Конспект интегрированной образовательной деятельности "Моя Семья"

Глебова Ирина Владимировна

МБУ Кадуйского муниципального района "Детский сад № 4 "Солнышко"

рабочий посёлок Кадуй, Вологодская область


Доминирующая образовательная область: речевое развитие познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Цель: Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

-продолжать формировать понятие о семье; рассказать о Российском празднике «День семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля.

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.

Речевые задачи:

-продолжать активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- способствовать пониманию предложно – падежных конструкций: «кем приходится девочка маме?», «кто девочка для мальчика?»;

-совершенствовать умение отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

- объяснить смысл пословицы: «Не нужен и клад, если в семье лад», чтение стихотворения «Семья»

- учить слышать музыкальное произведение, выполнять движения под музыку, сопровождая пением, передавать его настроение.

-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

- учить устанавливать причинно – следственные связи между своими поступками и настроением взрослых членов семьи;

-учить координировать свои действия в соответствии с требованиями поставленной задачи;

- активизировать мышцы лица, через передачу эмоционального состояния;

-совершенствовать общую и мелкую моторику.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.

Формы организации совместной деятельности: работа по иллюстрациям, игра, динамическая пауза, проблемная ситуация, упражнение, работа над пословицей, психогимнастика, изготовление цветка ромашки из цветной бумаги.

Методы организациинаглядные: рассматривание сюжетной картины;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение

Использованные материалы: иллюстрации «Ребенок заболел», «Дети дарят бабушке цветы», «Поздравляем маму», «Семья в гостиной», карточки с пословицами, заготовки ромашек.

Предварительная работа: разучивание музыкального упражнения «Маме надо отдыхать» и физминутки «Семья»; объяснение лексического значения слова «лад», сбор семейных фотографий. Просмотр мультфильма «Сказ о Петре и Февроньи».

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание семейных альбомов, составление рассказов о семье, рисование семейных портретов,

Формы взаимодействия с родителями: уточнить сведения о семье, сбор семейных альбомов, составление генеалогического дерева и рисование герба семьи.

1. Орг. момент (В кругу)

Собрались все дети в круг.

 Я – твой друг, и ты – мой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Ирина Владимировна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Ванечка,Софочка,Мишенька...).

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.

Проблемная ситуация.

 Ребята, постарайтесь отгадать, что здесь зашифровано (ребус 7Я).

Сообщение темы.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о семье.

2. Беседа о семье (Сидя за столами)

– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)

Игра «Собери цепочку»

Разложить иллюстрации согласно возрасту и полу:

- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;

- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

3. Рассказ по картинкам 

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)

– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!

– Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

4. Динамическая  пауза «Большая семья» (В кругу)

(дети выполняют движения по тексту)

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:

 Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.

 Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!

 Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.

 Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.

 Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.

 Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.

 Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:

 Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.

 В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.

 Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!

 Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!

5. Игра на развитие творческого воображения

– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?

6. Беседа по пословицам (На стульчиках)

– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

«Не нужен и клад, если в семье лад»,

«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье)

7. Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

 Дома дружная семья:

 Это – мама,

 Это – я,

 Это – бабушка моя.

 Это – папа,

 Это – дед.

 И у нас разлада нет.

Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок -улыбнитесь, а если это плохой поступок – сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

- А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

8. Ребята,Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. В день празднования плетут венки из ромашек, дарят букеты ромашек и «февроньи» — открытки с изображением ромашек или других символов семьи.

– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (изготовление цветка ромашки из цветной бумаги, заранее изготовленные шаблоны).

– Я хочу вам пожелать, чтоб этаромашка принесла частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!