Игра "Сказки" К.И. Чуковского
Кастусева Наталья Эдуардовна, педагог-библиотекарь
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Череповца Вологодской области
г.Череповец
Цели и задачи:
- Вспомнить любимые произведения К.И. Чуковского, прочитанные детьми.
Повторить изученный материал в игровой форме.
Формировать чувство ответственности.
Развивать устную речь учащихся, внимание, мелкую моторику.
Расширять кругозор учащихся, познавательный интерес.
Форма игры:
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход игры:
Узнать произведение
«Жил да был Крокодил» Выбор ответа (« Крокодил»)
« Ехали медведи » (вопросы)
«Чудо - дерево» Прослушивание аудиозаписи.
Загадки («25 загадок»)
Чтение с продолжением (Телефон»)
Подведение итогов. Награждение.
Библиотекарь: Сейчас я загадаю вам ребята литературные загадки:
Слайд №1 Титульный. Стихи В. Берестова
Слайд №2 «Без хозяйки плохо быть,
а онаим обещала их не пачкать и не бить» (Федорино горе)
Слайд №3 «Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело все вокруг.
Ой! какой везде испуг» (Краденое солнце)
Слайд №4 «Лечит маленьких детей,
лечит маленьких зверей,
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор» (Айболит)
Слайд №5«В этой книжке именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
чуть ее не погубил,
но коварному злодею
Кто-то голову срубил» (Муха-Цокотуха)
Слайд №6« На двери он глядит в тревоге
Умывальник хромоногий,
Всех мочалок командир,
В чудесной сказке (Мойдодыр)
(Смена слайдов по щелчку)
Библиотекарь: Вы, наверное, догадались, что все эти сказки написал Корней Иванович Чуковский. В этом году ему исполняется 140 лет. Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок» дедушки
Корнея» Поэт В.Берестов даже посвятил Корнею Ивановичу стихи:
- «Нам жалко дедушку Корнея
В сравненье с нами, он отстал
Поскольку в детстве « Бармалея»
и» Крокодила» не читал
Не изучал он «Телефона»
и в « Тараканище» не вник
Как вырос он таким ученым,
не зная самых главных книг?»
А ведь поначалу Корней Иванович совсем не собирался становиться сказочником. Он писал серьезные научные работы о русском языке, о творчестве великих писателей. Он самостоятельно выучил английский язык. Выучил так, что мог свободно переводить книги, написанные на английском языке. Но однажды Чуковский ехал в трамвае со своим маленьким сыном Колей. Мальчик был болен и, чтобы хоть как-то его утешить Корней Иванович стал быстро-быстро в такт колес говорить: «Жил да был крокодил» Так появилась первая сказка Чуковского и сейчас мы ее вспомним.
Я буду читать вам вопросы и по 2 варианта ответа, а вы должны выбрать правильный
1 Кого проглотил крокодил городового или постового?
2. По-немецки или по-турецки говорил крокодил?
3)Кто при виде крокодила: «Не бежал, не дрожал»
Ваня Васильчиков или Вася Васильчиков?
4)На аэроплане или на пароходе крокодил добрался до Африки?
5)Кто был в сказке « Крокодил» аптекарем бегемот или кашалот?
6)Машу или Лялю утащила горилла?
7)Тысячу порций мороженого или тысячу порций пирожного обещали Ване в награду?
8)Кокоша или Тотоша проглотил самовар?
9)Что обещал крокодил Ване, если тот оставит его
не погубит:пряники или поездку в Африку?
Слайды № 7- №16. Смена слайдов по щелчку
Библиотекарь:А вслед за « Крокодилом» появились «Телефон», « Муха - Цокотуха», « Тараканище» и другие сказки. И сейчас мы узнаем , как хорошо вы их знаете. Команды будут по очереди отвечать на вопросы.
1)На чем ехала жаба в сказке «Тараканище»? (на метле)
2)Как ехал кот в этой сказке? ( Задом наперед)
3)Чьим командиром был « Мойдодыр»? ( Мочалок)
4)В какой стране живет злой разбойник Бармалей? ( Африка)
5) Кого привела из-за Нила горилла? ( Крокодила)
6) Кто пытался вернуть Федоре ее посуду? (кроме самой Федоры) (Коты)
7) Почему исчезло солнце в сказке «Краденое солнце»? (Съел крокодил)
8) На каком языке заговорили свинки в сказке « Путаница»? ( Кошачьем)
9) Кого увидела Мауси? ( Котауси)
10) В какой сказке «Слониха - щеголиха так отплясывала лихо», что с неба упала луна? (« Тараканище»)
11) Как звали слониху, которая задумала «книжку почитать»? ( Матрена Ивановна)
12) Что сделала семья крокодила с двумя «парами отличных калош» в сказке «Телефон»? (Съела)
13) Что волновало газелей в сказке «Телефон»? « Неужели, в самом деле, все сгорели карусели?»
14) Что сделали лисички в сказке «Путаница»? ( К морю синему пошли, море синее зажгли)
15) Кто был главным врагом Бибигона? (индюк он же злой колдун Брундуляк)
Слайды № 17 – 32.Смена слайдов по щелчку
Библиотекарь: Те, кто знал Чуковского, вспоминали о нем, как о добром великане, настоящем волшебнике, в саду которого могло вырасти «Чудо - дерево».
Прослушивание аудиозаписи Слайд 33
Библиотекарь:Однажды Корней Иванович поджидал машину, что бы поехать с семьей на дачу. А семья у него была большая, вещей надо было вести много, поэтому приехал целый грузовик. И когда машина въехала во двор, Корней Иванович посмотрел на нее и представил, что это телега, но только без коня, Представил и сочинил загадку (чтение загадки) А всего Корней Иванович Чуковский придумал «25 загадок» И я предлагаю отгадать хотя бы некоторые из них
Слайды № 34 – 43. Смена слайдов по щелчку
(Проводиться конкурс загадок)
Библиотекарь: Про стихи Чуковского говорят, что они «сами так и проситься с языка» Давайте это проверим. Я буду читать первую строчку, а вы продолжайте.
(Чтение сказки « Телефон»)
Библиотекарь:А теперь, попробуйте вспомнить и перечислить все просьбы, с которыми обращались к автору звонившие герои.
Слайд №45 -49 Источники иллюстраций.
Используемая литература
Н. Найденова Про какие это книжки // Нам весело. Пособие для воспитателя и муз. рук. дет. сада [Сост. Ф.М.Орлова и Е.И. Составина]. Изд.2 –е испр. и доп.-М.: Просвещение ,1973 – с. 191-196
Чуковский К.И
Стихи и сказки. От двух до пяти - М. : Дет. лит., 1981- 607с – (Библиотека мировой литературы для детей, том 22, книга 2)
Нечаева О.П. Загадки о сказочных героях // Педсовет - 2005. - № 4. - С. 14-15