Проект "Чудо-песок"

Субботина Людмила Александровна, воспитатель

МБДОУ Детский сад №43

Удмуртская Республика, г.Сарапул


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

1.2. Цель, задачи, прогнозируемый результат

2. Формы реализации проекта

3. Описание этапов проекта с планом мероприятий по каждому этапу и с указанием

 срока реализации каждого этапа

4. Критерии измерения результата, диагностический инструментарий

5. Вывод (описание результата реализации проекта)

6. Перспектива развития опыта

7. Литература

8. Приложение

   

 

 

1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. По отношению к детям раннего возраста проектная и экспериментальная деятельность носит игровой характер. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Именно игра в песок позволяет ребенку реализовать эту познавательную потребность. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так, что очень важно для детей раннего возраста.Взаимодействие с песком очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения.

Для малышей игры с песком:

1. Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей раннего возраста.

2. Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

По результатам проведенного мониторинга уровня сформированности представлений о свойствах сухого и мокрого песка, мною было отмечено, что особую трудность у детей вызывает самостоятельное называние свойств сухого и мокрого песка. Поэтому для содействия формирования  у детей раннего возраста представлений о свойствах сухого и мокрого песка мною был разработан проект «Чудо-песок», который позволяет закрепить знание ребенком основных свойств, а также расширить формы работы с детьми и родителями. Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.В данном проекте, мною была разработана система работы с использованием разных видов детской деятельности, а также были созданы условия для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Всё это позволяет детям успешнее знакомиться с основными свойствами песка

1.2.Цель, задачи, прогнозируемый результат

Цель проекта: создание условий для формирования у детей раннего возраста представлений о свойствах сухого и мокрого песка через разные виды деятельности.

Задачи проекта:

1.Формировать умение выполнять действия с сухим и мокрым песком, соблюдать правила безопасности при игре с песком

2. Активизировать называние в речи свойств сухого и мокрого песка (сухой - сыпется, сыпучий; мокрый - лепится, влажный)

3. Повышать компетентность родителей в вопросах ознакомления детей раннего возраста со свойствами песка через вовлечение их в образовательную деятельность

Прогнозируемый результат:

1. Выполняют действия с сухим и мокрым песком, соблюдают правила безопасности при игре с песком

2. Называют свойства сухого и мокрого песка (сыпется, сыпучий, лепится, влажный)

3. Повышена компетентность родителей в вопросах ознакомления детей раннего возраста со свойствами песка через вовлечение их в образовательную деятельность

 

2. Формы реализации проекта

 - Дидактическая игра

 - Игры со строительным материалом

 - Подвижная игра

 - Игровая ситуация

 - Чтение художественной литературы

 - Рассматривание иллюстраций, предметных картинок

 - Изобразительная деятельность

 - Познавательно-исследовательская деятельность

 - Беседа

 - Итоговое мероприятие

 

3. Этапы реализации проекта

Ι этап – предварительный

Цель: создание условий для реализации проекта

Срок реализации

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 24-27 февраля

 

Мониторинг уровня сформированности представлений о свойствах сухого и мокрого песка

 

Анкетирование «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности» (Приложение №1)

Разработка проекта «Чудо-песок»

Изучение методической литературы по теме

ΙΙ этап – основной

Цель: реализация запланированных мероприятий по проекту

28 февраля (понедельник)

Беседа «Здравствуй, песочек!»

Игровая ситуация «Песочный дождик»

Информационный стенд «Детское экспериментирование как способ познания мира»

 

Оборудование для игр с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера

1 марта (вторник)

Игровая ситуация «Необыкновенные следы»

Чтение стихотворения М.Ершовой «Песочница»

Папка-передвижка «Значение игр с песком для развития детей раннего возраста»

 

Оборудование для игр с песком: совочки, лопатки, грабельки, ведерки

2 марта (среда)

Познавательно-исследовательская деятельность «Пересыпание сухого песка через воронку»

Игры со строительным материалом «Цветные заборчики»

Консультация «Что такое песочная терапия?»

Оборудование для игр с песком: некрупные игрушки для закапывания

3 марта (четверг)

Дидактическая игра «Бусы для мамы»

Изобразительная деятельность «Песочная картина»

Буклет «Занимательные опыты с песком»

Мешочки с песком

4 марта (пятница)

Познавательно-исследовательская деятельность «Сухой и мокрый песок»

Рекомендации «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»

 

Мини-лаборатория «Поиграем»

9 марта (среда)

Дидактические игра «Найди предмет»

Игровая ситуация «Печем печенье»

Подвижная игра «Песчинки»

Выставка художественной литературы «Стихи, потешки, загадки о песке»

Игра «Повтори»

10 марта (четверг)

Чтение потешки «Я пеку, пеку, пеку…»

Рассматривание иллюстраций «Игры в песочнице», предметных картинок

Консультация «Удивительные возможности песка»

Песочные часы

11 марта (пятница)

Итоговое мероприятие

Игровая ситуация «Путешествие в песочный городок»

Фотовыставка «Маленькие исследователи»

Картотека опытов с песком для детей раннего возраста

ΙIΙ этап – заключительный

Цель: подведение итогов реализации проекта

14 марта (понедельник)

Мониторинг уровня сформированности представлений о свойствах сухого и мокрого песка

Анкетирование родителей «Информированность родителей о значении песочной терапии» (Приложение №2)

Обработка полученных результатов

 

4. Критерии измерения результата, диагностический инструментарий

Критерии измерения результата

Диагностический инструментарий

Уровень развития

Умение выполнять действия с сухим и мокрым песком

«Чудо-формочки», «Делай, как я»

3 балла – выполняет самостоятельно;

2 балла – испытывает небольшие затруднения, нуждается в небольшой помощи взрослого;

1 балл – испытывает затруднения, не может выполнить даже при помощи взрослого.

 

Соблюдение правил безопасности при игре с песком

Наблюдение за детьми во время игр в песке

Называние в речи свойств сухого и мокрого песка

«Сеем-сеем», «Пирожки для Мишки»

 

5. Вывод

Анализ результатов педагогического мониторинга по окончанию проекта  выявил положительную динамику по всем критериям: «Умение выполнять действия с сухим и мокрым песком», «Называние в речисвойств сухого и мокрого песка», «Соблюдение правил безопасности при игре с песком».В целом детей с высоким уровнемсформированности представлений о свойствах песка стало на 16 % больше, а также уменьшилось количество детей с низким уровнем на 12 % (см. Приложение №4).

Качественным результатом реализации проекта «Чудо-песок» можно выделить следующие показатели:

1. Дети научились выполнять действия с сухим и мокрым песком, соблюдать правила безопасности при игре с песком

2. Называют свойства сухого и мокрого песка

3. Родители стали активными участниками образовательного процесса по формированию  представлений о свойствах песка у детей раннего возраста.

 

6. Перспектива развития опыта

Продолжать работу с детьми по формированию представлений о свойствах песка, а также совершенствовать умение выполнять действия с сухим и мокрым песком и соблюдать правила безопасности при игре с песком. Особое внимание стоит уделить называнию в речи основных свойств песка, т.к. по данному критерию наибольшее количество детей с низким уровнем (см.Приложение №3). Это обьясняется тем, что не все дети проявляют активность в речевом общении, а пользуются языком мимики и жестов.

 

7. Литература

1. Борисова Е.М. Раннее экспериментирование детей/Е.М.Борисова//Молодой ученый. –2016. - № 6

2.Грабенко Т.М. Игры с песком/Т.М.Грабенко//Дошкольная педагогика. – 2004. - № 5

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – М.: Наука, 2010

4. Интернет-ресурсы:

 - https://nsportal.ru

 - https://maam.ru

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

 

 

 

8. Приложения

 

Приложение 1.

 

Анкета для родителей

«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы?

·       Да

·       Нет

·       Никогда

2.Как Вы на них реагируете?

·       Стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу

·       Отвечаю первое, что приходит в голову

·       Говорю, что у меня нет времени

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

·       Предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы

·       Любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

·       Редко проявляет исследовательскую активность

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________

5. Как Вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?

·       Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность

·       Одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы

·       Никак, считаю эту деятельность бесполезной


Спасибо за сотрудничество!

 

  

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Анкета для родителей

«Информированность родителей о значении песочной терапии»

 

1.Знаете ли вы, что такое песочная терапия?

·       да

·       нет

·       затрудняюсь ответить

2. Как часто ваш ребенок играет в домашней песочнице?

·       часто

·       редко (по желанию)

·       не проявляет интерес к песку

3. Как у вас с ребенком проходят игры с песком в домашних условиях?

·       ребенок играет самостоятельно

·       играем совместно с ребенком

·       не играем в игры с песком

4. Считаете ли вы, что игровой песок, как универсальный материал, можно использовать в воспитании и обучении для развития ребенка?

·       да

·       нет

·       затрудняюсь ответить

5. Как вы считаете, оказывает ли положительное влияние песочная терапия на эмоциональное поведение ребенка (агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, пассивность, гиперактивность и т.д.)?

·       да

·       нет

·       затрудняюсь ответить

6. Как вы считаете, нужна ли песочная терапия в детском саду?

·       да

·       нет

·       затрудняюсь ответить

 

 

 

Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Диагностика детей 2 группы раннего возраста № 16 по проекту «Чудо-песок»

Фамилия, имя ребенка

Критерии

Умение выполнять действия с сухим и мокрым песком

Соблюдение правил безопасности при игре с песком

Называние в речи свойств сухого и мокрого песка

Среднее значение

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Гафутдинова Антонина

2

3

2

3

2

2

2

2,7

Глухов Матвей

2

2

2

2

2

2

2

2

Глухова Александра

2

2

2

3

2

2

2

2,3

Гультяев Ярослав

2

2

2

3

1

1

1,7

2

Дмитренко Иван

2

2

2

2

2

2

2

2

Замилова Марьям

2

2

3

3

2

2

2,3

2,3

Захарова Анастасия

3

3

3

3

3

3

3

3

Маратканова Кира

3

3

3

3

3

3

3

3

Мещерякова Анна

3

3

2

2

3

3

2,3

2,3

Морозов Лев

2

2

1

2

1

2

1,3

2

Петрова Арина

3

3

3

3

2

3

2,7

3

Пономарева Кира

3

3

3

3

2

3

2,7

3

Попов Ярослав

2

2

2

2

2

2

2

2

Тельнова Мария

2

2

2

2

2

2

2

2

Тимшина Милана

2

2

2

2

2

2

2

2

Щукина Ксения

3

3

3

3

2

3

2,7

3

Юсупов Лев

2

2

1

2

1

1

1,3

1,7

Якимов Роман

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

2,1

2,3

 

 

 

 

 

 

 

в. – 28%

с. – 55%

н. – 17%

в. – 44%

с. – 51%

н. – 5%

 

 

Приложение 4.

Анализ диагностических данных по итогам реализации проекта

 

Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод: увеличилось количество детей с высоким уровнем формирования представлений о свойствах песка на 16%, а также на 12% снизилось количество детей с низким уровнем, т.е. по итогам реализации проекта прослеживается положительная динамика по формированию цветовосприятия у детей. 

 

 

 

По результатам исследования компетентности родителей по вопросам формирования представлений о свойствах песка у детей раннего возраста можно сделать следующий вывод: по окончанию проекта компетентность родителей по данному вопросу повысилась на 23%. Немаловажную роль в реализации проекта сыграло включение родителей в педагогический процесс. Исходя из результатов анкетирования можно сделать следующий вывод: по окончанию проекта на 18% увеличилось количество родителей, вовлеченных в реализацию проекта, что позволило достичь высокой результативности проекта.