Опыт работы Использование ИКТ в работе с родителями
Фрицковская Екатерина Андреевна, воспитатель
БДОУ "Литковский детский сад"
Омская область, Тарский район, с. Литковка
«Каждый участник образовательного
процесса сам решает, идти в ногу
с будущим или вышагивать пятками назад».
Анатолий Глин.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее я буду говорить сокращённо ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи: повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети позволило, перенимать передовой опыт коллег. Я получила так же возможность создать библиотеку электронных ресурсов: мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и с родителями воспитанников. Хочу поделиться опытом работы в этом направлении. Использование ИКТ в работе с родительским коллективом мы продуктивно сочетаем с традиционными способами взаимодействия.
Очень интересны материалы (презентации, мультимедеа, видео ролики), созданные для проведения совместных различных мероприятий с детьми и их родителями, а также самих родительских собраний. Такой способ проведения позволяет иметь более доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем, как протекает время его ребёнка в детском саду.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является наличие официального сайта нашего учреждения – это источник информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Использование средств ИКТ в организации деятельности с родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Стало широким использование электронной почты и социальных сетей. Такой вид общения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Родители оперативно могут получить нужную информацию.
Регулярно обновляется уголок для родителей, а именно выпускаются тематические консультации, такие как «Влияние компьютера на дошкольника», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Охрана и гигиена голоса», «Развитие речи при помощи музыкальных упражнений» и др., которые направлены на воспитание трепетного отношения к здоровьюсбережению у детей в условиях семьи. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
Особой популярностью по информированию родителей о работе дошкольных групп стали пользоваться буклеты, выполненные в программе Publisher («Театрализованные игры для дома», «Памятка для родителей о безопасном посещении новогодних утренников» и др.). Изготовление буклетов не требует особых затрат, и при этом они достаточно информативны. Яркие и запоминающиеся, буклеты не только привлекают внимание родителей воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией.
Благодаря ИКТ совместно с родителями мы создали фотобанк, который постоянно пополняется новыми материалами. У нас имеется музбанк.
Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок,, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе. Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас.
Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, вебенарох, онлайн-конкурсах.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:
1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.
Ну и конечно же, как и у всех в моей работе тоже есть свои камни преткновения:
· Недостаточна материально-техническая база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.
· Недостаточный уровень ИКТ-компетентности родителей
Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:
· Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.
· Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
· Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
· Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки
· 100 % включение родителей в жизнь группы с помощью ИКТ.
В заключение, хочется отметить, что, используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя много нового, неожиданного, увлекательного. Мы вместе с детьми и родителями входим в этот удивительный мир информационно-коммуникационных технологий. Я думаю, что на достигнутом мы не остановимся. Это интересно, креативно, современно.