Учись делать добро
Черкасова Ирина Викторовна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 71 комбинированного вида г. Орла
г. Орёл
Программные задачи:
- вспомнить с детьми стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки»;
- познакомить с новым стихотворением А. Л. Барто «Уехали», уточнить, как дети относились к щенку, и почему с ним случилась беда;
- учить слушать литературное произведение;
- прививать интерес к чтению художественных произведений;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам;
- воспитывать нравственные качества личности: доброту, сочувствие, отзывчивость.
Коррекционные задачи:
- познакомить с новыми словами гребешок, клеящий карандаш;
- учить подбирать определения к слову зайка.
Материалы и оборудование:
Портрет А. Л. Барто, посылка с зонтом, иголкой и ниткой, маленькой красной пуговицей, гребешком, клеящим карандашом и бумагой, фломастерами; картинка № 1 «Что случилось с зайкой» из дидактического пособия «Я развиваюсь» под редакцией Л. Б. Фесюковой; игрушки мишка с перебинтованной лапой и оторванной пуговицей и лошадка, три книги А. Л. Барто; листы с недорисованным картинками.
Ход занятия:
1. Постановка цели.
- Дети, сегодня мы с вами вспомним стихи Агнии Львовны Барто. Вот её портрет. (Повесить на доску).
(Стук в дверь: Вам посылка!)
- Интересно, что там?
2. Дидактическое упражнение «Что это?»
(Воспитатель достаёт предметы из посылки, а дети их называют.)
- Это зонт. Это иголка с ниткой и маленькая красная пуговица. Это ножницы. Это расчёска.
- Дети, на что похожа эта расчёска? (На корону). Такая закруглённая расчёска, похожая на корону, называется гребешок. Повторите её название.
- Это клеящий карандаш и бумага. (Повторить название). Это фломастеры.
- Дети, да тут записка. (Читает её): «Если вы получили эту посылку, то знайте, что предметы из неё помогут вам делать добрые дела». Очень интересно! Но пока непонятно.
- Продолжим наше занятие. Посмотрите на доску. (Вешает картинку).
3. Беседа по картинке.
- Скажите, кого вы видите на картинке? (Зайчика, зайку).
- Что случилось с зайкой? (Он под дождик попал и весь промок).
- Какое стихотворение напоминает вам эта картинка? («Зайка» Барто).
4. Чтение стихотворения «Зайка» ребёнком и продолжение беседы.
- Скажите, какая хозяйка у зайки? (Плохая).
- Почему? (Она бросила игрушку на улице).
- Покажите мимикой, как чувствует себя зайка под дождём. (Дети показывают).
- Дети, какой зайка получился у Киры? (Грустный, печальный, одинокий, расстроенный, несчастный).
- Что вы чувствуете, глядя на зайку? (Его жалко. Хочется погладить, помочь).
- Как же можно помочь зайке? (Забрать его. Спрятать под зонтик).
- Я, кажется, знаю, где зонтик можно взять. (Достаёт из посылки и передаёт девочке, которая раскрывает зонтик над картинкой). Получилось у нас помочь зайке? (Да).
- Дети, какое дело мы сделали? (Доброе). И помог нам…зонтик.
- Дети, у Агнии Барто есть цикл стихотворений для самых маленьких детей. Он называется «Игрушки». Стихотворение «Зайка» из этого цикла. К нам пришёл герой ещё одного такого стихотворения. (Воспитатель показывает мишку с перебинтованной лапой). Посмотрите, кто это? (Это мишка. У него больная лапа). Почему у мишки перебинтована лапа? Кто хочет прочитать стихотворение «Мишка»?
5. Чтение стихотворения «Мишка» ребёнком и продолжение беседы.
- Лапу мишке уже подлечили, перебинтовали. А как мы ещё можем ему помочь? Может быть, у него что-то оторвалось? (Пуговица. И её можно пришить). А какая пуговица? (Маленькая красненькая). (Дети сами показывают, что такая лежит в посылке).
- Дети, я вас шить ещё не учила, поэтому пришью пуговицу сама. Я вставляю иголку с ниткой в ткань. А потом нанизываю пуговицу через первое отверстие. У пуговицы есть второе отверстие. Втыкаю иголку через него и так повторяю несколько раз. (Воспитатель пришивает пуговицу).
- Вот и пришита пуговица. Я и сама не укололась и мишку не уколола. Посмотрите, какой он теперь? (Весёлый, радостный). Ещё одно доброе дело мы с вами сделали.
- Дети, к нам спешит ещё игрушка. (Воспитатель берёт лошадку и, цокая, она появляется перед детьми). Вика, это твоя лошадка? Прочитай, пожалуйста, про неё стихотворение.
6. Чтение стихотворения «Лошадка» ребёнком с инсценированием и беседа. (Воспитатель подаёт гребешок из посылки).
- Вика, чем ты причёсывала хвостик? (Гребешком).
- Дети, какая хозяйка у лошадки? (Хорошая). Почему? (Она ухаживает за лошадкой).
- Дети, как же надо относиться к игрушкам? (Их надо беречь, любить. После игры ставить на место). А если игрушка сломалась? (Её надо чинить, ремонтировать).
7. Физминутка «На большом диване в ряд…»
- Дети, предлагаю показать и рассказать, как мы помогаем Насте прибирать игрушки. Выходите на ковёр.
На большом диване в ряд
Куклы Настины сидят,
Два медведя,
Буратино
И весёлый Чипполино.
Раз, два, три, четыре, пять
Помогаем нашей Насте
Мы игрушки убирать.
(Дети садятся на места).
8. Беседа о бережном отношении к книгам.
- Дети, у Агнии Барто папа лечил животных и птиц. Он был ветеринарным врачом. Маленькая Агния с детства их полюбила. Она росла доброй и застенчивой девочкой. Мечтала стать балериной и училась балету. А в 10 лет написала свои первые стихи. В 19 лет вышел первый сборник её стихотворений. Она стала знаменита. Стихи Агнии Барто знаете не только вы. Их знают и любят ваши родители, бабушки и дедушки. У нас в группе есть книги Агнии Барто. (Воспитатель показывает две книги поэтессы, обращает внимание, какие они яркие и красивые. Потом достаёт третью и удивляется).
- Ой, заболела эта книжка,
Изорвал её мальчишка.
Мы больную пожалеем,
Мы возьмём её и …склеим.
- Дети, я буду клеить книгу. А поможет мне…клеящий карандаш из посылки. А у вас будет другое задание. Художник рисовал картинки к стихам «Игрушки». Но не успел дорисовать. Вам нужно дорисовать игрушкам недостающие детали. Пройдите, пожалуйста, за столы.
9. Дидактическое упражнение «Дорисуй недостающую деталь». (Воспитатель раздаёт детям фломастеры из посылки, а они дорисовывают мишке лапу, петуху гребешок, лошадке хвост, машине колесо, самолёту крыло и объясняют, что дорисовали. Воспитатель в это время подклеивает книгу).
- Дети, какое дело мы с вами сделали? (Доброе).
- Как надо относиться к книгам? (Беречь их, не рвать, подклеивать).
- Дети, пока я клеила книгу, нашла в ней новое стихотворение для вас. Называется оно «Уехали». Послушайте его, пожалуйста.
10. Чтение воспитателем стихотворения «Уехали».
11. Беседа по содержанию.
- Как дети относились к щенку? (Они его любили, поили молоком, заботились, тренировали).
- А почему тогда они бросили щенка? (Они его забыли).
- А теперь вспомните хозяйку вот этого зайки. Ведь она его бросила, потому что тоже …забыла. Можно один раз забыть игрушку, два, три раза… И это может стать плохой привычкой. А потом ты можешь забыть маленького котёнка или любимого щенка, как это случилось с детьми в стихотворении.
- Вспомните, как он себя чувствовал, вёл, когда остался один. (Щенок лаял на кусты, лежал пластом, не хотел махать хвостом, есть не мог).
- Стихотворение заканчивается хорошо. Почему? (Дети вспомнили про щенка и вернулись за ним).
12. Итог.
- Дети, чему нас учат стихи Агнии Барто? (Учат добру, учат беречь игрушки и книги, учат любить животных и птиц).
- Мы с вами какие поступки совершали сегодня? (Добрые). Легко их было делать? (Да, нет). Это не всегда легко. Ведь добро делают не для себя, а для других. Добрые люди – счастливые люди. Почему добрым быть хорошо? (Потому что их все любят). Дети, я хочу, чтобы вы росли добрыми и счастливыми. И чтобы вас все любили.