Проект "Чудо-песок"
Субботина Людмила Александровна, воспитатель
МБДОУ Детский сад №43
Удмуртская Республика, г.Сарапул
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цель, задачи, прогнозируемый результат
2. Формы реализации проекта
3. Описание этапов проекта с планом мероприятий по каждому этапу и с указанием
срока реализации каждого этапа
4. Критерии измерения результата, диагностический инструментарий
5. Вывод (описание результата реализации проекта)
6. Перспектива развития опыта
7. Литература
8. Приложение
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. По отношению к детям раннего возраста проектная и экспериментальная деятельность носит игровой характер. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Именно игра в песок позволяет ребенку реализовать эту познавательную потребность. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так, что очень важно для детей раннего возраста.Взаимодействие с песком очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения.
Для малышей игры с песком:
1. Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей раннего возраста.
2. Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
По результатам проведенного мониторинга уровня сформированности представлений о свойствах сухого и мокрого песка, мною было отмечено, что особую трудность у детей вызывает самостоятельное называние свойств сухого и мокрого песка. Поэтому для содействия формирования у детей раннего возраста представлений о свойствах сухого и мокрого песка мною был разработан проект «Чудо-песок», который позволяет закрепить знание ребенком основных свойств, а также расширить формы работы с детьми и родителями. Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.В данном проекте, мною была разработана система работы с использованием разных видов детской деятельности, а также были созданы условия для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Всё это позволяет детям успешнее знакомиться с основными свойствами песка.
1.2.Цель, задачи, прогнозируемый результат
Цель проекта: создание условий для формирования у детей раннего возраста представлений о свойствах сухого и мокрого песка через разные виды деятельности.
Задачи проекта:
1.Формировать умение выполнять действия с сухим и мокрым песком, соблюдать правила безопасности при игре с песком
2. Активизировать называние в речи свойств сухого и мокрого песка (сухой - сыпется, сыпучий; мокрый - лепится, влажный)
3. Повышать компетентность родителей в вопросах ознакомления детей раннего возраста со свойствами песка через вовлечение их в образовательную деятельность
Прогнозируемый результат:
1. Выполняют действия с сухим и мокрым песком, соблюдают правила безопасности при игре с песком
2. Называют свойства сухого и мокрого песка (сыпется, сыпучий, лепится, влажный)
3. Повышена компетентность родителей в вопросах ознакомления детей раннего возраста со свойствами песка через вовлечение их в образовательную деятельность
2. Формы реализации проекта
- Дидактическая игра
- Игры со строительным материалом
- Подвижная игра
- Игровая ситуация
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций, предметных картинок
- Изобразительная деятельность
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Беседа
- Итоговое мероприятие
3. Этапы реализации проекта
Ι этап – предварительный Цель: создание условий для реализации проекта |
|||
Срок реализации |
Работа с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Совершенствование предметно-развивающей среды |
24-27 февраля
|
Мониторинг уровня сформированности представлений о свойствах сухого и мокрого песка
|
Анкетирование «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности» (Приложение №1) |
Разработка проекта «Чудо-песок» Изучение методической литературы по теме |
ΙΙ этап – основной Цель: реализация запланированных мероприятий по проекту |
|||
28 февраля (понедельник) |
Беседа «Здравствуй, песочек!» Игровая ситуация «Песочный дождик» |
Информационный стенд «Детское экспериментирование как способ познания мира»
|
Оборудование для игр с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера |
1 марта (вторник) |
Игровая ситуация «Необыкновенные следы» Чтение стихотворения М.Ершовой «Песочница» |
Папка-передвижка «Значение игр с песком для развития детей раннего возраста»
|
Оборудование для игр с песком: совочки, лопатки, грабельки, ведерки |
2 марта (среда) |
Познавательно-исследовательская деятельность «Пересыпание сухого песка через воронку» Игры со строительным материалом «Цветные заборчики» |
Консультация «Что такое песочная терапия?» |
Оборудование для игр с песком: некрупные игрушки для закапывания |
3 марта (четверг) |
Дидактическая игра «Бусы для мамы» Изобразительная деятельность «Песочная картина» |
Буклет «Занимательные опыты с песком» |
Мешочки с песком |
4 марта (пятница) |
Познавательно-исследовательская деятельность «Сухой и мокрый песок» |
Рекомендации «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»
|
Мини-лаборатория «Поиграем» |
9 марта (среда) |
Дидактические игра «Найди предмет» Игровая ситуация «Печем печенье» Подвижная игра «Песчинки» |
Выставка художественной литературы «Стихи, потешки, загадки о песке» |
Игра «Повтори» |
10 марта (четверг) |
Чтение потешки «Я пеку, пеку, пеку…» Рассматривание иллюстраций «Игры в песочнице», предметных картинок |
Консультация «Удивительные возможности песка» |
Песочные часы |
11 марта (пятница) |
Итоговое мероприятие Игровая ситуация «Путешествие в песочный городок» |
Фотовыставка «Маленькие исследователи» |
Картотека опытов с песком для детей раннего возраста |
ΙIΙ этап – заключительный Цель: подведение итогов реализации проекта |
|||
14 марта (понедельник) |
Мониторинг уровня сформированности представлений о свойствах сухого и мокрого песка |
Анкетирование родителей «Информированность родителей о значении песочной терапии» (Приложение №2) |
Обработка полученных результатов |
4. Критерии измерения результата, диагностический инструментарий
Критерии измерения результата |
Диагностический инструментарий |
Уровень развития |
Умение выполнять действия с сухим и мокрым песком |
«Чудо-формочки», «Делай, как я» |
3 балла – выполняет самостоятельно; 2 балла – испытывает небольшие затруднения, нуждается в небольшой помощи взрослого; 1 балл – испытывает затруднения, не может выполнить даже при помощи взрослого.
|
Соблюдение правил безопасности при игре с песком |
Наблюдение за детьми во время игр в песке |
|
Называние в речи свойств сухого и мокрого песка |
«Сеем-сеем», «Пирожки для Мишки» |
5. Вывод
Анализ результатов педагогического мониторинга по окончанию проекта выявил положительную динамику по всем критериям: «Умение выполнять действия с сухим и мокрым песком», «Называние в речисвойств сухого и мокрого песка», «Соблюдение правил безопасности при игре с песком».В целом детей с высоким уровнемсформированности представлений о свойствах песка стало на 16 % больше, а также уменьшилось количество детей с низким уровнем на 12 % (см. Приложение №4).
Качественным результатом реализации проекта «Чудо-песок» можно выделить следующие показатели:
1. Дети научились выполнять действия с сухим и мокрым песком, соблюдать правила безопасности при игре с песком
2. Называют свойства сухого и мокрого песка
3. Родители стали активными участниками образовательного процесса по формированию представлений о свойствах песка у детей раннего возраста.
6. Перспектива развития опыта
Продолжать работу с детьми по формированию представлений о свойствах песка, а также совершенствовать умение выполнять действия с сухим и мокрым песком и соблюдать правила безопасности при игре с песком. Особое внимание стоит уделить называнию в речи основных свойств песка, т.к. по данному критерию наибольшее количество детей с низким уровнем (см.Приложение №3). Это обьясняется тем, что не все дети проявляют активность в речевом общении, а пользуются языком мимики и жестов.
7. Литература
1. Борисова Е.М. Раннее экспериментирование детей/Е.М.Борисова//Молодой ученый. –2016. - № 6
2.Грабенко Т.М. Игры с песком/Т.М.Грабенко//Дошкольная педагогика. – 2004. - № 5
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – М.: Наука, 2010
4. Интернет-ресурсы:
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
8. Приложения
Приложение 1.
Анкета для родителей
«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы?
· Да
· Нет
· Никогда
2.Как Вы на них реагируете?
· Стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу
· Отвечаю первое, что приходит в голову
· Говорю, что у меня нет времени
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
· Предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы
· Любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)
· Редко проявляет исследовательскую активность
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________
5. Как Вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?
· Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность
· Одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы
· Никак, считаю эту деятельность бесполезной
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Анкета для родителей
«Информированность родителей о значении песочной терапии»
1.Знаете ли вы, что такое песочная терапия?
· да
· нет
· затрудняюсь ответить
2. Как часто ваш ребенок играет в домашней песочнице?
· часто
· редко (по желанию)
· не проявляет интерес к песку
3. Как у вас с ребенком проходят игры с песком в домашних условиях?
· ребенок играет самостоятельно
· играем совместно с ребенком
· не играем в игры с песком
4. Считаете ли вы, что игровой песок, как универсальный материал, можно использовать в воспитании и обучении для развития ребенка?
· да
· нет
· затрудняюсь ответить
5. Как вы считаете, оказывает ли положительное влияние песочная терапия на эмоциональное поведение ребенка (агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, пассивность, гиперактивность и т.д.)?
· да
· нет
· затрудняюсь ответить
6. Как вы считаете, нужна ли песочная терапия в детском саду?
· да
· нет
· затрудняюсь ответить
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3.
Диагностика детей 2 группы раннего возраста № 16 по проекту «Чудо-песок»
Фамилия, имя ребенка |
Критерии |
|||||||
Умение выполнять действия с сухим и мокрым песком |
Соблюдение правил безопасности при игре с песком |
Называние в речи свойств сухого и мокрого песка |
Среднее значение |
|||||
Начало проекта |
Конец проекта |
Начало проекта |
Конец проекта |
Начало проекта |
Конец проекта |
Начало проекта |
Конец проекта |
|
Гафутдинова Антонина |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,7 |
Глухов Матвей |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Глухова Александра |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Гультяев Ярослав |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1,7 |
2 |
Дмитренко Иван |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Замилова Марьям |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
2,3 |
Захарова Анастасия |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Маратканова Кира |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Мещерякова Анна |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2,3 |
2,3 |
Морозов Лев |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1,3 |
2 |
Петрова Арина |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,7 |
3 |
Пономарева Кира |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,7 |
3 |
Попов Ярослав |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Тельнова Мария |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Тимшина Милана |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Щукина Ксения |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,7 |
3 |
Юсупов Лев |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,3 |
1,7 |
Якимов Роман |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2,1 |
2,3 |
|
|
|
|
|
|
|
в. – 28% с. – 55% н. – 17% |
в. – 44% с. – 51% н. – 5% |
Приложение 4.
Анализ диагностических данных по итогам реализации проекта
Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод: увеличилось количество детей с высоким уровнем формирования представлений о свойствах песка на 16%, а также на 12% снизилось количество детей с низким уровнем, т.е. по итогам реализации проекта прослеживается положительная динамика по формированию цветовосприятия у детей.
По результатам исследования компетентности родителей по вопросам формирования представлений о свойствах песка у детей раннего возраста можно сделать следующий вывод: по окончанию проекта компетентность родителей по данному вопросу повысилась на 23%. Немаловажную роль в реализации проекта сыграло включение родителей в педагогический процесс. Исходя из результатов анкетирования можно сделать следующий вывод: по окончанию проекта на 18% увеличилось количество родителей, вовлеченных в реализацию проекта, что позволило достичь высокой результативности проекта.