Творческий проект по сказкам Чуковского
Погасий Луиза Анатольевна, воспитатель
МДОУ "Детский сад № 77"
г. Саратов
Тип проекта: исследовательский,информационно-творческий.
информационно-познавательный, практико-ориентированный, речевой, групповой.
Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники старшей группы и их родители, педагоги дополнительного образования.
Руководитель проекта: воспитатель старшей группы Погасий Луиза Анатольевна.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие;
2. Социально-коммуникативное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая).
Продолжительность: краткосрочный,3х недельный (с 13 по 31 марта).
Актуальность:
Необходимость приобщения ребёнка к сказкам, начиная с раннего детства, бесспорна. Совершенствуя ум малыша, сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладеть речью и развить творческие способности, но и познать окружающий мир. С целью развития устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства был разработан проект, который поможет раскрыть ценность совместного творчества всех участников педагогического процесса.
Цель:
Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского.
Задачи:
1. Глубже познакомить детей с произведениями К.И.Чуковского.
2. Мотивировать детей и родителей на развитие традиции семейного чтения, а так же на выполнение творческих работ по прочитанному материалу.
3. Создать условия в группе для поддержания интереса детей к творчеству К.И.Чуковского (оборудование книжного уголка, театральной зоны с костюмами героев сказок К.Чуковского)
4. Организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Участники проекта: дети группы детского сада; их родители; педагоги.
Результат: презентация проекта, участие в конкурсах, выставках, театрализованных постановках, Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию ФЭМПна тему: «В гостях у Мухи-Цокотухи», литературная викторина «Волшебный мир сказок К. И.
Чуковского».
Методы и приемы проекта:
1.Метод наглядности;
2.Обследования;
3.Словесный;
4.Частично-поисковый;
5.Мотивационный;
6.Проблемно-мотивационный;
7.Практический;
8.Сотворчество.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
1. Книги К.И. Чуковского.
2. Иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского.
3.Настольно – печатные игры.
4.Видеоматериалы.
5.Конпьютер.
6.Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
7.Аудиозаписи сказок К. И. Чуковского.
Методы реализации проекта:
1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана проекта.
3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
8. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты планирующиеся в ходе реализации проекта:
1. Узнавать портрет писателя К. И. Чуковского.
2. Знать и узнавать его произведения.
3. Сформировать бережное отношение к книгам.
4. Воспитывать культуру общения, расширять словарный запас.
5. Воспитывать интерес к сказкам.
4. Продукт проектной деятельности:
Оформление группы, презентация проекта, выставка рисунков и макетов по произведениям, занятие по сказкам Чуковского.
Перспективный план краткосрочного проекта
«Волшебный мир сказок К. И. Чуковского"»
Этапы работы:
I этап: Цель – вызвать интерес к классикам отечественной детской литературы, а так же к теме проекта у всех участников педагогического процесса через формы работы: обсуждение проекта с воспитателями, специалистами и родителями, составление плана-схемы проекта.
II этап: Подбор информации, литературы, дополнительного материала.
III этап: Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
IV этап: Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, итоги конкурсов, презентация проекта.
Пути реализации проекта
- Пополнение содержания книжного уголка сказками К.И.Чуковского.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
- Участие в конкурсах.
- Организация выставок творческих работ.
Содержание работы с детьми: Стимулировать развитие у детей творчества, фантазии, воображения средствами прикладного и художественного творчества:
- Беседы о жизни и творчестве К.И.Чуковского, показ портрета.Привлечь родителей к подбору художественной литературы.
- Слушание различных сказок К.И.Чуковского.
- Словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.
- Разучивание стихов, отрывков из сказок К.И.Чуковского.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.
- Пополнение книжного уголка произведениями писателя.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К.И.Чуковского.
- Просмотр мультфильмов с использованием видео и компьютерной техники.
- Игровая деятельность:
*Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня", *Пальчиковая гимнастика "Свинки",
* Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д
* Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию"
*Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко"
*Игры на основе сюжетов сказок и стихов
*Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"
- Иллюстрирование прочитанных сказок в процессе совместной деятельности;
- Продуктивные виды деятельности: лепка героев сказки "Муха-Цокотуха" (коллективная работа) из пластилина, оригами, работа с природным материалом, рисунок различной техники исполнения«Мой любимый герой» совместное творчество детей и родителей и т.д.
-Выразительное чтение стихов: «Слониха читает», «Свинки», «Бутерброд», «Федотка», «Черепаха»;
-Отгадывание сказок по прочитанному отрывку;
-Тематическая выставка книг: «Волшебный мир сказок К.И. Чуковского»;
-Выставка детского творчества: «Герои сказок К. И. Чуковского; Привлечь к оформлению мини-выставки «Герои сказок»;
-Д. И. «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»;
-Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию ФЭМП на тему: «В гостях у Мухи-Цокотухи».
-Литературная викторина «Волшебный мир сказок К.И.Чуковского».
Заключительный этап:
1. Оформление детских работ совместно с родителями по произведениям К. И. Чуковского.
2.Непосредственная
образовательная деятельность по познавательному развитию ФЭМП на тему: «В гостях у Мухи-Цокотухи», литературная викторина «Волшебный мир сказок К.И.Чуковского».
3. Презентация проекта.
Форма работы с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; педагогическая лаборатория; конкурсы.
Список литературы:
1. Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
2. Корней Чуковский: Все сказки К. Чуковского.
Литературная викторина
«Волшебный мир сказок К.И.Чуковского».
В центре портрет К.И. Чуковского на мольберте. Чудо дерево над ним солнышко, а под ним телефон.
Ведущая: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а куда – догадайтесь сами.
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт,
Чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Ни листочка на нем,
Ни цветочка на нём
А чулки и башмаки,
Словно яблоки!
Маша по саду пойдет,
Маша с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
А для Мурочки – такие:
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот такое дерево,
Чудесное дерево!
- Вы догадались, из какого стихотворения эти строки и кто их автор?
Дети: «Чудо – дерево!» К.И.Чуковского.
Ведущая: Правильно!
(Звонит телефон на пианино. Ведущая берет трубку).
Ведущая: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущая: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущая: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущая: А вы откуда всё это знаете?
Дети: Из книги К.И.Чуковского «Телефон».
Ведущая: Правильно, эти стихи написал К.И.Чуковский. Посмотрите на его портрет. Он не только писал книги для детей, но и построил в посёлке Переделкино, где он жил, детскую
библиотеку.
Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детский сад, чтобы прочитать свои веселые сказки и стихи.
Ведущая: Давайте поиграем в игру «Чей предмет?». Я буду показывать вам предметы, утерянные кем- либо из сказочных героев К.И. Чуковского, ваша задача — угадать, кому они принадлежат.
* Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)
* Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)
* Телефон. («Телефон»: «Уменя зазвонил телефон».)
* Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит...».)
* Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)
* Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)
* Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)
* Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)
* Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...».)
* Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)
(Выключить в зале свет, снять солнышко и отдать крокодилу).
Ведущая: Что случилось? почему погас свет?
(дети закрывают лицо ладошками, солнце в зубах крокодила).
Заяц: Горе, горе, крокодил
Солнце в небе проглотил.
Наступила темнота,
Не ходи за ворота.
Ведущая: Ребята что же нам делать? Ведь кругом темно, значит, наше путешествие по стихам Чуковского отменяется?
Дети: нет.
Ведущая: Нам нужно найти солнышко и вернуть его. Но одни мы не справимся – нужны помощники.
Узнаете ли вы, кто пришёл к нам из сказки Чуковского?
(Заходит Доктор Айболит. Садится под дерево).
Ребенок: Добрый Доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И зайчиха, и волчица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
Ведущая: Доктор Айболит, помоги нам найти солнышко.
Доктор Айболит: Конечно, помогу, но сначала я хочу, чтобы бы вы помогли мне. Я очень тороплюсь. Я получил телеграмму из Африки, там заболели малыши зверята.
Доктор Айболит: Дети помогите мне собрать чемоданчик, чтоб я смог вылечить больных зверят.
( Поставить стол и чемоданчик).
Игра «Соберем чемоданчик Доктору Айболиту».
(Айболит благодарит детей и уходит. Заходит Федора и плачет. Дать утюг и сковороду.)
Федора: ОЙ-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!
Ведущая: Кто это?
Дети: Федора из стихотворения «Федорино Горе»!
Ведущая: Кого она просит вернуться?
Дети: Свою посуду.
Ведущая: Как же помочь ей, дети? Я, кажется знаю, давайте позовем Мойдодыра.
(дети зовут).
Ведущая: Уж он то умоет грязнулю Федору, научит её мыть тарелки, чашки и всё всё!
(входит Мойдодыр).
Мойдодыр:
Я – Великий Умывальник
ЗнаменитыйМойдодыр
Умывальников Начальник
И мочалок Командир
Если топну я ногой,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят!
Федора:
Я больше не буду, не буду!
Я всегда буду аккуратной и опрятной.
Посуду всю помою
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком.
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять!
Ведущая: Ребята! Давайте поможем Федоре. Встаньте в круг.
(Танец с Федорой).
Мойдодыр:
Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
(Дети садятся на стулья. Федора и Мойдодыр уходят. Входит Муха-Цокотуха).
Муха – Цокотуха:
Дорогие гости помогите,
Паука – злодея загубите!
И поила я вас,
И кормила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Ведущая: Из какой сказки пришла эта героиня?
Дети: Из сказки «Муха – Цокотуха»!
Ведущая: Правильно. Кто же помог Мухе – Цокотухе?
Дети: Комарик.
(Дать фонарик).
Ведущая: Вдруг откуда - то летит маленький комарик,
И в руке его горит маленький фонарик!
Комарик:
Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь душа – девица
На тебе хочу
жениться!
Ведущая: Мы не можем веселиться, пока не вернем солнышко.
А теперь в путь!
(Звучит музыка дети под музыку идут на поиски солнышка. «Вместе весело шагать». Подходят к нарисованному крокодилу).
Ведущая:
А в большой реке
Крокодил лежит
И в зубах его, солнце краденное!
Медведь:
Говорю тебе, злодей
Выплюнь солнышко скорей!
А не то гляди поймаю –
Будешь ты невежа, знать, как
Наше солнце воровать!
Ведущая: Молчит крокодил, не хочет отдавать солнце, хочет, чтобы мы сначала отгадали загадки!
(Дети садятся. Выходит девочка плачет, трёт глаза).
Ребенок:
Хнычет без усталости
Из–за каждой малости.
Может девочка больна?
Нет, вполне здорова!
Отгадайте: кто она?
Дети: Ну конечно «рёва!»
Ведущая: Дети, а у нас есть такие девочки в группе?
Дети: Нет!
(Выходит мальчик, неопрятно одетый).
Ребенок:
Утром возле скверика
Встретил я Валерика –
Грязного, сердитого,
Лохматого, немытого.
Чуть не умер я от страха,
Вот попался мне ….
Дети: Неряха!
(Выходит девочка, крепко прижимает куклу).
Ребенок:
Я у Нади попросила:
- Дай мне куклу поиграть!
Но она не разрешила:
-кукла очень хочет спать!
Всем понятна вам, ребята!
Отговорка Надина
Кукла тут не виновата.
Просто Надя…..
Дети: Жадина!
Ведущая: Дети, давайте послушаем стихотворение К.И.Чуковского о том, что бывает с обжорами? Может крокодил испугался и вернет солнышко!
Ребенок:
Робин Бобин Барабек
Скушал 40 человек,
И корову, и быка
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу.
Ребенок:
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
Ведущая: (обращается к крокодилу)
И у тебя сейчас живот болит!
(Крокодил отдает солнце).
Ведущая: Дети, солнышко опять будет светить всем, всем. А помогли нам его вернуть звери и герои К.И.Чуковского.
А мы с вами сейчас поиграем с солнышком. (Танец с солнышком.)
Вот и завершилось наше путешествие по сказкам К.И.Чуковского. Вы, молодцы!
Я хочу вас наградить за хорошие знание сказок, и вручить вам вот эти сладкие медальки.