Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением во 2-й младшей группе "Свойства бумаги"
Десяткова Наталья Владимировна, воспитатель
МКДОУ детский сад №5 "Петрушка"
г.Таштагол
Тема: Свойства бумаги
Цели: - знакомство со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности; развитие активного и пассивного словаря по теме.
Задачи:
Образовательные:- научить детей с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги (тонкая, толстая, прочная белая, красная, синяя и других цветов, гладкая и шероховатая);
- научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвется, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить, размокает в воде, скручивается, шуршит, непрочная);
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий;
- познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека;
- обогащать словарный запас детей глаголами (шуршит, рвется, мнется, расползается, не распрямляется), прилагательными (бумажный, разноцветная, гладкая, шершавая, тонкая, толстая, мятая, непрочная).
Развивающие:- развивать познавательный интерес; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;фразовую речь; внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные:- воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира, эстетическое отношение к окружающему миру; бережное отношение к бумаге и изделиям из нее.
Материалы и оборудование: человечки из бумаги, домик, чертеж домика, детали домика из цветной бумаги, клей-карандаш, полоски бумаги разных видов (картон, салфетки, обычная и цветная бумага), ёмкости с водой, телевизор (ноутбук), флешка с презентацией, кораблики и самолеты из бумаги, одежда из разных видов бумаги.
Ход:
Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла письмо. Сейчас я прочитаю для кого оно написано.(воспитатель читает адрес)
- На нем написано «Детский сад «Петрушка», детям 2-й младшей группы». Это письмо для нас. Давайте откроем его и прочитаем.
Воспитатель: - Я белая, как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет,
Там заметочку кладет… (Бумага)
Воспитатель: - Молодцы! Правильно, это бумага. Но это еще не все, здесь еще что-то написано.(читает дальше)
- Дорогие ребята! Мы, жители Волшебной Бумажной страны приглашаем вас в гости. В нашей стране все сделано из бумаги, а из какой узнаете, когда приедете. Приезжайте, у нас очень весело и интересно!
Основная часть
Воспитатель: - Ну, что, ребята, поедем в Бумажную страну? (да) Тогда садимся в волшебный паровоз и отправляемся в дорогу! (дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к подготовленным станциям)
Воспитатель: - Вот мы добрались до первой станции. Она называется «Ознакомительная».
Около телевизора (ноутбука) стоит бумажный человечек.
Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!
Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Я хочу вам показать и рассказать, как и из чего делается бумага.
Презентация «Удивительная бумага»
1. Первые писчие материалы из растительного сырья появились в Древнем Египте и Китае.
2. Из чего производят бумагу (из древесины, однолетних растений, вторичного сырья).
3. В бумажной промышленности используют целлюлозу из хвойных пород, дуба, березы, каштана.
4. Технология производства бумаги (размол, подготовка массы, прессование, сушка, каландирование, намотка в рулоны, резка и упаковка).
5. Использование бумаги.
6. Почему нужно беречь бумагу.
Воспитатель: - Понравился вам рассказ? (Да)
- Из чего делают бумагу? (из деревьев, растений, уже использованной бумаги)
- Почему нужно к ней бережно относиться? (потому, что деревья срубаются, а растут они очень медленно)
Воспитатель: - Спасибо, Вам, житель волшебной страны! Нам пора ехать дальше! До свидания!
Житель: - До свидания!
Дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к следующей станции.
Воспитатель: - Следующая станция на нашем пути «Бумажная»
На столе стоит бумажный человечек в одежде из салфетки, около домика сделанного из картона. Здесь же разложены разные виды бумаги: обычная белая бумага, цветная, салфетки, картон.
Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!
Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Я приготовил для вас несколько видов бумаги, и предлагаю вам с ней поэкспериментировать.
Воспитатель: - Спасибо Вам! Мы с радостью воспользуемся вашим предложением, Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько разной бумаги. Давайте ее потрогаем…(дети берут бумагу и определяют ее свойство на ощупь)
- Какая она на ощупь? (гладкая, мягкая, теплая)
- Теперь определим толщину бумаги. Что вы заметили? (Одна бумага - тонкая, другая - толстая, а третья – очень тонкая).
- Теперь давайте попробуем ее помять.(дети мнут бумагу) Что вы слышите? (Шуршит).
- Попробуйте смять бумагу. Что вы еще заметили? (Мнется). Правильно, вся бумага мнется: и толстая, и тонкая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная.
- Молодцы! Какую бумагу тяжелее помять, а какую легче? (легче всего мнется салфетка она тонкая, обычная белая бумага – мнется труднее, картон мять тяжелее всего - он твердый)
- Распрямите смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой, как была? Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется и … что? (Не распрямляется, не разглаживается).
- А сейчас оторвите кусочек бумаги. Что вы заметили? (Очень легко оторвать кусок от любой полоски).
- Что рвется труднее и легче всего? (трудно рвать картон, легко – салфетки)
- Почему картон рвать сложнее всего? (потому что он прочнее обычной бумаги)
- Итак, бумага легко рвется, она непрочная.
- Молодцы!
- А зачем нам нужна бумага? (На ней рисуют, пишут, из бумаги делают поделки).
Житель: - Ребята, что нового вы узнали обумаге и ее свойствах? (бумага бывает толстая – картон, который трудно рвется и мнется; бывает тонкая – салфетки, легко рвется, мнется; и обычная, которая тоже рвется, мнется, не прочная). - Молодцы!
Воспитатель: - Спасибо Вам, житель бумажной страны! На вашей станции мы узнали много нового о свойствах бумаги! Но нам пора отправляться дальше! До свидания!
Житель: - До свидания!
Дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к следующей станции.
Воспитатель: - Вот мы прибыли на следующую станцию. Она называется «Цветная».
На столе стоит бумажный человечек в одежде из цветной бумаги. Здесь же лежит цветная бумага разной фактуры, детали для оформления домика для жителя бумажной страны. Рядом на доске прикреплен чертеж домика на ½ ватмана.
Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!
Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Я очень люблю цветную бумагу.
Воспитатель: - Ребята, что лежит на столе? (цветная бумага)
- Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она? (гладкая) - Правильно, есть гладкая бумага. – А теперь возьмите другую бумагу, какая она? (шершавая)
- Правильно, шершавая. Бумага бывает разная: гладкая и шершавая.
- Где мы с вами ее применяем? (на занятии, делаем из нее поделки и др.)
- Что можно сделать из цветной бумаги? (аппликацию, фигурки животных, подарки мамам и папам на праздники и др.)
Житель: - Ребята, у меня до сих пор нет домика. Я хотел бы попросить вас помочь мне - сделать для меня разноцветный домик.
Воспитатель: - Ну, что, поможем жителю бумажной страны? (да)
Дети наклеивают из деталей домик.
Житель: - Спасибо, вам, ребята!
Воспитатель: - И вам спасибо! И до свидания! Нам пора ехать дальше.
Житель: - До свидания!
Дети становятся в паровозик и едут дальше.
Воспитатель: Теперь мы прибыли на станцию «Опытная».
На столе стоит бумажный человечек в одежде из бумаги, кораблики и самолеты из бумаги, лежит салфетка, обычная белая бумага, картон. Рядом на столе стоит ёмкость с водой.
Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!
Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Ребята, вы уже много узнали о бумаге. А я вам предлагаю немного поиграть с самолетами и корабликами.
Сначала дети берут самолеты и запускают их.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, почему самолеты из бумаги полетели? Какая бумага? (легкая)
Теперь дети берут кораблики и опускают их в емкость с водой. Дети дуют на них, чтобы кораблики плавали.
Воспитатель: - Что происходит с корабликами? (они плывут) – Почему? (потому что бумага легкая) – Правильно, молодцы!
Кораблики убирают из воды.
Житель: - Мы, жители Бумажной страны, не стираем одежду. Я вам приготовил одежду из разной бумаги. Попробуйте положить ее в воду и ответить на вопрос: почему нельзя стирать бумажную одежду. Дети берут бумажную одежду и подходят к столу, где стоят емкости с водой.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, что произойдет с бумагой, если ее опустить в воду? (намокнет)
Дети опускают сначала одежду из салфетки.
Воспитатель: - Что произошло? (размокла, утонула, т.к. она тонкая)
Затем опускают одежду из обычной бумаги.
Воспитатель: - Что произошло? (размокла и стала хрупкой)
В последнюю очередь опускают картон.
Воспитатель: - Что произошло с одеждой из картона? (картон самый толстый, он размок и стал тяжелым)
- Почему нельзя стирать бумажную одежду? (бумага в воде расползается)
Воспитатель: - Молодцы! Правильно!
Воспитатель: - Спасибо, Вам, житель бумажной страны, за интересные опыты! Но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Житель: - До свидания! Приезжайте к нам еще!
Дети встают паровозиком, двигаются и постепенно рассаживаются за столы.
Рефлексия
Воспитатель:- Ребята, понравилось вам наше путешествие в Волшебную Бумажную страну? (да)
Воспитатель: - Сегодня мы познакомились с необычными свойствами бумаги. Что нового о бумаге вы узнали из нашего приключения? (Бумага бывает разноцветная; бывает гладкая и шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легкая, легко мнется; смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная).
Воспитатель: - Давайте посмотрим вокруг и скажем, что в нашей группе сделано из бумаги? (салфетки, туалетная бумага, открытки, книги, коробки, раскраски и т.д.).
- Почему нужно бережно относиться к бумаге и изделиям из нее? (потому, что ее делают из дерев, и не вся бумага прочная)
Воспитатель: - Молодцы!