Конспекты коррекционной работы на постановку, закрепление и автоматизацию звуков у детей старшего дошкольного возраста при легкой степени дизартрии

Григорьева Евгения Олеговна, логопед

МАДОУ "Детский сад №264"

г.Барнаул


Цели занятия:

1.      Добиваться правильного звучания звука [С].

2.      Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.

3.      Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.      Развивать речевое дыхание.

5.      Развивать фонематический слух.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.      Формирование правильного произношения звука [С].

2.      Уточнение акустического и произносительного образа звука [С].

3.      Закрепление представлений о механизме организации звука [С].

Коррекционно-развивающие:

1.      Развитие мелкой моторики.

2.      Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика).

3.      Развитие фонематических представлений.

4.      Коррекционно-воспитательные:

1.      Воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.

2.      Формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка Веселого Насосика, карточки с изображением артикуляционных позиций, перо, зондозаменитель, салфетки, перчатки, легкий мяч и ворота.

Ход занятия:

Организационный момент.

«Я и Веселый Насосик приветствуем тебя! Посмотри, как он рад тебя видеть! Вот как здорово он улыбается!».

«Давай вместе с Веселым Насосиком сделаем зарядку? Мы будем заниматься, а он за нами наблюдать!».

I. Подготовительный этап.

1. Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата.

Упражнение «Эмоции».

«Давай поднимем брови. Сначала левую, потом правую и обе сразу. Смотри в зеркало, как здорово у тебя получается».

«Удивляюсь я всему:

Граду, снегу и дождю.

Капле маленькой росы.

Крыльям пчёлки и осы».

Упражнение «Жмурки»

«Давай закроем сначала один, затем другой глаз, а теперь оба сразу».

«В жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Приложение 1 (Продолжение).

Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем глазки открывать».

«Ты большой молодец! У тебя замечательно получается подмигивать. Посмотри, по-моему, Насосик подмигивает тебе в ответ!».

Упражнение «Улыбка»

«Давай опустим уголки губ, а теперь поднимем. Повторяй за мной!».

«А теперь перетягиваем уголки рта отдельно вправо, влево. Ой как здорово получается у тебя!».

«Так, а теперь растянем уголки губ в улыбке и соберем в трубочку».

«Щёчки, Щёчки, Щёчки,

Ямочки, комочки;

Целый день до ночки

Улыбайтесь Щёчки!».

2.      Нормализация речевого дыхания.

Упражнение «Сдуй перо».

 «Посмотри, что у меня есть? Правильно, это маленькое, лёгонькое перышко! Оно очень любит летать. Давай поможем нашему перышку взлететь высоко- высоко! Для этого сделаем трубочку из губ и подуем на перо! Ого!!!!! Как сильно ты подул!!! Смотри, как высоко подлетело перышко! Ты большой молодец!».

 Упражнение «Загони мяч в ворота».

«Ты любишь играть в футбол? Я предлагаю тебе поучаствовать в футбольном матче. Что нужно для игры в футбол? Правильно, мяч и ворота, а еще умение сильно дуть! Да-да дуть! Этот мячик нужно задуть в ворота. Теперь сложи губы трубочкой и сильно подуй на мячик! Гоооооол! Ура-Ура, вот так игра!».

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

Упражнение «Забор».

«Посмотри, Веселый Насосик по-прежнему улыбается нам, давай и мы ему улыбнемся! Покажем верхние и нижние и зубки Насосику! Ой, смотри мои верхние зубки не хотят показаться лентяями, поэтому они не лежат на нижних зубках. А твои зубки ленятся? Нет? Какие хорошие у тебя зубки!».

Упражнение «Окно».

«А теперь давай откроем ротик как «окошко», что бы Насосик мог посчитать все наши зубки».

Упражнение «Мостик».

«А теперь давай познакомим Насосик я твоим язычком. Продемонстрируй какой у тебя язычок гибкий! Для этого кончик языка помести за нижние зубки и посторайся его там удержать, а в это время выгибай язычок как «мостик». Посмотри в зеркало! Твой язык словно «мостик»!  Такой гибкий и послушный!».

4. Нормализация мелкой моторики рук.

Упражнение «Шалун».

«Что-то наши пальчики заскучали. Предлагаю тебе поиграть в одну очень интересную игру. Все, что нам понадобиться это твои пальчики! Я буду произносить стишок, а ты повторяй за моими движениями. Хорошо?».

Слова:

Действия:

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Водим выделенным указательным пальцем по ладони.

 

Загибаем поочередно пальцы.

 

 

Грозим пальчиком противоположной руки.

 

4.      Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Поймай звук».

«Ты хорошо хлопаешь в ладоши? Давай с тобой поиграем в игру, в которой тебе нужно будет ловить звук [С]? Когда я произнесу звук [С] ты должен хлопнуть в ладоши, таким образом ты сможешь поймать самый неуловимый звук. Давай попробуем? Вот это да! С первого раза получилось! Ты настоящий охотник за звуками!».

II. Основной этап.

 Постановка звука [С].

Игра «Песенка Веселого Насосика».

«А ты знаешь, как разговаривает твой новый друг Веселый Насосик? Неееет? Тогда я тебе сейчас покажу. Наш Насосик говорит так: с-с-с-с-с. А ты хочешь разговаривать я Насосиком на одном языке? Тогда давай с тобой посмотрим на картинку. Посмотри на ней изображен наш Насосик! Что он делает? Правильно, поет! Давай ему в этом поможем! Для этого мы возьмем микрофон и вспомним упражнение «забор», так зубки не ленятся, губки улыбаются! Хорошо! Теперь в этом же положении произноси долгий звук ИИИИИИИ. Отлично! Теперь подуй, как дует холодный ветерок! Молодец! Вот, слышишь звук [С] с ветерком вырывается на свободу! Скоро будешь говорить петь с Насосиком на одном языке».

III.     Заключительный этап.

«Тебе понравилось сегодня играть с Насосиком? Чему ты сегодня научился? Теперь ты можешь разговаривать с насосиком на его языке. Я думаю Насосик рад такому умному и старательному новому другу».

 

Конспект занятия по закреплению звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста при легкой степени дизартрии

Цели занятия:

1.      Закрепить правильное звукопроизношение звука [Ш].

2.      Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.

3.      Развивать мелкую моторику пальцев рук. 

4.      Развивать речевое дыхание.

5.      Развивать фонематический слух.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

1.      Закрепить правильное произношение звука [Ш].

2.      Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш].

3.      Закрепление представлений о механизме организации звука [Ш].

 Коррекционно-развивающие:

1.      Развитие мелкой моторики.

2.      Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика).

3.      Развитие фонематических представлений.

Коррекционно-воспитательные:

1.      Воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.

2.      Формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: игрушка «Змея», карточки с картинками артикуляционных укладов, салфетки, зондозаменитель.

Ход занятия:

Организационный этап.

«Здравствуй! Я и моя помощница, змея Шуша, рады видеть тебя на занятии. Ты помнишь мою умненькую змейку? Она помогала тебе научится произносить звук [Ш]. Сегодня Шуша понаблюдает за нами, а мы поиграем!».

I.       Подготовительный этап.

1.      Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

«Первым делом выполним зарядку. Смотри в зеркало и повторяй за мной. Как здорово у тебя получается! Особенно хороша твоя «чашечка»!».

Слова и действия

Название упражнений

Раз – скорее улыбнись,

Два – язык опустим вниз,

Три – язык наверх потянем.

На четыре – в чашку чай мы наливаем.

Пять – варенье облизать.

Шесть – по нёбу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

Упражнение «Забор».

Упражнение «Лопата».

Упражнение «Качели».

Упражнение «Чашечка».

Упражнение «Вкусное варенье».

Упражнение «Дятел».

Упражнение «Лошадка».

Упражнение «Гриб».

Упражнение «Часики».

2.      Нормализация речевого дыхания.

Упражнение «Фокус».

«Хочешь я покажу тебе фокус, как без рук убрать с носа кусочек салфетки? Тогда смотри: абра-кадабра и нет на носу салфетки! Видел, как высоко она взлетела? Хочешь попробовать сдуть салфетку со своего носика, а мы с Шушей посмотрим, как у тебя получится? Вот это да! Салфетка взлетела очень высоко! Молодец, у тебя получилось!».

3.      Развитие фонематического слуха.

«Я предлагаю тебе побыть недолго учителем тебе нужно будет указать мне на ошибки в словах, когда я буду их проговаривать!  Посмотри какие мы, с Шушей, приготовили для тебя картинки. Когда я буду допускать ошибки в слове- ты будешь хлопать в ладоши. Договорились? Из тебя получится прекрасный учитель. Ты поймал меня на всех ошибках».

Слово

Количество хлопков

Шапка-Сапка-Шапка-Фапка-Шапка

Шаль-Фаль-Шаль-Саль

Шар-Фар-Сар-Шар

3

2

2

 

4.      Нормализация мелкой моторики рук.

«Теперь я предлагаю тебе стать ненадолго архитектором! Посмотри, какие красивые палочки у меня есть. Они называются счетными. Дети в первом классе учатся на них считать, а мы из них будем строить! Да-да, строить! Я научу тебя складывать из них букву Ш, которая обозначает звук [Ш]. Нам понадобится 5 палочек. Вот такая буква Ш получилась, теперь попробуй сделать сам. Молодец, не торопись! Вот какая красота!».

II.      Основной этап.

Игра «Приключения мышки».

«Посмотри на картинку. Скажи пожалуйста какое время года на ней изображено? Правильно, осень, ведь на тротуарах много опавших листьев! Произнеси, как листья шуршат под лапками у мышки? Очень хорошо! А теперь веди пальчиком по тропинке и произноси звук Ш. Куда тропинка привела мышку? Это камыши. Давай прошуршим, как камыши: ША- ША- ША, ШО- ШО- ШО, ШУ- ШУ- ШУ».

«А кто же тут прячется в камышах? Это утки. Испугалась утки, захлопали крыльями. Покажи, как она это делает: АШ- АШ- АШ, ОШ- ОШ- ОШ, УШ- УШ- УШ».

«Отлично! У тебя прекрасно получается».

Игра «Театр».

«Предлагаю тебе поиграть в театр! Посмотри на картинки на них изображены эмоции и каждой есть свое имя! Давай их повторим!».

Имя

Действия

Повторение

«Весельчаков»

 

«Грустяшкин»

«Боякин»

«Спокойнов»

Приподнимая брови, делая шаловливое лицо.

Уголки рта опущены.

 

 

Брови приподняты.

 

Приставляя   указательный палец к губам.

ША-ША-ША-ША

 

ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

 

 

ШО-ШО-ШО-ШО

 

ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

Игра «Доскажи словечко».

«Давай поиграем в игру! Я буду произносить словосочетания, а ты должен закончить слова дополнив их слогами! Попробуем? Хорошо».

«Доскажи ША»:

Кукла Ма... (ША).

Приложение 2 (Продолжение).

Кукла Да... (ША).

Мальчик Па... (ша).

Мальчик Ле... (ША).

Девочка Ната... (ША).

Вкусная ка... (ША).

 

«Доскажи ШИ»:

Андрюша моет у... (ШИ).

Кошку боятся мы... (ШИ).

В лесу цветут душистые ланды... (ШИ).

В детский сад ходят малы... (ШИ).

Наши рисунки хоро... (ШИ).

 

«Доскажи ШЕ»:

Мама купила шубку Ната... (ШЕ).

Мама заботится о малы... (ШЕ).

Папа купил шахматы Ле... (ШЕ).

 

«Доскажи ШУ»:

Мы встретили мальчика Ле... (ШУ).

Мы проводили в школу Ната... (ШУ).

Мама уложила спать Да... (ШУ).

Нужно доесть ка... (ШУ).

III.     Заключительный этап.

«Вот и подошло к концу наше занятие. Давай вспомним, чему ты сегодня научился?  Какой звук мы сегодня произносили? Змейка Шуша очень рада, что у нее есть такой послушный и умный друг».

 

Конспект занятия по автоматизации звука [Л] у детей старшего дошкольного возраста при легкой степени дизартрии в словах.

Цели занятия:

1.      Автоматизировать правильное звукопроизношение звука [Л] в словах.

1.      Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.

2.      Развивать мелкую моторику пальцев рук.  

3.      Развивать фонематический слух.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

1.      Автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах.

2.      Уточнение акустического и произносительного образа звука [Л].

Коррекционно-развивающие:

1.      Выполнение артикуляционных упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

1.      Воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.

2.      Формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: карточки с картинками артикуляционных укладов, картинки с предметами, игрушка «Лунтик», мяч.

Ход занятия:

Организационный этап.

«Здравствуй! Я рада видеть тебя на занятии в хорошем, бодром настроении. Смотри кто тебя встречает! Это же Лунтик! Сегодня у нас будет очень увлекательная игра вместе с Лунтиком.  Ну, а начнем мы с разминки».

I.       Подготовительный этап.

1.      Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата.

«Смотри в зеркало и повторяй за мной. У тебя очень хорошо получается».

Название:

Действие:

«Удивилки»

«Поразилки»

«Улыбалки»

«Хмурилки»

«Сердилки»

«Огорчалки»

Поднять брови.

Поднять брови, открыть рот.

Улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

Нахмурить брови

Нахмурить брови, надуть щеки.

Нахмурить брови, опустить кончики рта вниз

 

2.      Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

«Послушай сказку, которую придумал Лунтик, про язычок! А теперь смотри в зеркало и повторяй за мной».

Слова:

Упражнение:

Язычок проснулся утром, улыбнулся.

Посмотрел в окно.

Потянулся.

Увидел на море кораблик и поздоровался с ним.

А кораблик поздоровался в ответ

«Забор»

«Окно»

«Мостик»

«Парус»

 

«Пароход гудит»

3. Уточнение артикуляции звука.

«Давай повторим с тобой как мы произносим звук [Л]. Когда мы произносим звук [Л] губы открыты - зубы разомкнуты - кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка - голос звенит (рука на горле). Повтори Л-л-л-л-л».

4. Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Найди звук»

«Давай с тобой поиграем в игру. Рассмотри внимательно все картинки и отложи в сторону, те картинки, в которых есть звук [Л]. Проговаривай слова, которые видишь на картинках: флаг, стол, волк, лиса, лодка, клубок, кофта, носок, комар, цветок».

I.       Основной этап.

Игра «Лошадка хочет на лужок».

«Ты любишь игры-бродилки? Да? Очень хорошо. Мы с Лунтиком приготовили тебе такую игру. Посмотри на картинку. Видишь лошадку? Она хочет, чтобы ты помог ей пройти на луг. Поможешь лошадке? Отлично! Твоя задача, пальчиками как ножками переступать с поля на игровом поле и называть предметы, изображенные на них».

Игра «Поймай мяч».

«А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать тебе мяч и называть слово во множественном числе, а ты должен будешь сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета (столы, уколы, полы, залы, пеналы, голы, бокалы)».

Игра «Половинки».

«Я загадаю слово и назову его половинку (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: пи... -ла, пила. Картинки помогут тебе справиться с заданием».

Игра «Фотограф».

«С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки».

II.      Заключительный этап.

 

«Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень хорошо поработал. Скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?».