Проект "Территория здоровья"
Зинер Олеся Николаевна, воспитатель
Мещерякова Любовь Викторовна, воспитатель
Мохова Виктория Сергеевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад №165
г. Барнаул
Приложение 1
«Для чего нужно чистить зубы?»
Цель: Создать условия для формирования представлений по уходу за зубами, закрепить правила здорового питания.
Задачи:
Образовательная: Формировать представление о строение и функции зубов, о правилах чистки зубов, о здоровом питании.
Развивающая: Способствовать развитию умения чистить зубы по алгоритму (по схеме, последовательно).
Воспитательная: Воспитывать потребность заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы тщательно и регулярно).
Демонстрационный материал: картинки по теме.
Предварительная работа:
- Беседы: «Как устроены зубы?», «Для чего человеку зубы?», «Как сохранить зубы здоровыми», «Подружись с зубной щеткой», «Здоровое питание – здоровые зубы».
- Сюжетно - ролевая игра магазин «Идем за полезными продуктами»
- Разучивание физкультминутки «Наши деточки устали . . .»
- Просмотр мультфильмов: «Три котенка. К чистоте будь готов», «Маша и медведь. Сладкая жизнь».
Ход беседы:
Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Пришла не просто так, ей очень интересно узнать для чего нужно чистить зубы!
Скажите ребята, у маленьких деток, какие зубки?
Дети: Маленькие.
-Как их называют?
Дети: Их называют молочными.
-Молочными называют детские зубы, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только молоком и не может есть твердую пищу.
Зубы есть у всех детишек:
У послушных шалунишек,
У малышек и больших-
Что вы знаете о них?
Каковы же из себя,
В белой твердой шубке,
Наши лучшие друзья
Беленькие зубки.
-Ребята, давайте посмотрим, как устроен зуб. (Приложение 1)
Снаружи он белый блестящий, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это слой, покрывающий верхнюю часть зуба – коронку.
Между коронкой и корнем находится шейка зуба. (Показывает.)
А как называется часть зуба, которая располагается в челюсти (показывает на картинке)? Кто знает?
Дети: Корень.
-Скажите, а для чего нужны зубы?
Дети:
1) нужны для того чтобы мы кусали и пережевывали пищу;
2) для того чтобы человек мог красиво, ослепительно улыбаться;
3) для красивой и правильной речи.
-В наше время широко распространено заболевание зубов, которое называется кариес.
-Что такое кариес? (Приложение 2)
Дети: Дырка в зубе.
-Кариес - это разрушение эмали зуба. Когда разрушение эмали доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болью.
Регулярная чистка зубов позволяет предотвратить возникновение кариеса, и вот почему.
Чем больше сладкого мы едим, тем больше образуется зубного налета. Зубной налет вреден тем, что может вызывать запах изо рта и конечно образование кариеса.
При регулярной и правильной чистке зубов мы удаляем зубной налет и не даем кариесу никакого шанса!
Помните, что важно не то, как часто вы чистите зубы, а то, насколько тщательно вы их чистите. Можно чистить зубы хоть десять раз в день, но если вы делаете это кое-как, то пользы от такой чистки не будет никакой.
Скажите, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?
Дети: Зубную щетку, пасту, стаканчик для воды.
- А как ты ухаживаешь за своими зубами? (индивидуальные ответы)
-Вы молодцы.
Игра дидактическая.
Ребята, чтобы зубы были здоровыми и красивыми. За ними нужно не только ухаживать, но и знать, что вредно, а что полезно для зубов.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши и скажите «да-да-да!», за неправильный совет говорите «нет-нет-нет!» и топайте ногами.
1. Постоянно нужно есть для зубов: овощи, фрукты, молочные продукты. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный, он совсем – совсем невкусный. Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет?
3. Зубы вы почистили и идете спать, захватите булочку сладкую в кровать? Это правильный совет?
4. Чтобы зубы укреплять, полезно гвозди пожевать. Все я верно говорю?
5. А теперь совет полезный, нельзя грызть предмет железный.
Воспитатель: -Скажите, пожалуйста, какие продукты вредны для зубов?
Дети: сладкие, конфеты, вафли.
-И что же теперь, нам нельзя их кушать? Они же вредные?
Дети: Нужно их есть поменьше, редко. Мы любим сладкое.
- А если мы съедим шоколад, мармелад и другие сладкие продукты, как нам позаботится о зубах, чтобы у кариеса не было шанса?
Дети: Нужно полоскать рот кипяченой водой или почистить зубы.
-Все верно, молодцы.
Итог беседы (релаксация).
- А всё-таки, если, вдруг заболел зуб, какие меры нужно принимать?
Дети: Идти к врачу.
-Как называют врача, который лечит зубы?
Дети: Стоматолог.
Воспитатель: - Вы большие молодцы!
Задачи:
1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.
3. Разучить потешку.
4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть
Надо с мылом и водой дружить
Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!»
Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)
Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»
Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.
А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.
- Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Что же детям пригодиться,
Чтобы начисто умыться?
Нам нужна водица.
Что с рук грязь смывает?
Мыло детям помогает.
Чисто-чисто умывались.
Чем же дети вытирались? Полотенцем.
В умывальник мы идем,
Мыло и полотенце сейчас найдем!
Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.
Правила правильного мытья рук: (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук»).
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.
(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)
Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.
Торжественное обещание
1. Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)
Быть хочу я очень чистой,
А не чёрной галкой,
2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)
Приложение 3
Беседа «Где живут витамины»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о «витаминах» и продуктах, в
которых они встречаются, формировать знания детей о том, как витамины влияют на организм, человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека, развивать внимание, мышление, воображение, воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Воспитатель: Ребята, сегодня с утра такая солнечна погода. А вы знаете почему?
Дети: Да. У нас хорошее настроение, мы не болеем и т.д.
Воспитатель: Правильно. Потому - что мы с вами дарим друг другу частичку
здоровья, потому что говорим: «здравствуйте», а значит «Здоровья желаю».
Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не
получишь». Сегодня мы с вами поговорим, о том, что необходимо делать,
чтобы никогда не болеть. Оказывается, в некоторых продуктах живут
витамины. А вы знаете, что такое витамины?
Воспитатель: Расскажите мне живут витамины?
Дети: Во фруктах, овощах, в аптеке можно купить и т.д.
Воспитатель: Витамины – это вещества, в которых содержится сила и
здоровье для организма. Они настолько маленькие, что во много раз меньше
крупинки сахара, поэтому видеть мы их не можем. У витаминов так же, как и у вас, есть свои имена. - Это витамины А, В, С, Д
Витамин А – “ витамин роста”.
Его больше всего в морковке,
В тыкве, абрикосах,
В персиках, в арбузе тоже.
Его много в молоке и яичном желтке!
Витамином В богат!
Мясо, яйца, хлеб, орех –
дают энергию для всех!
Витамин «С» - он самый вкусный!
В апельсинах, яблоках, винограде, капусте!
А больше всех – в шиповнике,
лимоне и смородине!
Он поможет быть здоровым, и красивым, и весёлым!
Друг детей – витамин «Д»!
Творог, яйца, сыр
Укрепляют организм!
Укрепляет ноги, руки
Чтоб они не знали скуки.
Витамины очень любят играть в прятки. Вот и сегодня они спрятались от вас, ребята. Чтобы их найти, нужно отгадать загадки. (картинки)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я. (Капуста)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (Морковь)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки. (Помидор)
Воспитатель: Капуста, морковь, тыква и помидор. Назовите одним словом
Дети: Овощи
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый. (Апельсин)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (Лимон)
Воспитатель: Яблоко, апельсин лимон –одним словом.
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Правильно, овощи и фрукты. Именно в них прячутся витамины.
-Кто знает, где растут овощи? (в огороде)
-А фрукты? (в саду).
Молодцы! Если все у нас в порядке, начинаем мы зарядку.
Физ.минутка. (задаем вопросы детям, они отвечают и выполняют имитационные
движения).
Как живёшь?
Вот так! (Поднимают большой палец вверх)
Как плывёшь?
Вот так! (Имитируют плавательные движения)
Как бежишь?
Вот так! (Выполняют бег на месте) Вдаль глядишь?
Вот так! (Приставляют руку ко лбу)
Машешь вслед?
Вот так! (Машут рукой)
Ждёшь обед?
Вот так! (Подпирают щеку рукой)
Утром спишь?
Вот так! (Закрывают глаза, складывают ладошки под щеку)
А шалишь?
Вот так! (Надувают щеки и хлопают руками по ним).
Приложение 4
Беседа «Осторожно - лекарство»
Цель: познакомить детей с правилами безопасности при обращении с лекарствами; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; Материал: небольшой медицинский чемоданчик, аптечка, бинт, игрушечный градусник, игрушечные блистеры таблеток, капсул.
Воспитатель: Угадайте, кто приходил к нам в гости. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор
Дети: Айболит
Воспитатель: Правильно!
Добрый доктор Айболит
К деткам в садик он спешит.
- Ребята, посмотрите он оставил какой-то чемоданчик. Как думаете, что в нем находится? (Это медицинский чемоданчик с лекарствами, это аптечка) Что может лежать в аптечке? Давайте откроем аптечку и рассмотрим ее содержимое. Что это? (Бинт) Для чего нужен бинт? (Бинтом можно перевязать рану, чтобы остановить кровь. Бинт не дает микробам проникнуть в рану) а это – градусник, им измеряют температуру. С градусником нужно обращаться очень осторожно, потому. Скажите, когда нужна аптечка? (Когда кто-то поранился или заболел). А это таблетки.
- Итак, таблетки помогают людям бороться с болезнью. Одни таблетки разного цвета. Они покрыты твердой цветной оболочкой: розовой, голубой, желтой или красной. Они немного похожи на конфеты. Запомните простое, но важное правило: если вы нашли на полу таблетку, пусть даже очень и похожую на сладкую конфетку, не берите ее в рот! Потому что лекарства ядовиты. В таблетке очень мало ядовитого вещества. Взрослому человеку она поможет справиться с болезнью. Для маленького ребенка такое количество ядовитого вещества может оказаться опасным. Ведь ребенок гораздо меньше взрослого и по росту, и по весу.
Воспитатель: А сейчас послушайте одну историю.
«Сказка «Неосторожная Резвушка»
Однажды мышка Хитрушка собралась к подруге в гости. Она нарядилась в клетчатую юбку и вязаный жилет. В плетеную корзиночку сложила гостинцы: крошечку засохшего торта и конфету карамельку.
«Подруга обрадуется таким подаркам! - подумала Хитрушка. - Она ведь в лесу живет, кормится зернышками да желудями и таких лакомств сроду не пробовала!
За мышатами-малышами Хитрушка попросила приглядеть бабушку-мышку Храпушу. Вы, наверное, догадались, почему ее так прозвали. Храпуша любила поспать и во сне сладко похрапывала.
- Слушайтесь бабушку! - строго предупредила Хитрушка ребятишек.
-Да смотрите, носов из норки не высовывайте. Хотя хозяева на даче и кот Федот вместе с ними, мало ли что может случиться.
-Хорошо! Будем бабушку слушаться, - пообещали мышата. Когда Хитрушка ушла, бабушка-мышь уселась в старое, мягкое кресло, взяла в лапки вязание и стала рассказывать устроившимся вокруг нее мышатам сказку про кота Федота. Но скоро Храпуша выронила рукоделие из рук и сладко задремала. Мышата сначала сидели тихо, старались не шуметь, чтобы не разбудить бабушку. Потом стали играть с клубком шерсти, будто с мячиком. Наконец самый смелый мышонок Храбрик предложил братишками и сестренкам:
-Давайте вылезем из норки и побегаем по комнате. Мама ведь сказала, что все уехали на дачу и Федота с собой взяли.
-Давайте! - обрадовались малыши.
Один за другим все мышата вылезли из норки и оказались в большой, уютной комнате. На полу комнаты лежал узорчатый мягкий ковер, похожий на зеленую лужайку, пестревшую цветами.
-Как здесь чудесно! - воскликнула самая веселая и беззаботная мышка, по имени Резвушка. - Светло, просторно, есть где побегать и покувыркаться, не то что в нашей тесной норке.
Всем остальным мышкам в комнате тоже очень понравилось. Они стали играть в салочки и кувыркаться на мягком ковре.
-Смотрите, что я нашла! - вдруг воскликнула Резвушка.
Она показала братьям и сестрам маленькую розовую таблетку.
-Интересно, что этот такое? - спросила мышка Крошка.
-Я знаю, я знаю! - воскликнул Храбрик. - Это конфетка! Я помню, мама приносила такую на Новый год.
- Нет! Не совсем такую, — возразил самый умный и рассудительный мышонок Смышленыш. - Дай мне ее, я хочу рассмотреть по лучше.
Но Резвушка отбежала в сторону и со словами: «Чур! Моя конфетка!» - засунула розовую таблеточку в рот и быстро проглотила ее, даже не распробовав.
-Ну и зря ты ее съела! - заметил Смышленыш. - У тебя может живот разболеться, если окажется, что это не конфета, а лекарство Резвушка почувствовала, что во рту у нее появилась неприятная горечь, но предпочла в этом не признаваться. Напротив, она воскликнула: - Очень вкусная конфета!
Наигравшись вдоволь, мышата вернулись в свою уютную норку. Скоро пришла их мама - мышка Хитрушка - и принесла малышам подарки от лесной мышки: желудь, орех и зернышки пшеницы. Мышиная семейка дружно поужинала, и все улеглись спать. Ночью у Резвушки разболелся живот, и поднялась температура.
- Бедняжка! Что с тобой? - забеспокоилась Хитрушка. - Может быть, ты чем-то отравилась? Мамочка! Я вспомнила, я нашла в комнате на ковре розовую конфетку и съела ее. А она была горькая-прегорькая!
- Так ведь это была не конфетка, а таблетка. Знаю я эти розовые таблетки! Их принимает хозяйка, когда у нее голова болит. Что же делать?
- призадумалась Хитрушка. - Нужно поскорее бежать к Кроту, он слывет прекрасным врачом, - решила мышка-мама. Она юркнула в длинный, извилистый подземный ход, который соединял ее норку с жилищем Крота.
-Уважаемый Крот! Откройте, пожалуйста! Это ваша соседка - мышка Хитрушка, - постучала она в дверь кротовой норы.
-В чем дело? Кто беспокоит меня среди ночи? - недовольно пробурчал старик Крот. Хотя, сказать по правде, ему было все равно: на земле сейчас белый день или темная ночь. Ведь в его подземном доме всегда царила темнота, кроме тех торжественных случаев, когда в гости к Кроту собиралась вся его многочисленная родня: дети, внуки и правнуки. Тогда Крот непременно ставил на стол и зажигал огарочек свечи, который он бережно хранил в особом шкафчике.
- Уважаемый Крот! Простите меня за беспокойство в такой поздний час, но у меня заболела дочка. Вчера она по неосторожности проглотила розовую таблетку, приняв ее за конфетку, - объяснила Кроту мышка Хитрушка. - Не знаете ли вы как помочь? - Какими неразумными бывают дети! - сочувственно заохал Крот. - Не следует оставлять их без присмотра, если не хотите неприятностей.
- Так что же делать Резвушке? Ведь у нее очень болит живот.
- Что делать? - переспросил Крот. - Пить! Больше пить воды. Это проверенное средство, оно поможет вывести из организма яд. Поблагодарив Крота, Хитрушка побежала домой и всю ночь поила Резвушку водой из ореховой скорлупки. К утру малышке стало лучше, а через несколько дней она совсем поправилась. Но с тех пор никогда не подбирала с полу и не тянула в рот, ни таблетки, ни яркие шарики витаминов.
Воспитатель: Вот такая история приключилась однажды. Ребята, кто запомнил, кто жил в норке? Куда ушла мышка Хитрушка? Кто остался с мышатами-малышами? Куда убежали мышата? Что нашла мышка Резвушка на ковре? Как она поступила с таблеткой? Почему у Резвушки заболел живот? Кто помог ей вылечиться?
Как вы поступите, если найдете на полу таблетку или витамин?
Почему нельзя глотать случайно найденные таблетки?
Почему говорят «таблетки — не конфетки»?
Приложение 5
«Веселые старты» (физ. культура на воздухе)
Цель: укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о зиме, как времени года; продолжать знакомить детей с элементами спортивных игр, с элементами соревнования, с играми-эстафетами
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление; развивать ловкость, быстроту, выносливость, меткость; совершенствовать равновесие, координацию движений и ориентировку в пространстве.
Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность; продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставить детям удовольствие от занятия физической культурой.
1. Загадки на тему «Зимние виды спорта»
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи)
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные (Коньки)
Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой бьёт.
Кто спортсмена назовёт?
(Хоккеист)
Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
Сам на горку пешком я хожу,
И коня своего за веревку вожу.
(Санки)
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется …(Клюшка)
2. Подвижная игра «Зима» (сигнал «Снег» - кружатся на месте, руки вверх.
сигнал «Вьюга» - бегут.
Сигнал «Сугроб» - приседают.
3. Игра – эстафета «Хоккей»
(каждому ребёнку необходимо провести шайбу клюшкой до флажков и обратно).
4. Игра – эстафета «Попади в цель»
(дети берут мячики по цвету, бросают в цель).
5. Эстафета : «Попрыгунчик – снеговик» (прыжки в мешках).
Каждый участник должен допрыгнуть до конуса, обойти его вокруг и вернуться.
6. Эстафета «Весёлые пингвины» (мягкие мячи, конус)
А на южном полюсе живут пингвины, там тоже холодно. И чтобы яйцо пингвина не замерзло, они переносят его между лапами.
Каждой команде выдается по тканевому мячу. Зажав мяч между ног, нужно обежать конус и передать мяч следующему. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
7. Эстафета «Сорви сосульку» (сосульки из бумаги, висящие на ленте)
Бумажные сосульки развешаны на ленте. Детям нужно добежать, сорвать сосульку, прибежать назад и бросить ее в корзину.