Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: Надо птицам помогать
Дугина Любовь Алексеевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад №165"
г.Барнаул
Цель:
расширять представления детей о зимующих птицах;
закреплять знания детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменениях в природе;
упражнять в умении узнавать зимующих птиц;
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
совершенствовать умение отгадывать загадки про зимующих птиц;
Развивающие:
развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями;
развивать связную речь, умение понятно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос;
развивать наблюдательность, внимание при рассматривании птиц;
развивать у детей желание играть с воспитателем;
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
воспитывать бережное отношение к природе;
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц и зимы, кормушка для птиц, кукла, картинки с изображением птиц у кормушки, звуковая фонограмма.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Дети, давайте с поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую!
- Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года я говорю:
После осени пришла.
И сугробы намела. (Ответ: Зима)
- Правильно, о зиме.
В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
(Демонстрация зимних пейзажей).
- Зимой очень красиво, на улице много-много снега, но еще становится очень холодно, сильные морозы, дует холодный ветер. А птицам зимой холодно и голодно. Некоторые остались зимовать с нами.
Ребята я вам загадаю загадки, а вы попробуете угадать о ком я говорю.
Загадки:
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
(Снегирь)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало.
(Синичка)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
Воспитатель: - Молодцы, все загадки отгадали! (картинки с изображением птиц)
Стук в дверь.
Ой, а кто это к нам пришел?
(Появляется кукла Катя)
Кукла Катя: Здравствуйте, ребята. Вы про птиц разговариваете? Я знаю только одну- воробей. А каких вы знаете? (ответы детей: голубь, снегирь, синичка и т.д).
Ребята, а чем похожи все птички?
Воспитатель: Давайте поможем кукле Кате разобраться.
Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?
- У всех птиц есть две лапки.
- Крылья.
- Голова и туловище.
- Клюв.
- Хвост.
Воспитатель: Ребята, а теперь расскажите кукле Кате зачем птицам крылья? (летать), зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки), зачем птицам клюв? (есть, пить)
Воспитатель: Кукла Катя, ребята тебе помогли тебе узнать новых птичек?
Кукла катя: да, спасибо ребята! А сейчас давайте вместе поиграем в игру «Ветер и птицы»
Педагог распределяет детей на группы: одна группа – птички, друга – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется не внимательным, флажок передается новому победителю.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы видели у нас в городе?
Ответы детей.
Воспитатель: Птицам очень холодно зимой и они голодные, давайте вместе поможем птичкам.
Кукла Катя: а как можно помочь?
Воспитатель: можно развешать кормушки и насыпать корм (пшено, семечки, зернышки, крошки). Поможем ребята?
Дети: да! (насыпаем семечки, пшено)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Сейчас мы пойдем на прогулку и на улице повешаем наши кормушки с семечками и пшеном.
Смотри, кукла Катя, Ребята помогли птичкам.
Итог занятия: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Как нужно помогать птицам зимой? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.