Чётные и нечётные числа
Тихонова Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования
МБДО "Социально-педагогический центр"
г. Магадан, п. Сокол
Цель:
знакомство детей с понятием «чётное и нечётное число».
Задачи:
а) обучающие:
- подвести детей к пониманию, что такое чётные и нечётные числа;
б) развивающие:
- продолжать развивать умение решать примеры и задачи в пределах 10;
в) воспитывающие:
- прививать интерес к ФЭМП;
- воспитывать самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Планируемые результаты:
- дети понимают, что такое чётные и нечётные числа;
Новая лексика: «чётное и нечётное число».
Материалы и оборудование:
- оборудование: доска, фломастеры для доски, стульчики детей.
- раздаточный материал: рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки с числами на стульчиках, счётные палочки.
Предварительная работа: знакомство с числовым рядом, изучение состава чисел, решение примеров и задач в пределах 10.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог
-Чтобы вам скорей проснуться,
-Надо быстро встепинуться,
-Потрясти кистями рук
-И подвигаться, мой друг!
Делаем нейрогимнастику «Я отважный капитан».
Педагог. (Дети).
- Ребята, вы любите эксперименты? (Да).
- А давайте. Сегодня проведем эксперимент с числами. (Да).
- Для этого попробуем разделить на две одинаковые кучки счетные палочки.
-Приготовьтесь. Эксперимент начинается!
-Возьмите 2 палочки и разложите их на 2 кучки поровну. Получилось? (Да).
-Сколько палочек в каждой кучке? (По одной).
-Теперь попробуйте разложить на две кучки 4 палочки. Получилось? (Да).
-Сколько палочек в каждой кучке? (По две).
-Повторите действия с 6, 8, и 10 палочками. Получилось разложить на 2 кучки? (Да).
-По сколько палочек в каждой кучке?(3,4,5).
Вывод: 2,4,6,8,10 можно разделить на 2 кучки поровну.
-А теперь. Скажите, какие числа от 1 до 10 мы еще не использовали для эксперимента?(1,3,5,7,9).
-Предлагаю повторить наш эксперимент с 1,3,5.7,9 палочками. Как вы думаете, сможем мы разложить эти количества на 2 равные кучки? Палочки ломать нельзя. (Да, нет).
-Давайте, проверим ваши предположения.
Значит, есть числа, которые можно разложить на 2 части поровну.
А есть такие числа. Которые на 2 равные части не делятся.
Их называют «нечетные».
3.Математическая зарядка.
- Покажите правую руку, покажите левую руку.
- Раз, два, три! Один пальчик покажи! (на правой руке). Это я такой красивый!
-Раз, два, три! Два пальчика покажи! (на правой руке). Папа и мама.
-Раз, два, три! Три пальчика покажи! (на правой руке). Папа, мама, я.
-Раз, два, три! Четыре пальчика покажи! (на правой руке). Сколько ног у нашей кошки.
-Раз, два, три! Пять пальчиков покажи! (на правой руке) Дай пять!
-Раз, два, три! Шесть пальчиков покажи! (5 на правой руке, 1- на левой)
-Раз, два, три! Семь пальчиков покажи!(5 на правой руке, 2 - на левой.) 7 дней недели. 5 рабочих и 2 выходных. Суббота и воскресенье.
-Раз, два, три! Восемь пальчиков покажи! (5 на правой руке, 3 на левой). Сколько ног у осьминога.
-Раз, два, три! Девять пальчиков покажи! (5 на правой руке, 4 на левой). Фокус-покус.
-Раз, два, три! Десять пальчиков покажи! (5 на правой руке, 5 на левой).
Похлопайте себе, вы справились!
4.Работа в тетрадях.
- А теперь, как настоящие ученые, запишем свое открытие в тетрадь. Откройте тетради и запишите четные числа красным карандашом: 2,4,6,8,10.
Нечетные числа — синим карандашом: 1, 3,5,7,9.
Но, настоящий ученый на этом не остановится. Он попробует сделать еще что-нибудь с этими числами. Как вы думаете, что еще можно сделать с четными и нечетными числами? (Сложить, вычесть, сравнить).
Сегодня мы попробуем сложить числа.
Предлагайте, какие числа первыми будем складывать? (Четные)
Хорошо, попробуем, посмотрим, что получится?
2+4=6, 2+8=10, 4+4=8,2+2=4
Теперь попробуйте сами сложить нечетные числа.
1+1=2,1+3=4,1+5=6,1+7=8,1+9=10….
И последний вариант. Сложим какое-нибудь четное и нечетное число. Предлагайте,
2+5=7, 2+1=3, 4+5=9….
Мы летаем Высоко!
Мы летаем Низко!
Мы летаем Далеко!
Мы летаем Близко!
Если только захотим,
Полетим, куда хотим!
Очень сложен человек!
Пара глаз и пара век!
И, внимательно смотри!
Уха два и две ноздри!
Ну, а пальчиков по пять,
Чтобы ими всё хватать!
- Посмотрите на свои стульчики. На них приклеены листочки с числами.
1.У кого стульчики с четными номерами, поставьте их в ряд справа от меня,
А у кого стульчики с нечетными номерами — слева. Кто сомневается в своем номере, посмотрите на доску. Четные числа красные, а нечетные синие.
При этом поставьте стульчики в порядке возрастания чисел.
2.Представьте себе, что это улица.
Скажите, какая сторона у нее четная? А какая нечетная? (левая - нечетная, а правая - четная).
3.-Дорогие мальчики, вы сегодня зайчики.
-Дорогие девочки, вы сегодня белочки.
-Все вы живёте на этой Лесной улице.
4. А теперь, по моему хлопку, займите домики
Белочки - на четной стороне, а Зайчики - на нечетной.
Посмотрим, что получилось? Все справились?
5. Белочки, назовите номера своих домов (запомните их).
Зайчики, назовите номера своих домов (запомните их).
Вы, Белочки и Зайчики, живете на ровной, прямой улице и номера ваших домов легко найти.
6. Вот, наступило утро, зайчики и белочки вышли из своих домиков и поскакали по своим лесным делам.
И ВДРУГ!
Налетела Злая Вьюга, подняла домики и перепутала их.(Педагог переставляет стульчики в хаотичном порядке).
7.Прибежали зайчики и белочки вечером домой, а найти их не могут.
Найдите свои дома. Это было легко? (нет).
8. Вот видите, это нелегко. А как в таком беспорядке почтальон найдет нужный адрес? Или скорая помощь найдет, где живет больной?
Вот поэтому придумали, нумеровать дома нечетными номерами по левой стороне улицы, а четными — по правой стороне.
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?
-Что нового вы узнали? (Четные и нечетные числа).
-Чем они отличаются друг от друга?
-Где в жизни эти числа имеют особое значение?