Проект "Птицы - Наши друзья"

Назарова Юлия Александровна, воспитатель

Структурное подразделение "Детский сад комбинированного вида "Аленький цветочек"

МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида"

Чамзинский район, п. Комсомольский


Тип проекта : краткосрочный

Вид проекта : информационно-творческий

Время реализации:01.02.-11.02.22

Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, можно и нужно начиная с самого раннего возраста. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  Государство ставит вопрос об охране окружающей среды одним из приоритетных. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Проблема

Большинство современных детей редко общаются с природой. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений и изучения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.Тема проекта «Птицы - наши друзья» выбрана не случайно. В ходе образовательной деятельности по экологическому воспитанию, бесед и игр, была выявлена проблема: дети имеют недостаточные по объёму, неточные знания о птицах, их названиях, принадлежности к элементарной классификации. Отвечают неуверенно и, перечисляя отдельные признаки птиц с помощью подсказки или наводящих вопросов, дают неполный ответ, не умеют выделить существенное. А так же существует проблема в установлении связей и зависимостей. Таким образом, (после проведения диагностики по теме «Птицы», с целью повышения знаний и представлений о птицах, их повадках и образе жизни, интереса к пернатым друзьям, побуждения к сознанию о необходимости помощи и бережного отношения к ним, а так же, для того, что бы дети научились оценивать поведение человека в природе, высказать своё мнение и суждение, разработан педагогический проект «Птицы- наши друзья».

Цель проекта : создание условий для формирования у детей представлений и знаний о объектах живой природы - птицах и их взаимосвязи со средой обитания в природе, осознанно – правильного взаимодействия с окружающим их миром природы.

Задачи проекта :

- Дать детям представление о празднике «День птиц» - 1 апреля;

- Продолжать формировать у детей элементарные представления о птицах (название, характеристика, внешние признаки птиц, особенности строения, способы передвижения);

- Формировать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи;

-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности;

- Уточнить и расширить представление о зимующих и перелетных птицах;

- Развивать интерес к процессу познания;

- Развивать внимание и восприятие, память, логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки, моторику;

- Уточнить и активизировать словарь по теме;

- Развивать связную речь – умение составлять рассказы по картинам, рассказы - описания и т. д. ;

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам;

- Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей.

Условия реализации проекта :

-заинтересованность детей, родителей воспитанников, педагогов;

- системность организации работы;

-создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.

Ожидаемые результаты:

- систематизировать знания детей о птицах;

-формирование осознанного действенного отношения к птицам;

-желание заботиться о пернатых;

-понимание их значимости в жизни людей.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (практический).

3. Заключительный этап.

Мероприятия по реализации проекта.

Этап - подготовительный:

• Составление плана деятельности

• Подборка дидактических игр, иллюстраций и фотографий, методической и художественной литературы, мультфильмов.

• Выбор форм работы с детьми и родителями

• Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II Этап – организационный:

• Проведение бесед, организация образовательной деятельности;

• Прослушивание аудиозаписей и видеоклипов с голосами птиц;

• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

• Наблюдения в природе;

• Чтение художественной литературы;

• Проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;

• Использование пальчиковой гимнастики, загадывание загадок.

II Этап- основной (планируемые мероприятия)

• Оформление книжного уголка; чтение художественной литературы по теме проекта :В. Бианки «Лесные домишки»«Грачи», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», В. Снегирев «Ласточка»«Скворец», Г. -Х. Андерсен «Гадкий утенок», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,

• русские народные сказки («Журавль и цапля»«Лиса и тетерев»«Курочка, мышка и тетерев»

• Беседы«Что ты знаешь о птицах?»«Такие разные птицы»«Покормите птиц».

• Физическое развитие (самостоятельная двигательная активность)

Подвижные игры:

Игра «Воробушки и автомобиль»

Игра «Гуси-лебеди»

Игра «Лиса и куры»

Игра «Не боимся мы кота»

• Речевое развитие

Пальчиковые игры:

«Воробьи»«Дятел»«Курочка»

Дидактические игры:

«Один - много»

Цель: формирование умения образовывать мн. ч. имени существительного (цыпленок-цыплята, утенок-утята, воробей-воробьи)

«Назови ласково»

Цель: формирование умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (утка-утенок, синица-синичка и т. п.)

«Кто где живет»

• Цель: формирование представлений о жилище птиц (гнездо, дупло и т. п.)

• Изобразительная деятельность

Лепка, рисование, аппликация по своему выбору на тему проекта

• рассматривание иллюстраций;

• организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка»

• Создание папки-передвижки «Наши пернатые друзья»

• работа с родителями

III Этап – заключительный.

• Организация и проведения досуга для детей «День птиц».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

«Воробушки и автомобиль»

Цель игры: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя : «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража»«воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки)«Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Гуси-лебеди»

Цель игры: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.

Описание игры: На одной стороне зала обозначается дом, в котором находятся «гуси». На противоположной стороне зала стоит «пастух». С боку площадки находится логово «волка». Все остальное место — луг. С помощью считалочки выбираются «волк» и «пастух», остальные дети -«гуси»«Пастух» выгоняет «гусей» на «луг», погулять я побегать.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси (хором) :Га — га — га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси (хором) : Да, да, да!

Пастух: Так летите же сюда!

Гуси (хором) : Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.

Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.

«Гуси» бегут домой через логово «волка», а «волк» выбегает из логова и старается поймать «гусей». Отмечаются «гуси», которые убежали от «волка» и благополучно вернулись домой. Игра продолжается с другим «пастухом» и «волком».

«Лиса и куры».

Цель: учить детей спрыгивать с предметов, приземляясь на носки полусогнутые колени, бегать врассыпную, не наталкиваясь. Развивать ловкость, внимание. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети изображающие кур стоят на скамейках, кубах, пеньках. Один ребенок выбирается лисой она сидит в своей норе. По сигналу куры спрыгивают с насеста и бегают по двору, подпрыгивают, похлопывают крыльями, клюют зёрна. По сигналу воспитателя лиса выбегает из своей норы и старается поймать замешкавшуюся курицу. Куры должны быстро взлететь на насест. Кого поймала лиса, уводит к себе в нору.

«Не боимся мы кота»

Цель игры: продолжать развивать желания играть вместе с педагогом в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;

продолжать формировать умения действовать по сигналу; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Выбирается водящий – кот, все остальные мыши. Кот садится на пол спит. Мыши взявшись за руки идут по кругу, и говорят«Тра-та-та, тра-та-та не боимся мы кота!» По сигналу педагога«Проснулся кот» - мыши убегают, а кот догоняет их. По сигналу педагога«Кот уснул!» - игра повторяется.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Дятел

Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).

Сел на сук.

Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук -(Одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)

Долбит сук.

Ворона

Вот ворона полетела, кар-кар (делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим)

Вот она землю села, кар-кар (приседаем на корточки)

Поклевала-поклевала, кар-кар (делаем наклоны головы, как будто клюем)

Громко-громко закричала, кар-кар (встаем и снова машем крыльями) 

Снегири

Раз, два, три! Раз, два, три! - Считаем пальчики на руках

Прилетели снегири -Цепляем большие пальчики друг за друга, как крючки, машем остальными пальчиками, как крылышками

Грудки показали -Показываем кулачки

Ягод поклевали - Указательным пальчиком тюкаем по ладошке. "клюем ягодки"

Прыгали во веткам-Указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности стола

 

Задачи:

- формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природе;

- закрепить знания детей о перелётных птицах;

воспитывать чувство любви и бережное отношение к родной природе и птицам.

Материал к занятию:

картины перелётных птиц (грач, соловей, скворец, ласточка)

Заучивание и чтение стихотворений о весне, разгадывание загадок о весне и перелётных птицах, рассматривание картин "Перелётные птицы"

Конспект ООД

Воспитатель : - Здравствуйте, ребята. Доброе утро всем!

Ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотрите на них, поздоровайтесь.

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

И мы начинаем с вами наше занятие.

Вот и наступила долгожданная весна. Прошли морозы, метели и бураны, которые были зимой.

- А как стала меняться погода весной?

Ответ детей (выглянуло солнышко, стал таять снег, появились первые проталины, зазвенели ручейки)

Ребята, посмотрите в окно - какая там погода? (солнечная)

А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Послушайте стихотворение о весне:

Пришла весна- красна и вот

Свои подарки раздает:

Лесным деревьям и зверям,

Пушисто-белым облакам.

Кому-то листья и траву,

Кому-то неба синеву,

Кому-то звонкую капель,

Кому-то птиц веселых трель,

Кому-то шубки поменяет,

Кого-то ветром приласкает

И теплым солнечным лучом

И первым ласковым цветком.

- Ребята, кто радуется приходу весны? (звери и птицы)

Птицы прилетели из теплых стран, они весело чирикают и радуются весне.

- А вы знаете, какие птицы к нам прилетают(скворцы, грачи, ласточки, соловьи.)

- А теперь отгадайте загадки о перелётных птицах :

1) На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и летчик и певец.

(Скворец)

Скворец - красивая черная птица, с белыми мелкими пятнышками по всему телу. Селится он в старых дуплах деревьев или в скворечниках, которые развесили для них люди.

2) Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводят трели,

Голосистее, нежней

Кто же это? (Соловей)

Соловей - немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Соловьи прилетают к нам только в мае, а начинают петь через 3-5 дней после прилёта, когда деревья и кустарники полностью покроются листвой. Гнездо устраивают обычно на земле у корней кустарников или древесной поросли.

3) Черный, проворный,

Кричит: "Крак"

Червякам – враг (Грач)

Грач - черная птица, его черное оперенье отливает синим или фиолетовым. Клюв длинный и тонкий, с возрастом перья у основания клюва грача выпадают, обнажая осветленную кожу на подбородке, возле щёк и вокруг клюва. И из-за этого старых грачей зовут белоносые. Живут грачи большими семьями и гнёзда строят высоко на деревьях.

4) Угадайте, что за птичка

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста

(Ласточка)

Ласточка - небольшая сине-стального цвета птичка, с белой грудкой. Из-за её раздвоенного хвоста и острых крыльев ласточку нельзя спутать с никакой другой птицой. Ласточки строят свои гнезда в местах, не досягаемых для дождя (под мостами, под карнизами домов, а также нависающих скалах и каменных пещерах). Большую часть жизни они проводят в воздухе и могу спуститься на землю ради добычи материала для постройки гнезда.

Воспитатель :

Молодцы ребята как вы много знаете о весне и перелётных птицах.

Физкультминутка:

Чёрные грачи летели, (машут руками)

На лужайку тихо сели (сели)

Походили, поклевали (шаги на месте, пальчиком стучат по ладошке)

Снова полетели (машут руками)

Игра "У кого какой птенец"?

(Дети становятся в круг, а воспитатель бросает мяч по очереди)

У грача - грачонок

У скворца - скворчонок

У соловья - соловьёнок

У аиста - аистёнок

У кукушки - кукушонок.

Итог занятия:

вот мы и познакомились с некоторыми птицами, которые прилетают к нам из теплых краев весной. О каких птицах мы сегодня говорили(о перелетных) В какое время года они прилетают? (весной)Как люди готовятся к прилеты птиц(строят скворечники)

1.02.2022г.

Понедельник 1. Беседа «Что ты знаешь о птицах

Беседа«Что ты  знаешь о птицах».

Программное содержание:

Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, развивать эмоций и гуманные чувства, закреплять умения аккуратно работать, воспитывать любовь к птицам, желание помогать пернатым в зимнее время года

Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о теплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи солнце касаются их, птицы просыпаются, расправляют с начало одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь вокруг. А потом принимаются за дело: летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его теплым лучам.

Часть 1. Беседа.

А сейчас мы с вами побеседуем о птицах, что вы о них знаете. - Где живут птицы? (В лесах, садах).

-Почему они там живут? (На деревьях себе строят гнездо, там не ездят машины, никто им не мешает). - Когда начинают морозы куда исчезают многие птицы? (Улетают в теплые края). - Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные). - Как называются птицы, которые остаются у нас? (Зимующие). - Чем питаются зимующие птицы? (Семенами и плодами деревьев). С наступлением зимы, птицы оставшиеся зимовать, перебираются поближе к людям, к человеческому жилью. Почему? (Им холодно и голодно).

-Птицам холод ни так страшен как голод. В лесу зимой мало корма, поэтому они прилетают к нам. Просят о помощи. А как вы помогаете птицам зимой? (Сделаем кормушки, кормим птиц).- Какие птицы прилетают на кормушки? (Воробьи, голуби, снегири, синицы, вороны). - Вот они наши друзья. (Вешаю картинки птиц). - А сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте и покажите нужную птицу.

Работа по карточкам с изображением птиц. Составление описательного рассказа с опорой на модель – схему.

Загадывания загадок о птицах.

Ходить не умеет

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей).

Красногрудый, чернокрылый.

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говоруша, стрекатунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица вот вопрос? (Сорока).

Всех приметней птиц, черней,

Чистит пашню от червей.

Взад - вперед по пашне скачет.

А зовется птица (грач).

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел)

-Дети, какую пользу приносят птицы природе, людям? (Поедают насекомых, хищные птицы — грызунов, работают как санитары леса).- Какие птицы? (Грачи, дятлы, скворцы, воробьи).- За что их любят люди? (Красивые, добрые, трудолюбивые, красиво поют).

Физминутка «Птицы».

(загибаются пальцы обеих рук)

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

/руки за спину/

Часть 2. Аппликация.

-Воспитатель: К нам прилетели птички (скворцы, а жить им негде, давайте сделаем скворцам домики – скворечники (показывает скворечник). На какие геометрические фигуры похожи стенки (крыша, окошко) скворечника? (Прямоугольник, треугольник, круг). Возьмите листы бумаги. У каждого из вас есть дерево (показывает силуэт ствола дерева, нарисованный на листе бумаги, на него мы и повесим скворечник. К стволу прикрепляем прямоугольник, на него приклеиваем кружок, а сверху – треугольник. Домик готов. Кого теперь можно здесь поселить? (Ответы детей.Воспитатель приклеивает скворца).

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его (Скворец).

- А теперь вы для своих птиц построите скворечники.

Итог работы: Молодцы ребята. Теперь у каждого скворца появился домик в котором будет тепло и уютно. Спасибо вам всем за проявленное терпение и усидчивость в процессе работы.

2. Чтение В. Бианки «Лесные домишки»

3. Прослушивание музыкальных произведений «Птицы весело запели»

4. Наблюдение за вороной на прогулке.

5. Подвижная игра «Гуси-лебеди»

6. Д / и «Один-много»«Назови ласково»

2.02.2022г.

Вторник 1. Беседа «Такие разные птиц

Беседа«Такие разные птицы»

ЦЕЛЬ:Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц.

ЗАДАЧИ

Образовательная:

Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека ; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Развивающая:

Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц, учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности ; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

СОДЕРЖАНИЕ

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много. Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам?Материалы к занятию : картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц, математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили»,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наблюдения: за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы.

Словарная работа: обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц)

Конспект ООД

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить, отгадайте загадки:

1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?

2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?

3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей).

О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах. На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей). Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц. Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».

Воспитатель: Я буду читать вам стихотворение, а вы, как только услышите что я называю не птицу, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы :голуби,синицы,мухи и стрижи,

Комары,кукушки,чибисы,чижи,

Аисты,лягушки,совы и ватрушки.

Ой,как много в мире птиц :пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.

Есть фламинго,воробьи,естьколибри,соловьи.

Голуби,кукушки,пеночки-простушки,

Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она).

В поле перепел кричит.

Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.

Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете?Чем птицы питаются в природе?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей). Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться. Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы,которые остаются зимовать (Ответы детей). Назовите перелетных птиц (Ответы детей). Назовите зимующих птиц (Ответы детей).

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.

Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.

1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей).

2. Каким номером обозначена птица,не являющаяся водоплавающей?

(лебедь,пингвин,гусь,цапля).

3. Назовите номер птицы,которая не является домашней (курица,индюк,

утка,павлин).

4. Каким номером обозначена перелетная птица? (воробей,ворона,сорока,

ласточка).

5. Каким номером обозначена зимующая птица? (лебедь,синица,журавль,

аист).

Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц. Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения

согласно тексту:

Птица крыльями взмахнула,птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево, удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Воспитатель: В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких? (Ответы детей). Правильно, птицы умеют летать. А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей).

Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей). Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают(Дети высказывают свои предположения)Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие,сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц(Ответы детей). Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины). Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу.

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц(Рассматриваем схемы строения пера). У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей). Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей). Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей). На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу. Какие они? (Ответы детей). Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей). На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей). Перья не только украшают птицу, помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ».

Воробьи – воробышки - (хлопки руками по бокам)

Серенькие перышки - (махи вверх-вниз перед собой)

Клюйте, клюйте крошки - (стук кулачком об кулачок)

У меня с ладошки - (дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют - (руки в стороны,пожали плеч.)

И погладить не дают - (руки на поясе,наклоны в стор)

Как же нам поладить - (хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить

УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дети стоят в кругу. Игра в мяч.

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицыа вы должны из двух слов образовать прилагательное:

Если у птицы красная грудка,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.

БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ.

Ребята! Птицы,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц(Ответы детей). Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешиватькормушки,скворечники и дуплянки.

ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ».

У каждого ребенка изображение определенной птицы.

Воспитатель. Я буду читать стихотворение,а вы сажаете на кормушку свою птицу,как только услышите ее название.

Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник,посмотри,прилетели снегири,

Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетали семь сорок.

В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!

Молодцы! Накормили всех птиц, никто не остался голодным. Но это была игра.

Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц. И может быть спасем от голода не одну птицу. А летом птицы помогут нам,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).

 

 

 

 

2. Чтение русских народных сказок

3. Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е. Тилечеевой

4. Аппликация «Птички-невелички»

5. Наблюдение за воробьем на участке д / с.

6. Подвижные игра «Воробышки и автомобиль».

7. Д / и «Раздели птиц на зимующих и перелетных»

3.03.2022г.

Среда 1. Беседа «Покормите птиц зимой»

2. Чтение Г. -Х. Андерсена «Гадкий утенок»

3. Аудиозапись «Голоса птиц».

4. Подвижная игра «Лиса и куры»

5. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

4.04.2022г.

Четверг 1. ФЦКМ «Весна, перелетные птицы»

2. Лепка «Птички клюют зернышки»

3. Чтение В. Бианки «Грачи»

4. Подвижная игра «Не боимся мы кота»

5. Пальчиковая гимнастика «Ворона»

6. Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушки».

7.02.2022г.

Пятница 1. Досуг-развлечение «День птиц».

2. Подвижная игра «Лиса и куры»

3. Консультация для родителей «Птицы наши друзья».

Наступила зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!Зимняя подкормка птиц – старая традицияПтицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку.Самая простая кормушка – это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдувало ветром. Можно приспособить под кормушку различные пакеты из-под сока, пластиковые бутылки и т. п.Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.

Классическая кормушка.

Для изготовления самой популярной "модели" кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним, например, ДВП. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть, чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево.

Из пластиковой бутылки.

Можно изготовить из пластиковой бутылка и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку.

Самая простая кормушка — из молочного пакета. Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.

Напоминаем простые правила, о которых не стоит забывать

- У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём.

- Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.

Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно.

Меню для птиц

• Вот и готова наша кормушка. Что же в нее положить?

• Оказывается, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Например, у синиц вкус весьма специфический – они больше всего любят несоленое сало и сыр. Еще они любят мясо – и вареное, и сырое. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

• Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим и неиспорченным.

• Кстати, и птицам нужны «пищевые добавки», например, им полезна яичная скорлупа – прекрасная кальциевая подкормка.

• Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

• Сделай другого немного счастливее – и станешь счастливее сам!

Птицы- друзья и помощники человека.

У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это – разного рода гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их – не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине, они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту зелёного царства? Конечно же, птицы. Например, целыми днями старательные синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течение дня. Причём за один раз они доставляют несколько насекомых.Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и гарям, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более, всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черёмухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток, и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму, пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают, и появляются молодые деревья.Безусловно, без помощи птиц человеку не обойтись. Как не обойтись и птицам без нашей помощи. Зима. Трудно приходится птицам. Им страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. И сидят по карнизам домов, распушив свои перышки, воробьи; ближе к жилищу человека подбираются и снегири, и синички, и чижи. Потому что иначе им не выжить.Люди давно уже придумали, как помочь зимой птицам«Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Птицы умеют быть благодарными. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас.В нашей местности зимующие птицы это, ворона, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки.На Руси много есть праздников. Одним из них — «Синичкин день», который по народному календарю выпадает на 14 ноября и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимующие птицы. А гостям всегда рады. И встречает их синичка.

Чем кормят птиц зимой :

Снегирь- семена деревьев, ягоды рябины, калины;

Дятел- желуди, семена деревьев;

Воробей- хлебные крошки, пшено, ягоды;

Сорока- зерно;

Синица- сало, пшено, зерно;

Ворона- всеядна.

ПОСЛОВИЦЫ О ПТИЦАХ.

«Без первой ласточки весна не обходится».

«Всякая птица к своей стае летит».

«Молодой воробей учится чирикать у старого».

«Не велика птичка- синичка, и та свой праздник помнит».

«Синичка- воробью сестричка».

«Увидел скворца- весна у крыльца».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна —

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

 

Нам встречать весну.