Конспекты занятий для развития связной монологической речи младших школьников с ОНР посредством пальчикового театра

Данкова Мария Павловна, студент

АлтГПУ

г.Барнаул


Цели занятия: Обучение связному последовательному пересказу с помощью пальчикового театра.

Задачи:

а) Коррекционно-образовательные: формированиеумения составлять пересказ текста;

б) Коррекционно-развивающие:

·         обогащение и активизация словарного запаса;

·         развитие навыков планирования пересказа (с опорой на куклы пальчикового театра);

·         развитие навыков изменения грамматической формы слов;

·         формирование навыка связи слов в словосочетания, словосочетаний в предложения;

·         формирование целенаправленного восприятия и анализа текста с заострением внимания на важные смысловые моменты;

·         развитие мелкой моторики;

·         развитие слухового и зрительного восприятия детей, памяти и мышления;

в) Коррекционно-воспитательные:

·         воспитание интересау детей к занятиям по развитию связной речи;

·         воспитание у детей самоконтроля за речью;

·         воспитание у детей умения слушать друг друга и следить за речью товарища;

·         воспитание у детей критического отношения к дефектам связной речи.

 

Оборудование: куклы для пальчикового театра (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь) и текст сказки «Теремок».

 

Ход занятия

Этап

Логопед

Дети

Организационный

1.      Приветствие.

2.      Знакомство с игрушками пальчикового театра.

Развитие зрительногогнозиса.

1.      «Здравствуйте, дети! Посмотрите, кто вас встречает? Правильно! Это мышка-норушка! Сегодня она будет играть с вами и знакомить вас со своими друзьями!»

2.      Логопед предлагает детям рассмотреть набор игрушек-персонажей (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь) и ответить, из какой они сказки.

«Готовы познакомиться с друзьями мышки? Смотрите, кого она пригласила. Вы их узнаете? Вы знаете в какой сказке они были все вместе? Мышка предлагает послушать эту сказку ещё раз!»

 

Здороваются, отвечают на вопросы.

 


 

(Продолжение 1)

Этап

Логопед

Дети

Основной

1.      Эмоциональное прочтение сказки логопедом.

Развитие слухового внимания.

2.      Пальчиковая игра перед использованием пальчикового театра детьми.

Развитие мелкой моторики рук и координации движений с речью.

3.      Прочтение сказки повторно.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

4.      Совместный пересказ с логопедом.

Развитие мышления, внимания, памяти, элементарных математических понятий, навыков планирования пересказа.

 

1.      Чтение сказки «Теремок»

Уточнение понимания прочитанного. Объяснение непонятных детям слов.

«Мы с мышкой будем читать сказку, а вы внимательно слушайте. А вы знаете что такое теремок?»

2.      «А сейчас давайте поиграем в игру с пальчиками? Я буду читать стишок и делать движения, а вы повторяйте за мной».

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

 

3.      «Мышка говорит, что она уже немного забыла сказку! Давайте ей напомним?»

Логопед начинает рассказывать сказку повторно, но делает паузы и не дочитывает до конца предложения, а дети должны продолжить.

 «Молодцы! Мышка теперь точно всё вспомнила»

4.      «А теперь давайте позовем всех наших героев?»

«Кто первый в сказке появился? Что он увидел? Что он сделал? А кто второй? Что он сказал? Что произошло дальше? Кто пришел третий?...Что произошло? Как звери решили этот вопрос?»

 

Слушают, задают вопросы.

 

Повторяют пальчиковую игру.

 

Продолжают сказку вместе с логопедом.

 

Отвечают на вопросы.

 


 

(Продолжение 2)

Этап

Логопед

Дети

Заключительный

1.      Правила пользования кукольным театром.

2.      Самостоятельный пересказ сказки с показом пальчикового кукольного театра

Развитие мелкой моторики.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие памяти и мышления.

1.      Логопед рассказывает о пальчиковом театре.

«Вы знаете что такое кукольный театр? Посмотрите на эти игрушки внимательно, их можно надевать на пальчик и показывать театральные сценки. На пальчике их можно поворачивать в разные стороны, можно делать наклоны, можно надевать сразу несколько игрушек. Возьмите игрушки и попробуйте надеть».

2.      «Теперь давайте поиграем в кукольный театр! Покажем спектакль «Теремок»

«Берите по игрушке, надевайте на пальчик и рассказывайте по очереди сказку!»

Логопед начинает: Стоит в поле теремок, он не низок не высок…

 

По окончанию спектакля: «Вы знаете что такое аплодисменты? Давайте похлопаем друг другу и нашим зверькам!»

Отвечают на вопросы.

Дети самостоятельно пересказывают сказку по цепочке – надевая на палец соответствующую куклу пальчикового театра.  Ребенок с мышкой: «шла по полю мышка-норушка, увидела теремок, постучала и спрашивает: «Кто в тереме живет?» Никто не ответил ей. И стала мышка жить в теремке.»

и т.д.

 


 

Конспект занятия по обучению рассказу-описанию с детьми младшего школьного возраста с ОНР с помощью пальчикового театра,  на основе русской народной сказки «Колобок».

Цели занятия: Обучение составлять связный рассказ-описание с помощью пальчикового театра.

Задачи:

а) Коррекционно-образовательные: формирование умения составлять описательный рассказ.

б) Коррекционно-развивающие:

·         обогащениеи активизация словарного запаса, активное оперирование прилагательными и синонимами;

·         развитие у детей умения распространять предложения;

·         развитие навыка выделять и сопоставлять существенные признаки предмета;

·         развитие мелкой моторики;

·         развитие слухового и зрительного восприятия детей, памяти, внимания и мышления.

в) Коррекционно-воспитательные:

·         воспитание интересау детей к занятиям по развитию связной речи;

·         воспитание у детей самоконтроля за речью;

·         воспитание у детей умения слушать друг друга и следить за речью товарища.

Оборудование: куклы для пальчикового театра (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь, колобок, дед, баба, внучка).

 

Ход занятия:

Этап

Логопед

Дети

Организационный

1.      Приветствие.

2.      Повторение пройденного на прошлом занятии.

Развитие зрительного гнозиса, памяти, мышления, зрительного и слухового внимания, языкового анализа.

«Здравствуйте, дети! Давайте вспомним какую сказку мы с вами читали на прошлом занятии! А помогать нам будет в этом один из персонажей этой сказки, угадайте кто это: «Небольшой зверь, ходит на 4 лапах, у нее пушистый хвост и рыжая шерсть. Все знают, что она очень хитрая»?

«Правильно! Это Лиса! Посмотрите кого она привела с собой (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь, колобок, дед, баба, внучка).Вспомнили какую сказку мы читали? Правильно, «Колобок»! Давайте выберем тех, кто был в этой сказке. Молодцы!».

Здороваются, отвечают на вопросы.

Выполняют задание – выбирают персонажей для сказки «Колобок».

 


 

 (продолжение)

Этап

Логопед

Дети

Основной

1.      Пальчиковая игра перед использованием пальчикового театра детьми.

Развитие мелкой моторики рук и координации движений с речью.

 

2.      Параллельное описание игрушек-персонажей логопеда и каждого ребенка подгруппы по цепочке.

Развитие мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики.

Развитие навыка выделять и сопоставлять существенные признаки предмета.

Активизация и развитие словаря прилагательных.

1.       «А сейчас давайте поиграем в игру с пальчиками? Я буду читать стишок и делать движения, а вы повторяйте за мной».

Пальчиковая игра «Колобок»:

Я, колобок, колобок,

(катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен,

(правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен,

(имитируют подметание пола)

На сметане мешан,

(делают круговые движения кистью правой руки)

В печку сажен,

(показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен.

(рисуют руками окошко)

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

(перебирают указательным и средним пальцем)

 

2.      Логопед берет лису, а ребенок – зайца. Рассказ строится по плану:

·         Лиса – небольшой зверь, какого размера заяц?

·         Лиса ходит на 4 лапах, а как передвигается заяц?

·         У лисы пушистый хвост, а у зайца есть хвост?

·         У лисы рыжая шерсть, а какая шерсть у зайца?

·         Лиса хитрая, а заяц какой?

·         Лису зовут в сказках: Лисичка сестричка, Лиса Патрикеевна, рыжая плутовка. А как зовут зайца?

 

Повторяют пальчиковую игру.

 

Дети по очереди надевает игрушку на пальчик и параллельно с логопедом строят рассказ-описание. Отвечая на вопросы логопеда.

Заключительный

1.      Рассказ-описание без помощи логопеда.

Развитие мелкой моторики.

Развитие слухового  восприятия.

Развитие памяти, внимания и мышления, речевого анализа.

«Молодцы! А теперь лисичка предлагает поиграть вам в такую игру: каждый из вас по очереди, загадывает персонажа из сказки, рассказывает про него, но не называет имени, а мы будем угадывать».

Каждый ребенок загадывает персонаж и самостоятельно производит рассказ-описание, не называя его, а остальные отгадывают.

 

 

Конспект занятия по обучению рассказу-повествованию с детьми младшего школьного возраста с ОНР с помощью пальчикового театра,  на основе русской народной сказки «Петушок золотой гребешок».

Цели занятия:Обучение составлению связногорассказа-повествования с помощью пальчикового театра.

Задачи:

а) Коррекционно-образовательные: формирование умения составлять рассказ-повествование;

б) Коррекционно-развивающие:

·         обогащение и активизация словарного запаса;

·         развитие у детей умения распространять предложения;

·         развитие умения грамматически правильно и логически последовательно закрепить употребление в речи синонимов, антонимов, притяжательных прилагательных, глаголов, существительных во множественном числе;

·         развитие мелкой моторики;

·         развитие слухового и зрительного восприятия детей, памяти и мышления;

в) Коррекционно-воспитательные:

·         воспитание интереса детей к занятиям по развитию связной речи;

·         воспитание у детей самоконтроля за речью;

·         воспитаниеу детей умения слушать друг друга и следить за речью товарища;

·         воспитание критического отношения к дефектам связной речи.

Оборудование: куклы для пальчикового театра (петух, кот, дрозд, лиса, лягушка, медведь, кабан, собака, кошка.)

Ход занятия

Этап

Логопед

Дети

Организационный

1.      Приветствие.

2.      Повторение пройденного на прошлом занятии.

Развитие зрительного гнозиса, памяти, мышления, зрительного и слухового внимания.

«Здравствуйте, ребята! Давайте вспомнимкакую сказку мы с вами проходили на прошлом занятии? А помогать нам будет в этом один из персонажей этой сказки, посмотрите, кто это? Да, это петушок!

Смотрите кого он привёл на наше занятие (логопед показывает игрушки детям): петух, кот, дрозд, лиса, лягушка, медведь, кабан, собака. Вы их узнали? Давайте разделим их на 2 группы. Первая – животные из сказки «Петушок золотой гребешок», вторая – животные, которых не было в этой сказке».

1.      Здороваются, отвечают на вопросы.

 

2.      Выполняют задание – выбирают персонажей для сказки «Петушок золотой гребешок».

 


 

 (продолжение)

Этап

Логопед

Дети

Основной

1.      Пальчиковая игра перед использованием пальчикового театра детьми.

Развитие мелкой моторики рук и координации движений с речью.

 

2.      Описание игрушек-персонажей.

Развитие мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия.

Развитие навыка выделять и сопоставлять существенные признаки предмета.

Активизация и развитие словаря прилагательных и глаголов.

1.      «А сейчас давайте поиграем в игру с пальчиками? Я буду читать стишок и делать движения, а вы повторяйте за мной».

Пальчиковая игра «петушок»:

Петушок наш вдруг проснулся,

(Ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные расставлены вверх).

Прямо к солнцу повернулся.

(Повертеть кистью руки в разные стороны).

Кукарекнул раз, два, три!

(Разводить и сводить указательный и большой палец).

Ты сегодня не проспи!

(Поднять руки вверх)

 

2.      «Давайте рассмотрим персонажей, которые не относятся к сказке»:

(лягушка, медведь, кабан, собака)

«Что это за животное? (собака) Она домашняя или дикая? Как она выглядит? Как она передвигается? В каких сказках вам встречалась собака? Как она там себя вела? Если она придет в нашу сказку, что она будет делать? Она будет защищать петуха или помогать лисе?»

И т.д. про других животных.

 

1.      Повторяют пальчиковую игру.

2.      Производят рассказ-описание игрушек для пальчикового театра.

 

 Собака – это домашнее животное с острыми зубами, четырьмя лапами и хвостом. Собака встречается в сказках «Репка», «Заюшкина избушка», «Собака и волк», «Как собака друга искала», «Лисичка со скалочкой». В сказках собака – это смелый, умный персонаж, защитник и помощник. Если она придет в эту сказку, то она будет спасать Петуха и охотиться за Лисой.

Заключительный

Рассказ-описание без помощи логопеда.

Развитие мелкой моторики.

Развитие слухового  восприятия.

Развитие внимания, мышления, воображения.

«Молодцы! А теперь петушок предлагает вам разыграть спектакль с новыми персонажами: каждый из вас по очереди, берет нового зверя, надевает на пальчик и рассказывает сказку по-новому».

По окончанию спектакля: «Давайте похлопаем друг другу и нашим зверькам!»

Каждый ребенок загадывает персонаж и рассказывает, как изменится сказка. Например: «…Пришла лиса, чтоб петушка заманить, а дом собака охраняла, залаяла собака, испугалась леса и больше не приходила…»