

- воспитывать уважение к труду народных мастеров;

- поощрять стремление воспитанников к самостоятельности;

- вызывать интерес и любовь к народным игрушкам.

Технология:«Детский календарь» Т.Н. Дороновой.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Средства:

Наглядные:кукла Аксинья, матрёшки;

Музыкальные: аудиозапись народной музыки, песня «Мы матрешки, вот какие крошки».

Оборудование:раздаточный материал матрёшек с узорами (ягода, цветы, яблоко), три листаформата А3 (классификационные таблицы) «Домик для матрёшек», клей, дидактическая игра из «Детского календаря» «Поставь матрёшек в ряд».

Предварительная работа: цикл «В гостях у тётушки Аксиньи» (знакомство с избой; старинной русской одеждой (платок, сарафан, рубаха); знакомство с печью. Создание мини-музея «Русская матрешка».

Учебно-методический комплект:1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

2. Примерная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства:  конструирование возможностей/ Т.Н. Доронова – М.:АСТ: Астрель, 2015;

 

 


 

Ход занятия:

(Уголок группы оформляется в виде русской народной избы, с традиционными предметами быта).

Воспитатель:Ребята, сегодня мы снова побываем в гостях у тётушки Аксиньи. Скажите вы любите сказки? Тогда садитесь на коврик поудобнее и слушайте. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

(Кукла тётушка Аксинья. Звучит русская народная музыка. На столе, возле воспитателя стоят игрушки герои сказки и ширма. Воспитатель ведет рассказ от куклы Аксиньи):

— Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку — куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он кукол, каждую одел в нарядное платьице. Веселые получились куколки, смешные. И долго-долго думал, как же назвать ему этих кукол. Назвал их всех одним русским именем Матрёна, а так как куколки были маленькие, то стали их называть Матрешками. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их разными цветами, ягодами, фруктами.

Вот так, ребята, родилась игрушка для детей — русская матрёшка.

А вы хотите увидеть этих матрёшек?

Я приглашаю вас в «музей деревянной игрушки». (Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Посмотрите, какие они все нарядные. А все ли матрёшки одинаковые, или они чем то отличаются?

(Дети высказывают свое мнение, размышляют.Воспитатель показывает разные виды матрёшек, вместе находят сходства и различия).

Воспитатель достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка «здоровается» с детьми и раскрывает им свой «секрет»:

Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Воспитатель раскрывает матрешек и раздает по одной детям. 

Воспитатель: Такие матрешки были самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается.

Воспитатель показывает танец матрешки, а дети за ним повторяют.

После танцев матрешки, конечно, устали и спать захотели. Дети укладывают их спать, а тут педагог говорит: -я видела на полянке других матрёшек, которым тоже пора отдыхать, только они заблудились и не могут найти свои домики. Давайте им поможем.

(Важно дать детям возможность самим догадаться, кого в какой домик заселить. Если будут сложности, обратить внимание на узор на сарафане: матрёшки с узорами в виде ягод располагаются в домике с ягодкой, а цветочный узор на сарафане – говорит, что матрёшка живёт в доме с цветочком, матрешки с узорами на сарафанчике с яблоками в домик украшенный яблочками. Можно включить музыкальное сопровождение.)

 

— Скажите, понравилось вам играть с матрёшками? Какой секрет есть у матрёшки? Давайте скажем «спасибо» тётушке Аксинье за её интересные рассказы.