Конспекты занятий для развития связной монологической речи младших школьников с ОНР посредством пальчикового театра
Данкова Мария Павловна, студент
АлтГПУ
г.Барнаул
Цели занятия: Обучение связному последовательному пересказу с помощью пальчикового театра.
Задачи:
а) Коррекционно-образовательные: формированиеумения составлять пересказ текста;
б) Коррекционно-развивающие:
· обогащение и активизация словарного запаса;
· развитие навыков планирования пересказа (с опорой на куклы пальчикового театра);
· развитие навыков изменения грамматической формы слов;
· формирование навыка связи слов в словосочетания, словосочетаний в предложения;
· формирование целенаправленного восприятия и анализа текста с заострением внимания на важные смысловые моменты;
· развитие мелкой моторики;
· развитие слухового и зрительного восприятия детей, памяти и мышления;
в) Коррекционно-воспитательные:
· воспитание интересау детей к занятиям по развитию связной речи;
· воспитание у детей самоконтроля за речью;
· воспитание у детей умения слушать друг друга и следить за речью товарища;
· воспитание у детей критического отношения к дефектам связной речи.
Оборудование: куклы для пальчикового театра (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь) и текст сказки «Теремок».
Ход занятия
Этап |
Логопед |
Дети |
Организационный 1. Приветствие. 2. Знакомство с игрушками пальчикового театра. Развитие зрительногогнозиса. |
1. «Здравствуйте, дети! Посмотрите, кто вас встречает? Правильно! Это мышка-норушка! Сегодня она будет играть с вами и знакомить вас со своими друзьями!» 2. Логопед предлагает детям рассмотреть набор игрушек-персонажей (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь) и ответить, из какой они сказки. «Готовы познакомиться с друзьями мышки? Смотрите, кого она пригласила. Вы их узнаете? Вы знаете в какой сказке они были все вместе? Мышка предлагает послушать эту сказку ещё раз!»
|
Здороваются, отвечают на вопросы. |
(Продолжение 1)
Этап |
Логопед |
Дети |
Основной 1. Эмоциональное прочтение сказки логопедом. Развитие слухового внимания. 2. Пальчиковая игра перед использованием пальчикового театра детьми. Развитие мелкой моторики рук и координации движений с речью. 3. Прочтение сказки повторно. Развитие слухового внимания, слуховой памяти. 4. Совместный пересказ с логопедом. Развитие мышления, внимания, памяти, элементарных математических понятий, навыков планирования пересказа.
|
1. Чтение сказки «Теремок» Уточнение понимания прочитанного. Объяснение непонятных детям слов. «Мы с мышкой будем читать сказку, а вы внимательно слушайте. А вы знаете что такое теремок?» 2. «А сейчас давайте поиграем в игру с пальчиками? Я буду читать стишок и делать движения, а вы повторяйте за мной». «Дом» Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
3. «Мышка говорит, что она уже немного забыла сказку! Давайте ей напомним?» Логопед начинает рассказывать сказку повторно, но делает паузы и не дочитывает до конца предложения, а дети должны продолжить. «Молодцы! Мышка теперь точно всё вспомнила» 4. «А теперь давайте позовем всех наших героев?» «Кто первый в сказке появился? Что он увидел? Что он сделал? А кто второй? Что он сказал? Что произошло дальше? Кто пришел третий?...Что произошло? Как звери решили этот вопрос?»
|
Слушают, задают вопросы.
Повторяют пальчиковую игру.
Продолжают сказку вместе с логопедом.
Отвечают на вопросы. |
(Продолжение 2)
Этап |
Логопед |
Дети |
Заключительный 1. Правила пользования кукольным театром. 2. Самостоятельный пересказ сказки с показом пальчикового кукольного театра Развитие мелкой моторики. Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие памяти и мышления. |
1. Логопед рассказывает о пальчиковом театре. «Вы знаете что такое кукольный театр? Посмотрите на эти игрушки внимательно, их можно надевать на пальчик и показывать театральные сценки. На пальчике их можно поворачивать в разные стороны, можно делать наклоны, можно надевать сразу несколько игрушек. Возьмите игрушки и попробуйте надеть». 2. «Теперь давайте поиграем в кукольный театр! Покажем спектакль «Теремок» «Берите по игрушке, надевайте на пальчик и рассказывайте по очереди сказку!» Логопед начинает: Стоит в поле теремок, он не низок не высок…
По окончанию спектакля: «Вы знаете что такое аплодисменты? Давайте похлопаем друг другу и нашим зверькам!» |
Отвечают на вопросы. Дети самостоятельно пересказывают сказку по цепочке – надевая на палец соответствующую куклу пальчикового театра. Ребенок с мышкой: «шла по полю мышка-норушка, увидела теремок, постучала и спрашивает: «Кто в тереме живет?» Никто не ответил ей. И стала мышка жить в теремке.» и т.д. |
Конспект занятия по обучению рассказу-описанию с детьми младшего школьного возраста с ОНР с помощью пальчикового театра, на основе русской народной сказки «Колобок».
Цели занятия: Обучение составлять связный рассказ-описание с помощью пальчикового театра.
Задачи:
а) Коррекционно-образовательные: формирование умения составлять описательный рассказ.
б) Коррекционно-развивающие:
· обогащениеи активизация словарного запаса, активное оперирование прилагательными и синонимами;
· развитие у детей умения распространять предложения;
· развитие навыка выделять и сопоставлять существенные признаки предмета;
· развитие мелкой моторики;
· развитие слухового и зрительного восприятия детей, памяти, внимания и мышления.
в) Коррекционно-воспитательные:
· воспитание интересау детей к занятиям по развитию связной речи;
· воспитание у детей самоконтроля за речью;
· воспитание у детей умения слушать друг друга и следить за речью товарища.
Оборудование: куклы для пальчикового театра (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь, колобок, дед, баба, внучка).
Ход занятия:
Этап |
Логопед |
Дети |
Организационный 1. Приветствие. 2. Повторение пройденного на прошлом занятии. Развитие зрительного гнозиса, памяти, мышления, зрительного и слухового внимания, языкового анализа. |
«Здравствуйте, дети! Давайте вспомним какую сказку мы с вами читали на прошлом занятии! А помогать нам будет в этом один из персонажей этой сказки, угадайте кто это: «Небольшой зверь, ходит на 4 лапах, у нее пушистый хвост и рыжая шерсть. Все знают, что она очень хитрая»? «Правильно! Это Лиса! Посмотрите кого она привела с собой (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь, колобок, дед, баба, внучка).Вспомнили какую сказку мы читали? Правильно, «Колобок»! Давайте выберем тех, кто был в этой сказке. Молодцы!». |
Здороваются, отвечают на вопросы. Выполняют задание – выбирают персонажей для сказки «Колобок». |
(продолжение)
Этап |
Логопед |
Дети |
Основной 1. Пальчиковая игра перед использованием пальчикового театра детьми. Развитие мелкой моторики рук и координации движений с речью.
2. Параллельное описание игрушек-персонажей логопеда и каждого ребенка подгруппы по цепочке. Развитие мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики. Развитие навыка выделять и сопоставлять существенные признаки предмета. Активизация и развитие словаря прилагательных. |
1. «А сейчас давайте поиграем в игру с пальчиками? Я буду читать стишок и делать движения, а вы повторяйте за мной». Пальчиковая игра «Колобок»: Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок) По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони) По амбару метен, (имитируют подметание пола) На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки) В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед) На окошке стужен. (рисуют руками окошко) Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. (перебирают указательным и средним пальцем)
2. Логопед берет лису, а ребенок – зайца. Рассказ строится по плану: · Лиса – небольшой зверь, какого размера заяц? · Лиса ходит на 4 лапах, а как передвигается заяц? · У лисы пушистый хвост, а у зайца есть хвост? · У лисы рыжая шерсть, а какая шерсть у зайца? · Лиса хитрая, а заяц какой? · Лису зовут в сказках: Лисичка сестричка, Лиса Патрикеевна, рыжая плутовка. А как зовут зайца?
|
Повторяют пальчиковую игру.
Дети по очереди надевает игрушку на пальчик и параллельно с логопедом строят рассказ-описание. Отвечая на вопросы логопеда. |
Заключительный 1. Рассказ-описание без помощи логопеда. Развитие мелкой моторики. Развитие слухового восприятия. Развитие памяти, внимания и мышления, речевого анализа. |
«Молодцы! А теперь лисичка предлагает поиграть вам в такую игру: каждый из вас по очереди, загадывает персонажа из сказки, рассказывает про него, но не называет имени, а мы будем угадывать». |
Каждый ребенок загадывает персонаж и самостоятельно производит рассказ-описание, не называя его, а остальные отгадывают. |
Конспект занятия по обучению рассказу-повествованию с детьми младшего школьного возраста с ОНР с помощью пальчикового театра, на основе русской народной сказки «Петушок золотой гребешок».
Цели занятия:Обучение составлению связногорассказа-повествования с помощью пальчикового театра.
Задачи:
а) Коррекционно-образовательные: формирование умения составлять рассказ-повествование;
б) Коррекционно-развивающие:
· обогащение и активизация словарного запаса;
· развитие у детей умения распространять предложения;
· развитие умения грамматически правильно и логически последовательно закрепить употребление в речи синонимов, антонимов, притяжательных прилагательных, глаголов, существительных во множественном числе;
· развитие мелкой моторики;
· развитие слухового и зрительного восприятия детей, памяти и мышления;
в) Коррекционно-воспитательные:
· воспитание интереса детей к занятиям по развитию связной речи;
· воспитание у детей самоконтроля за речью;
· воспитаниеу детей умения слушать друг друга и следить за речью товарища;
· воспитание критического отношения к дефектам связной речи.
Оборудование: куклы для пальчикового театра (петух, кот, дрозд, лиса, лягушка, медведь, кабан, собака, кошка.)
Ход занятия
Этап |
Логопед |
Дети |
Организационный 1. Приветствие. 2. Повторение пройденного на прошлом занятии. Развитие зрительного гнозиса, памяти, мышления, зрительного и слухового внимания. |
«Здравствуйте, ребята! Давайте вспомнимкакую сказку мы с вами проходили на прошлом занятии? А помогать нам будет в этом один из персонажей этой сказки, посмотрите, кто это? Да, это петушок! Смотрите кого он привёл на наше занятие (логопед показывает игрушки детям): петух, кот, дрозд, лиса, лягушка, медведь, кабан, собака. Вы их узнали? Давайте разделим их на 2 группы. Первая – животные из сказки «Петушок золотой гребешок», вторая – животные, которых не было в этой сказке». |
1. Здороваются, отвечают на вопросы.
2. Выполняют задание – выбирают персонажей для сказки «Петушок золотой гребешок». |
Этап |
Логопед |
Дети |
Основной 1. Пальчиковая игра перед использованием пальчикового театра детьми. Развитие мелкой моторики рук и координации движений с речью.
2. Описание игрушек-персонажей. Развитие мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия. Развитие навыка выделять и сопоставлять существенные признаки предмета. Активизация и развитие словаря прилагательных и глаголов. |
1. «А сейчас давайте поиграем в игру с пальчиками? Я буду читать стишок и делать движения, а вы повторяйте за мной». Пальчиковая игра «петушок»: Петушок наш вдруг проснулся, (Ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные расставлены вверх). Прямо к солнцу повернулся. (Повертеть кистью руки в разные стороны). Кукарекнул раз, два, три! (Разводить и сводить указательный и большой палец). Ты сегодня не проспи! (Поднять руки вверх)
2. «Давайте рассмотрим персонажей, которые не относятся к сказке»: (лягушка, медведь, кабан, собака) «Что это за животное? (собака) Она домашняя или дикая? Как она выглядит? Как она передвигается? В каких сказках вам встречалась собака? Как она там себя вела? Если она придет в нашу сказку, что она будет делать? Она будет защищать петуха или помогать лисе?» И т.д. про других животных.
|
1. Повторяют пальчиковую игру. 2. Производят рассказ-описание игрушек для пальчикового театра.
Собака – это домашнее животное с острыми зубами, четырьмя лапами и хвостом. Собака встречается в сказках «Репка», «Заюшкина избушка», «Собака и волк», «Как собака друга искала», «Лисичка со скалочкой». В сказках собака – это смелый, умный персонаж, защитник и помощник. Если она придет в эту сказку, то она будет спасать Петуха и охотиться за Лисой. |
Заключительный Рассказ-описание без помощи логопеда. Развитие мелкой моторики. Развитие слухового восприятия. Развитие внимания, мышления, воображения. |
«Молодцы! А теперь петушок предлагает вам разыграть спектакль с новыми персонажами: каждый из вас по очереди, берет нового зверя, надевает на пальчик и рассказывает сказку по-новому». По окончанию спектакля: «Давайте похлопаем друг другу и нашим зверькам!» |
Каждый ребенок загадывает персонаж и рассказывает, как изменится сказка. Например: «…Пришла лиса, чтоб петушка заманить, а дом собака охраняла, залаяла собака, испугалась леса и больше не приходила…» |