Развитие тела танцора
Шорохова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования
МБУДО Дорогобужский ДДТ
г.Дорогобуж Смоленской области
Развитие от ребенка к взрослому.
Прежде всего, нужно помнить: Ребенок — это не маленькое дополнение взрослого!
Известно, что быть хорошим и успешным танцором не достаточно для того, чтобы быть ответственным преподавателем.
Движения в классическом балете даже в идеальном виде предназначены для тел взрослых людей. Обучение происходит в юности, когда тело еще не сформировано. Поэтому, очень важно, чтобы преподаватель понимал процесс роста, физического и умственного развития ребенка и юноши. Только понимание этих особенностей позволит правильно организовать процесс обучения.
Некоторые оси и углы костной структуры и телосложения особенны в каждой возрастной группе. Они изменяются в течение жизни, но особенно в юности, когда тело находится в процессе роста. Гибкость отдельных частей тела тоже меняется. Это видно на примере детской ноги.
У грудных детей, как правило, кривые ноги без рахита или других заболеваний. Это проходит само собой после первого года жизни. Иногда изгиб в коленях остается. Ребенок со слегка неровными ногами или большими пальцами считается нормальным до школьного возраста и позднее. Это зависит от формы стопы ребенка и положения верхней бедренной кости.
Во избежание травм, преподаватель танцев должен бережно относиться к формам тела на каждой стадии развития. Дети одного возраста отличаются в развитии на несколько лет. Более того, важно понимать, что процесс роста не бывает равномерным или продолжительным, он рывкообразен. Рост с младенчества до детства не имеет отношения к балетной школе. Уместно говорить о двух рывках роста, которые часто случаются во время обучения в балетной школе.
Первый рывок роста
Первый рывок роста у большинства детей происходит в возрасте 7 — 8 лет и в основном касается конечностей рук и ног.
У ребенка возникает проблема поддержания мышечного баланса. Он открывает значение ан деор, в котором он излишне использует ступни, так как бедро не реагирует. Ступни располагаются вразвалку, вес тела смещен: в деми плие колено не находится под фиксированной ступней, а выходит вперед. Поворот в колене причиняет боль. Обычно врач принимает эти жалобы во внимание. Самая большая ошибка в этот период — посоветовать временно прекратить занятия, или хуже того — сказать о вреде балета.
Проблемы первого скачка роста должны быть устранены до начала второго.
Даже у здоровых детей склонность к движениям еще не полностью развита. Резкие движения рук с закрытыми глазами еще не симметричны., Центральная нервная система достаточно развивается для выполнения симметричного движение руками к 11 — 12 годам. Это означает, что полная координация движений еще не развита у 12-летних учеников. Возрастные различия в развитии и недостаточная координация как результат должна приниматься во внимание преподавателем.
Только преподаватель, понимающий сложности роста человеческого тела, сможет преодолеть трудности отдельного ребенка, исправит ошибки и вернет утраченную уверенность.
Второй рывок роста
Второй рывок роста, который обычно приходит в 12 — 13 лет и совпадает с периодом полового созревания, снова влияет на конечности и на сексуальную зрелость тела. Тело молодого человека в этот период кажется нелепым, движения неуклюжи. Но мы знаем, что это переходный период! Взрослое равновесие развивается медленно, так как позвоночник растет медленнее, чем конечности.
Руки и ноги, которые сейчас слишком длинные по отношению ко всему телу, требуют особого внимания учителя. Еще одна причина, почему нужна осторожность в танцах — подвижность суставов из-за слабых связок у детей. Однако она уменьшается у здоровых людей в возрасте 10 — 20 лет. При высокой подвижности любое растяжение может привести к необратимым повреждениям суставов.
Ребенку все еще сложно правильно исполнить ан деор. Тазобедренный сустав продолжает развиваться до конца периода полового дозревания, и ан деор, исполняемый взрослыми, не нужно требовать от ребенка. Еще раз: мы должны помнить, что ребенок не меньшее дополнение взрослого.
Первые уроки па-де-де для мальчиков выпадают на второй рывок роста и вызывают временную боль в спине. Для девочек развитие особых форм женского тела, в частности груди, приводит к новым трудностям в удержании равновесия и линии тела. Здесь важны понимание и советы преподавателя (опыт подтверждает, что эти проблемы у девушек проще объяснить и преодолеть женщине-преподавателю).
Молодые люди вдруг обнаруживают то, что они старательно изучали на занятиях, подвергается критике. Очень обескураживает, что, несмотря на усилия, получается все хуже. Этот опыт, знакомый с первого рывка роста, сейчас более серьезный, так как способности студента возросли. Обучение в эти периоды требуют от учителя особой заботы и сочувствия физическим и умственным проблемам, которые являются стадией развития.