Проект по конструированию

Медникова Олеся Александровна , воспитатель

МАДОУ детский сад № 165

г. Новосибирск


1.                Введение.

Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги группы, родители воспитанников.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный, краткосрочный.

Цель проекта:  

Развитие творческих способностей, эстетического вкуса у детей младшего возраста.

Задачи проекта

1)    Обучающие:

Научить:

·       строить элементарные постройки по рисунку, чертежу из кирпичиков, кубиков, из прямоугольной призмы и брусков.

·        осуществлять простейший анализ построек, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества.

·       объединять постройки по сюжету обыгрывая их.

2)    Развивающие:

Развивать:

·     мелкую моторику рук.

·     речь, мышление, представления о форме, цвете, величине.

·     расширять словарный запас.

·     эстетический вкус.

  

Актуальность проекта.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию.

Одной из первостепенных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим особое значение отведено конструированию.         

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

 - вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;

 - единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;

 - учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

По своей сути, конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором, как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.

Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Игры с конструкторами выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Опыт, получаемый ребёнком в ходеконструирования, незаменим в плане формирования и умения и навыков исследовательского поведения.

           Проект «Бабушкин дворик» проводился с детьми второй младшей группы. Проект носил познавательный, развивающий, воспитательный характер. Была проведена предварительная работа с детьми, педагогами группы, с родителями воспитанников. Педагоги предварительно собрали и изучилиинформацию по теме проекта  (Приложение № 1). Для того чтобы пополнять знания детей о домашних животных и условиях их проживания был создан альбом «Домашние животные и их жилище» (Приложение № 2).

Пальчиковые и артикуляционные игры очень привлекают детей данного возраста и для того, чтобы активизировать детские навыки и в тоже время активизировать их мыслительные процессы и речь, мы активно применяли их на протяжении всего проекта (Приложение № 3).

Для обогащения представлений детей о постройках, которые могут находиться на домашнем подворье,  создан наглядно-дидактический комплект из  программных построек образцы построек (Приложение № 4).

Родители были активны, заинтересованы, проявили своё творчество.Педагоги же в свою очередь в целях поддержания родительского интереса к проекту подготовили ряд консультаций для родителей («Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»» (Приложение № 5), (Приложение № 6) - консультация для родителей  «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования».

На основном этапе проектной деятельности детям была предложена дидактическая игра «Кто, где живет» (Приложение № 6), также проведен комплекс образовательной деятельности «Загоны для домашних животных» - приложение № 7.

         И, конечно же, в сюжетно – ролевой игре происходит наиболее прочное закрепление полученных знаний, умений и навыков воспитанников, поэтому был разработан и реализован перспективный план по обогащению сюжетно – ролевой игры – приложение № 8.

Виды детской деятельности: социализация, коммуникация, познавательно–речевая, игровая деятельность,конструирование, изобразительная деятельность.

Ожидаемые результаты для детей:

·       У детей   имеются представления о различных видах конструктора;

·       Воспитанники умеют самостоятельно работать по рисунку, применяют свои знания в свободной деятельности;

·       У детей сформировались знания об условиях проживания домашних животных;

·       Усилилась инициативность во взаимоотношениях с взрослым.

Ожидаемые результаты для родителей:

·       В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе разнообразного конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка.

·        В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения.

Ожидаемые результаты для воспитателей:

·       Систематизация работы по конструированию с детьми;

·       Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями;

·       Единство требований со стороны персонала группы и родителей;

·       Укрепление связи с родителями.

 

 

 

2. Основная часть.

п/№

Мероприятия или основные направления деятельности

Этапы проекта

Сроки

Цель деятельности педагога, родителей и детей

План реализации проекта подготовительного этапа

1

Изучение и сбор информации по теме проекта.

 

17.10-20.10.

2020г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

 

2

Создание альбома «Домашние животные и их жилище»

17.10-20.10.

2020г.

Цель: подобрать иллюстративный материал для ознакомления воспитанников с условиями проживания домашних животных.

3

Создание картотеки пальчиковых и артикуляционных игр на тему «Домашние животные».

19.10. 2020г

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук, речи детей в соответствии с тематикой проекта.

4

Подборка наглядно-дидактического комплекта из  программных построек на тему «Жилье домашних животных.

 

19.10.-24.10.2020г

Цель: формировать у ребенка умение конструировать по заданному алгоритму.

5

Консультации для родителей, «Какой конструктор есть дома, и какой можно приобрести»;

 «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования».

20.10.-27.10.2020г.

Цель:ознакомить родителей с тем, что конструирование имеет большое значение для развития ребёнка.  Обозначить важность единства в работе дошкольного учреждения и семьи.

6

Разработка перспективного плана по обогащению сюжетно – ролевой игры элементами конструирования

17.10.-20.10.2020г.

Цель:закрепить полученные знания, умения и навыки конструированияв самостоятельной игровой деятельности.

План реализации проекта основного этапа.

1

Дидактическая игра «Кто, где живет»

23.10.2020 г.

Цель: расширять знания детей о домашних животных, условиях их проживания.

2

Рассматривание альбома «Домашние животные и их жилище»

24.10.2020г.

Цель: рассмотреть альбом, активизировать знания воспитанников о домашних животных.

3

Рассматривание наглядно-дидактического комплекта из  программных построек образцы построек

23.10 -24.10.2020г.

Цель: рассмотреть альбом, активизировать знания воспитанников о способах постройки различных жилищ для домашних животных, побуждать детей к самостоятельной игровой деятельности.

4

Проведение образовательной деятельности «Домики для животных».

25.10.2020г.

Цель: учить строить жилище способом (накладывание, приставление, прикладывания), называть детали их цвет, последовательно выполнять работу. Развивать желание объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.

         

 

План реализации проекта заключительного  этапа:

1.     Создание альбома «Домашние животные и их жилище».

2.     Создание картотеки пальчиковых и артикуляционных игр на тему «Домашние животные».

3.     Подборка наглядно-дидактического комплекта из  программных построек на тему «Жилье домашних животных.

4.     Перспективный план по обогащению сюжетно – ролевой игры элементами конструирования.

5.     Консультации для родителей, «Какой конструктор есть дома, и какой можно приобрести»; «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования».

6.     Проведение образовательной деятельности «Домики для животных».

7.     Изготовление проектной модели «Бабушкин дворик».

8.      

3.       Заключение

По окончании реализации проекта можно сказать, что  цель проекта «Бабушкин дворик» была достигнута. Поставленные задачи выполнены. Проектная деятельность показала, что организация работы в ДОУ по конструированию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. В результате проведенной работы,  было отмечено улучшение качества знаний и умений детей при сооружении индивидуальных и коллективных построек. Дети принимали активное участие в проекте, делились собственным опытом. В результате проектной деятельности дети научились работать по образцу, анализировать схематичные рисунки. Своими достижениями дети делятся в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели. В результате совместной деятельности дети стали более самостоятельными, формируется обогащение представлений об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность дошкольников.

 

 

Используемая литература:

1. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (младшая группа)- О.В. Дыбина;

2. «Конструирование и художественный труд в детском саду»-Л.В. Куцакова;

3. Методические рекомендации «Конструирование из строительных материалов» (3-4 года);

4.«Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа»-И.А.Лыкова;

5. «Конструирование» - З.В. Лиштван;

6. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»/ под ред. М.А. Васильевой;

7. «Игра дошкольника» под ред./ С.Л. Новосёловой;

8. «Пальчиковые игры для детей» - С.О. Ермакова;

9. «Забавы для малышей» - М.Ю. Картушина;

10. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»-Краузе Е. Н.