Метапредметность УВП как важнейшее средство  достижения нового качества образования

Татьяна Ивановна Соскова, учитель технологии, педагог дополнительного образования

МБОУ Брасовского района Локотская СОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

п. Локоть


Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Одной из наиболее характерных трудностейв обучении школьников является неумение организовать самостоятельную работу. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия (УУД), способствующие саморазвитию и самосовершенствованию. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Новые стандарты требуют от учителя кардинального переосмысления и перестройки системы обучения, владения в совершенстве активными методами и приемами преподавания учебных дисциплин, осуществления деятельностного подхода и проблемного обучения, использования ИКТ, ЦОРов, ЭОРов для активизации мыслительной деятельности учеников.

Целью образования в данном контексте становится личностное,познавательное и общекультурное развитие обучающихся, которое обеспечиваетих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т.е. умения учиться. Эта задача решается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, они включают в себя:

- познавательные и учебные мотивы,

- учебную задачу,

- постановку учебной цели,

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Самостоятельное осуществление этой деятельности, поиск и использование необходимых средств и способов их достижения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности открывают учащимся возможность ориентации  в различных предметных областях,  и помогает в строении учебной деятельности с полным осознанием её целей, ценностно-смысловых  характеристик,создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 

В основной образовательной программе в соответствии с ФГОС, представлены четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные,

Личностные действия указывают на систему ценностных ориентаций школьника и его отношение к различным сторонам мира,который его окружает.

Регулятивные действия помогают обеспечить у обучающихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия развивают способности к познанию окружающего мира:

учат осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают умение и возможность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя взаимопонимание и уважение в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения учитывая конкретную ситуацию.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей.

Вопросы метапредметного обучения проявлялись всегда. Со времен появления процесса обучения существовали вопросы проникновения одного предмета в другой. Но сам процесс формирования понятий метапредмет и метапредметный подход в обучении проходил на протяжении всего XX века. Раньше этому вопросу не уделялось столько внимания. И только в новых ФГОС были утверждены метапредметные требования к результатам обучения.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий.

Перед учителем стоит задача, как учить, работая на метапредметные результаты?

Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик,

подходов и технологий.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.  В новых федеральных государственных образовательных стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.  Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?

Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:

•       Метапредметы

•       Метапредметные программы

•       Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)

•       Метапредметный урок

•       Предметный урок + метапредметная тема

•       Метапредметные задания

•       Межпредметные проблемные ситуации

•       Межпредметные, надпредметные проекты.

Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.  Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.

  Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности, которая надпредметна и носит универсальный характер. Возможны следующие названия метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача».

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслит или промыслить, то, что хотят сделать. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии — формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории — различные таблицы с данными; на геометрии — чертежи фигур и сами фигуры; на физике — формулы и чертежи изучаемых процессов и т. д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация — это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них — техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. Учащиеся знакомятся с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

  Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных

метапредметных результатов является одним из перспективных направлений

инновационной деятельности образовательных учреждений.

   По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат, а также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов.

   В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно использовать метапредметные темы на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.

   Одной из разновидностей учебной задачи, особенность которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание. Метапредметное задание включает в себя объединение знаний ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий. Включая метапредметные задания в канву урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений  и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.

Механизмом развития метадеятельности может стать система надпредметных, межпредметных проектов. При их создании у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности.

Отличие метапредметного занятия и традиционного заключается в том, что традиционный урок мы планируем, а метапредметное занятие мы сценируем.  Причем в метапредметном занятие необходимо конструирование «сбоя». Залог успеха сценирования метапредметного учебного занятия заключается в следующем: педагог должен хорошо знать свой предмет, ясно представлять какая базовая способность формируется, учителю необходимо быть готовым к импровизации. Такие уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, формируют метапредметные учебно-информационные умения:

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение составлять план;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы;

- умение подбирать цитаты;

- умение составлять таблицы, схемы, графики.

Кроме того, формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

- умение составлять связное устное высказывание;

- умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

- умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

- умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

- умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

- умение использовать различные средства наглядности;

- умение выражать свое мнение и аргументировать его;

- умение оформлять научно-исследовательские работы;

- умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

- умение вести дискуссию.

  Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:

•       Развивающего мышления;

•       Развитие критического мышления через письмо и чтение;

•       ТРИЗ;

•       Технологический компонент личностно-развивающего урока;

•       Метод проектов;

•       Исследовательская деятельность;

•       УДЕ;

•       Тьюторские технологии и др.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:

• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

 использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

 использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Таким образом, начиная работу по реализации метапредметности, необходимо:

• четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение того, что уже наработано учителем, поэтому необходимо это шире использовать;

 тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать деятельность;

• осуществлять не только взаимодействие с другими педагогами внутри образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;

• осваивать новые технологии, менять свою позицию, изменить свою роль - стать модератором, тьютором,  мотиватором, учить детей «учиться».

 

   Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метопредмет. И в этой связи урок технологии не исключение. В контексте предмета «Технология» ученик учится интегрировать знания из различных областей, осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность, выходящую за рамки предмета – это включение ребенка в разные типы деятельности, связанные с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

Современная задача преподавания предмета «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Значит нужно, чтобы учащихся были компетентными, инициативными, творчески думающими, активно действующими, легко адаптирующимися к современном экономическим реалиям жизни. Лучшим способом развития мыслительной активности и творческих способностей личности является разработка чего-то субъективно или объективно нового - это деятельность по созданию продуктов, обладающих личностной или общественно значимой потребительской стоимостью. Именно поэтому с целью формирования у учащихся метапредметных навыков в процессе обучения технологии уделяется большое внимание проектной деятельности.

Каковы признаки метапредметного урока технологии?Обязательным элементом такого урока является целеполагание. Далее требуется присутствие исследовательской, проектной, коммуникативной, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Очередным элементом является создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач.

На уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.

При обучении технологии метапредметные навыки формируются через создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно интегрирует знания, умения, навыки. Это способствует формированию метапредметных умений и навыков, которые лежит в основе изготовления любого изделия, способности человека действовать по алгоритму и инструкции.

В процессе конструирования и моделирования изделий у учениц формируется понимание того, что по одной основе можно сшить разные швейные изделия, создаются ситуации для определения учащимися адекватных имеющимся организационным и материально – техническим условиям способов решения задачи на основе имеющихся алгоритмов. У учениц развивается рефлексивная способность действовать в соответствии с позициями (что я делаю? для чего я это делаю? как я буду это делать? что я получу в результате?). Этот этап работы сопровождается так же формированием общеучебных умений и навыков, обеспечивающих школьницам нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач. Большую роль играют эксперименты по выявлению свойств материалов, особенностей технологических операций, что так же является источником получения достоверной информации. На основе полученной информации учащиеся подбирают аргументы, формулируют выводы по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

В течение всего учебного времени ведется одновременно и обучение, и выполнение учебного творческого проекта. Уже с первых уроков начинается формирование метапредметных навыков (ключевых компетентностей).

Метапредметная комптентность обучающихся - интегративная совокупность личностно - осмысленных знаний, умений, ценностных установок, позволяющих обучаемым эффективно осуществлять самоуправленческую деятельность по решению учебно-познавательных проблем, которые сопровождаются овладением необходимыми для этого знаниями и умениями по поиску, переработке, сохранению и использованию информации.

Практическая деятельность учениц при обучении разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» осуществляется по схеме: эскиз (идея) – конструкция – готовое изделие. Учебный материал в каждом классе осваивается методом проектирования. По мере взросления учениц проекты усложняются как за счет добавления новых компонентов проектной деятельности, так и за счет усложнения конструкции и технологии обработки изделий.

Для достижения поставленных программой подготовки задач используется дифференцированный подход благодаря разноуровневым целям. Например при проектировании и изготовлении на наших уроках плечевого изделия:

I уровень - спроектировать и изготовить изделие по образцу на основе ночной сорочки, но продумать художественное оформление (вышивка, аппликация и т.д.);

II уровень - спроектировать и изготовить изделие на основе ночной сорочки с усложняющими элементами (рукавами, воротником, карманами, поясом, застежкой);

III уровень - спроектировать и изготовить изделие по замыслу ученицы.

Ученицы мотивируются на тот вид работы, с которым они справятся, не разочаровавшись. Такая методика позволяет учитывать индивидуальные особенности, темп работы каждой ученицы, что гарантирует их мотивацию деятельности и успешность.

Продуктивность формирования надпредметных навыков прямо зависит от эффективности педагогического руководства проектной деятельностью учащихся, что требует от учителя соблюдения следующих правил:

1) Прямой зависимости между успеваемостью и достижениями творческой деятельности нет, поэтому каждый ученик имеет право на участие в ней. Нельзя внушать ученику мысль о том, что он берет работу не по силам.

2) Учитель не должен принимать решения за ученика, напротив, нужно делегировать ученику ответственность за принятие решений.

3) Нужно владеть методикой педагогического консультирования в процессе проектной деятельности, которая выражается в умении учителя слушать высказывания ученика.

Когда сформирован определенный уровень метапредметных навыков, учащиеся способны выстроить собственную траекторию выполнения проекта. И здесь особенно ярко проявляется их инициатива, творчество и самостоятельность.

Дальнейшим развитием метапредметного подхода в преподавании предмета технологии видится использование информационных технологий. Компьютер дает сегодня процессу обучения большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к поистине бездонным хранилищам информации. Демонстрация цифровых объектов (уроков, презентаций, мастер-классов) через мультимедийный проектор. Домашние задания, задания для исследовательской и проектной деятельности выкладываются в электронном журнале. Туда же или же на сайт учителя для пользования выкладываются интересные ученические проекты, инструкционно-технологические карты по изготовлению изделий, рефераты, проекты, исследовательские работы учащихся для проверки принимаются по электронной почте. Вот так сегодня должен выглядеть современный подход к обучению. Поэтому сегодня предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ и наличию свободного доступа в Интернет.

Работа с компьютером повышает интерес учащихся к предмету за счет новой формы общения и помогает ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и в удобное для него время.

Необходимо также обучать школьников работе с источниками информации. Сегодня многие из учеников используют Интернет исключительно для общения в социальных сетях. Информационные ресурсы школьники чаще всего используют лишь самые простые и доступные. Поэтому важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей способам поиска информации с целью решения тех задач, которые ставятся в образовательном процессе.

Вывод

В заключение моего выступления я хочу акцентировать внимание на следующем:

1. Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков успешно функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде, т.е. готовность пользоваться знаниями.

2. Чтобы достичь нового качества образования через реализацию метапредметного подхода, не нужно вносить в учебный процесс что-то дополнительное. Стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность школьников при проведении занятий. Это поможет в формировании метапредметной компетентности, под которой понимается интегративное качество субъекта в способности применять полученные знания на практике, важно обосновать показатели, позволяющие выявить степень сформированности данной компетентности.К таким показателям относится мотивацию, рефлексию (личностные результаты), знания фундаментальных образовательных основ, самостоятельность мышления (познавательные результаты), способность решать конфликты, проводить коммуникацию и организацию деятельности/общения (коммуникативные результаты).

3. Условиями эффективности процесса формирования метапредметной компетентности обучающихся являются:

-во-первых специфическим образом сконструированное учебное содержание, специфика метапредметного урока;

-вторым условием эффективности выступает технологическое обеспечение, которое представлено 2 основными образовательными технологиями: личностно-ориентированное и информационно-компьютерное, а так же технологиями: проектной, проблемным (исследовательским) обучением, разные формы работы на уроке; интерактивные приёмы и методы.

 

Литература

1.      Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 2009.

2.      Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2009.

3.      Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2009.

4.      Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2010.

5.      Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2009.

6.      Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 2008. - 70 с.

 

7.      Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 2007. - 68 с.