Символ земли русской - матрёшка
Опалева Анастасия Анатольевна, воспитатель
МАДОУ "Страна чудес" детский сад №13 "Золотой ключик"
Свердловская обл., г. Новоуральск
Возрастная группа: вторая младшая группа (3-4 года)
Вид деятельности:познавательно-исследовательская.
Тип исследования: классификация.
Форма совместной деятельности:занятие.
Цель:развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой – матрешкой.
Задачи:
обучающие:
- приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- познакомить детей с народным промыслом – игрушкой матрешкой;
- дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки и ее внешнем виде;
развивающие:
- развивать умение работать в группе;
- развивать самостоятельность;
- развивать у детей наблюдательность, познавательную инициативу (любознательность).
воспитательные:
- воспитывать уважение к труду народных мастеров;
- поощрять стремление воспитанников к самостоятельности;
- вызывать интерес и любовь к народным игрушкам.
Технология:«Детский календарь» Т.Н. Дороновой.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Средства:
Наглядные:кукла Аксинья, матрёшки;
Музыкальные: аудиозапись народной музыки, песня «Мы матрешки, вот какие крошки».
Оборудование:раздаточный материал матрёшек с узорами (ягода, цветы, яблоко), три листаформата А3 (классификационные таблицы) «Домик для матрёшек», клей, дидактическая игра из «Детского календаря» «Поставь матрёшек в ряд».
Предварительная работа: цикл «В гостях у тётушки Аксиньи» (знакомство с избой; старинной русской одеждой (платок, сарафан, рубаха); знакомство с печью. Создание мини-музея «Русская матрешка».
Учебно-методический комплект:1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
2. Примерная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей/ Т.Н. Доронова – М.:АСТ: Астрель, 2015;
Ход занятия:
(Уголок группы оформляется в виде русской народной избы, с традиционными предметами быта).
Воспитатель:Ребята, сегодня мы снова побываем в гостях у тётушки Аксиньи. Скажите вы любите сказки? Тогда садитесь на коврик поудобнее и слушайте. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.
(Кукла тётушка Аксинья. Звучит русская народная музыка. На столе, возле воспитателя стоят игрушки герои сказки и ширма. Воспитатель ведет рассказ от куклы Аксиньи):
— Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку — куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он кукол, каждую одел в нарядное платьице. Веселые получились куколки, смешные. И долго-долго думал, как же назвать ему этих кукол. Назвал их всех одним русским именем Матрёна, а так как куколки были маленькие, то стали их называть Матрешками. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их разными цветами, ягодами, фруктами.
Вот так, ребята, родилась игрушка для детей — русская матрёшка.
А вы хотите увидеть этих матрёшек?
Я приглашаю вас в «музей деревянной игрушки». (Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Посмотрите, какие они все нарядные. А все ли матрёшки одинаковые, или они чем то отличаются?
(Дети высказывают свое мнение, размышляют.Воспитатель показывает разные виды матрёшек, вместе находят сходства и различия).
Воспитатель достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка «здоровается» с детьми и раскрывает им свой «секрет»:
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Воспитатель раскрывает матрешек и раздает по одной детям.
Воспитатель: Такие матрешки были самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается.
Воспитатель показывает танец матрешки, а дети за ним повторяют.
После танцев матрешки, конечно, устали и спать захотели. Дети укладывают их спать, а тут педагог говорит: -я видела на полянке других матрёшек, которым тоже пора отдыхать, только они заблудились и не могут найти свои домики. Давайте им поможем.
(Важно дать детям возможность самим догадаться, кого в какой домик заселить. Если будут сложности, обратить внимание на узор на сарафане: матрёшки с узорами в виде ягод располагаются в домике с ягодкой, а цветочный узор на сарафане – говорит, что матрёшка живёт в доме с цветочком, матрешки с узорами на сарафанчике с яблоками в домик украшенный яблочками. Можно включить музыкальное сопровождение.)
— Скажите, понравилось вам играть с матрёшками? Какой секрет есть у матрёшки? Давайте скажем «спасибо» тётушке Аксинье за её интересные рассказы.