Путешествие по сказкам К. И. Чуковского
Терновская Анастасия Евгеньевна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 102
г.Таганрог
Цель:Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи:
- систематизировать знания о литературном творчестве К. И. Чуковского;
- упражнять в выразительном чтении стихотворений;
- развивать творческие способности;
- активизировать словарный запас детей.
-учить анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;
- учить сопереживать героям;
Предварительная работа:чтение сказок; разучивание стихов; рисование иллюстраций к произведениям;оформление выставки в книжном уголке «Любимый детский писатель.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», Художественное творчество»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятия – художественной литературы.
Ожидаемый результат: сформировать знания о литературном творчестве К.И. Чуковского; развивать творческие способности; чтение стихов наизусть; активизировать словарный запас детей; пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи; разбудить в ребенке любознательность;
Форма проведения занятия: Путешествие по сказкам К. И. Чуковского
Контингент воспитанников: подготовительная группа.
Оборудование:портрет К. И. Чуковского, книги для тематической выставки, атрибуты к драматизации, выставка детских рисунков произведениям, медали «Юные знатоки», трамвайчик, ушки зайчиков.
Организационный момент:
Воспитатель.Здравствуйте, ребята! Я рада очень видеть вас. Какое у вас настроение? (ответы детей). Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение. Предлагаю вам свою дружбу, давайте соорудим «Мост дружбы». Возьмемся за руки, поднимем их вверх. Вот наш «Мост дружбы». И с теплой улыбкой начнем речевую разминку.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА: «Мост дружбы»
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнце и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждым становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую страну сказок и превращений. Путешествовать мы будем по замечательным сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Может быть, кто-то знает, кто это? (показываю портрет). Посмотрите на портрет. Это был удивительный человек. Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся светлые глаза и удивительная легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Стихи и сказки он писал для своей маленькой внучки Лялечки. Стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Сказки Корнея Ивановича живут в каждом доме. Сейчас мы послушаем стихотворение о Чуковском, его написал поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея
В сравненье с нами он отстает
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Не зная самых главных книг.
Воспитатель. Посмотрите, что я нашла за дверью (Показывает сундучок), а в нем записка: «Кто узнает, из каких произведений Чуковского эти предметы, тот попадет в сказку». Первый предмет самовар (из сказки «Муха – Цокотуха»), Бинт (из сказки «Айболит»), сито (из сказки «Федорино Горе»), шар (Из сказки «Путаница»), телефон (из сказки «Телефон»), автомобиль (из сказки «Путаница»), ёлка (из стихотворения «Ёлка»).
Викторина угадайте героя сказки.
• Он лечил всех зверей. (Айболит)
• Она нашла денежку и купила самовар. (Муха – Цокотуха)
• Он проглотил солнце. (Крокодил)
• Бабушка, которая не ухаживала за посудой. (Федора)
• Он просил шоколада для сыночка. (Слон)
• Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан)
• Кривоногий и хромо умывальник. (Мойдодыр)
Воспитатель. Ребята вспомните сказку «Тараканище». Читает отрывок сказки «Тараканище» (имя ребенка).
«Ехали медведи.
На велосипеде.
А за ними кот
Задом на перед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле, львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле….
Едут и смеются, пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый таракан! Т
аракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит и кричит,
И усами шевелит: «Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа».
- На чем ехали герои сказки? А мы свами превратимся в зайчиков и поедим на трамвайчике, путешествовать по сказкам Корнея Ивановича.
Первая станция «Мойдодыр»
Воспитатель. Дети, куда же мы попали. Кто здесь живет? (ответы детей)
Воспитатель показывает иллюстрации и книжки из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», атрибуты.
Воспитатель. Почему убежало от мальчика одеяло, простыня и пирожки? (ответы детей)
Воспитатель. Читает отрывок сказки «Мойдодыр» (имя ребенка)
«Тут Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальникам начальник
И мочалок Командир,
И, целуя, говорил:
- Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А не чистым и Трубочистым –
Стыд и срам!
Стыд и срам!»
Воспитатель. Похлопали, спасибо за стихотворение. Прежде чем выехать из этой станции, нужно выполнить задание. Конверт с загадками
Загадки.
Гладкое душистое, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было. Что это, ребята? (мыло)
Пластмассовая спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (зубная щетка)
На стене висит, болтается, всяк за него хватается. (полотенце)
Хожу брожу не по лесам, а по усам и по волосам.
И зубы у меня длинней. Чем у волков и медведей. (расческа)
Воспитатель. Но нам нужно продолжать путешествие. Зайчики, садимся в трамвайчики, и едем путешествовать по сказкам дальше. Помахали этой станции, скажите до свидания. (Проговариваем чисто говорку «Ту- ту я люблю игру. Ать – Ать будем мы играть».)
Вторая станция «Айболит»
Воспитатель. Дети куда же мы попали? Кто здесь сидит у нас? А кто к нему пришел? (ответы детей)
Воспитатель. Для чего нужен градусник, бинт, аптечка, различные таблетки и сиропы.
Дети. Чтоб излечить зверей.
Воспитатель. Мы с вами поиграем. Игра называется «Доскажи словечко». Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.
- Добрый доктор ….(Айболит)
- Он под деревом ... (сидит)
- Приходи к нему лечится
И корова, и … (волчица)
И жучок, и … (червячок),
И медведица!
Всех излечит исцелит
Добрый …. (доктор Айболит).
Воспитатель. Зайчики посмотрите, что лежит у Айболита в кармане, это конверт.
Игра « Составить картинку»
Воспитатель. Какие вы молодцы, внимательные, умеете играть. Спасибо вам за интересную игру.
(Ребенок) читает отрывок из сказки «Айболит»:
«И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: Ай, Ай! Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке. И ему перерезало ножки.
И теперь он больной и хромой Маленький заинька мой!»
Игра «Самый внимательный»
Воспитатель. Пока я буду читать строчки из сказок К. Чуковского, нужно посчитать, сколько сказок упоминалось.
- Что такое, не почему?
Ничего я не пойму!(Федорино Горе)
Таня, Ваня задрожали,
Бармалея увидали!(Бармалей)
- Вот теперь тебя хвалю я,
Вот тебя люблю я(Мойдодыр)
Музыканты прибежали
В барабаны за стучали(Муха – цокотуха)
А лихие обезьяны
подхватили чемоданы…(Тараканище)
Вдруг от куда-то шакал
На кобыле прискакал(Доктор Айболит)
И такая дребедень
Целый день (Телефон)
Физминутка
Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Прыгнули на мостик
И забили гвоздик
Потом – бултых в речку.
А где же человечки?
(Зайчики садятся в трамвайчики и едут дальше.)
Третья станция «Телефон»
Воспитатель показывает иллюстрации из произведения К. И. Чуковского «Телефон».
Дети садятся за столом полукругом. Звонит телефон.
Воспитатель. У меня зазвонил телефон? Кто говорит?
Дети: Слон.
Воспитатель: откуда?
Дети: от верблюда.
Воспитатель: что вам надо?
Дети: шоколада.
Воспитатель. А вы откуда всё это знаете?
Дети: из книги К. И. Чуковского «Телефон».
Нам прочитает отрывок сказки «Телефон» (ребенок).
« А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Пастой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
-Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!»
Игра «Составить Петрушку»
Воспитатель. Дети нам снова нужно выполнить задание, и что же здесь приготовили нам? Составить Петрушку из геометрических фигур, Петрушка состоит из следующих геометрических фигур:
Один треугольник – шляпа;
Один полукруг – лицо;
Один прямоугольник – туловище;
Два маленьких прямоугольника – руки;
Два узких – прямоугольника – ноги.
Перед тем как ребёнок начнет работать, уточните, из каких фигур состоит Петрушка.
Воспитатель. Путешествие наше продолжается. Сядем в трамвайчик, и поедем на следующую станцию. (Проговариваем чисто говорку «Ать – ать будем, будем мы играть»). Почему, здесь все валяется и убежала вся посуда? Какая это сказка? Правильно, это сказка «Федорино горе». Давайте вспомним сказку о Федоре, прочитает отрывок из этой сказки (ребенок).
«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Таки сыплются с горы.
Испугалась коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята, посмотрите здесь спрятана письмо, в котором есть задание. Игра называется «Найди лишний предмет», работаем, индивидуально по карточкам.
(карточки разложены, на столе)
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель. Кто это? Ребята, вы узнали эту старушку? (появляется Федора, здоровается с детьми).
Федора. Сюда ли я попала? Это детский сад? У меня для детей есть одна интересная игра, игра называется «Самый умный» на знание произведений К. Чуковского.
Ø В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище)
Ø Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на билет на самолет)
Ø Чем болели страусята в сказке «Доктор Айболит»? (и корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, и голова болит у них, И горлышко болит.)
Ø Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)
Ø Чем крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
Федора. Молодцы вы все! У меня здесь есть сюрпризы для вас, (Федора раздает детям подарочки). До свидания, ребята, но мне нужно идти.
Воспитатель. Очень много интересных сказок и стихотворений у Чуковского, мы с вами познакомимся с отрывком из сказки «Краденое солнце». Прочитает его (ребенок).
Солнце по небу гуляло
И за тучи забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно .
А сороки – Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»
Наступили темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал - Заблудился и пропал.
Воспитатель. Отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха» прочитает (ребенок)
- Муха, муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,
А букашки - По три чашки
С молочком и крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха Именинница!
Рефлексия
Воспитатель. На этом наше путешествие по произведениям К. И. Чуковского закончилось. Вы познакомились со многими сказками Чуковского и даже выучили некоторые из них. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту. Чему нас научили сказки Чуковского?
Дети: быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Воспитатель. Ребята вам было интересно сегодня, что вы нового узнали? Какими можете поделиться впечатлениями с нами. А сейчас, подойдите к столику и выберите личики. Кому понравилось наше путешествие, поднимите улыбающиеся личики, а кому не понравилось, личики серьёзные.