Проектная деятельность как эффективная форма работы педагога по становлению и развитию предпосылок функциональной грамотности у воспитанников дошкольной образовательной организации
Пантелеева Наталья Александровна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 33"
город Ачинск
Автор: Пантелеева Наталья Александровна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33».
Название практики: «Проектная деятельность» как эффективная форма работы педагога по становлению и развитию предпосылок функциональной грамотности у воспитанников дошкольной образовательной организации ».
Аннотация: В данной практике представлен опыт организации проектной деятельности в рамках тематической недели «Космос». Данная деятельность способствует формированию организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений воспитанников (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др).
Исследуя ситуацию в нашем детском саду, можно утверждать, что с каждым годом увеличивается количество семей, озабоченных решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Анализируя педагогические технологии, способные удовлетворить требования ФГОС ДО в области становления и развития функциональной грамотности воспитанников, мой выбор остановился на технологии «Проектная деятельность».
Цель:
содействие становлению и развитию предпосылок функциональной грамотности через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Задачи:
1. Способствовать внедрению новых форм работы с воспитанниками для успешного становления и развития предпосылок функциональной грамотности;
2. Способствовать проявлению инициативы в выборе видов деятельности;
3. Развивать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
4. Способствовать приобретению собственного жизненного опыта (смысловые образования) на основе собственных интересов детей и потребностей.
Основная идея практики заключается в том, что процесс становления и развития предпосылок функциональной грамотности ребенка будет проходить более успешно, если будут:
· использоваться новые формы работы с воспитанниками, нацеленные на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Планирование результатов: При планировании результатов своей деятельности по реализации проекта «Космос» я учла то, что образовательное пространство при работе над проектом должны составлять: дети, родители, педагог. Определила для себя важное правило: при отсутствии тесного контакта (взаимодействия) всех участников положительного результата не будет.
На данном этапе самым главным была необходимость снять страх ребенка и родителей перед недоступной средой. Для этого я организовала консультацию, где объяснила родителям и взрослым, что такое проект, с чего нужно начинать, как с этим работать, какую роль играют взрослые и дети в реализации проекта. После чего совместно с родителями пришли к выводу о том, что проектная деятельность в нашей группе – это, действительно, ключ к успеху, который будет способствовать выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, даст возможность реализовать свои способности через взаимодействие с родителями и сверстниками. Совместно с родителями и детьми мы решили, что продуктом нашего проекта будет выставка «Космос глазами детей», где сами дети смогут попробовать себя в роли экскурсовода, организатора, «режиссера» необходимой для выставки среды.
Учитывая все необходимые условия для реализации проекта, в рамках тематической недели в нашем детском саду, мы представили гостям выставку «Космос глазами детей».
Этапы работы:
Работу над проектом выстроили в три этапа. На первом этапе стояла задача выявления первоначальных знаний детей о космосе. К ее решению мы привлекли родителей, которые в свободной форме представили мини-рассказ детей о космосе. Каждому родителю было дано задание: подбор художественной литературы о космосе для детей, фотографий и плакатов, презентаций и видеороликов.
На втором этапе мы объявили о прохождении в группе «Недели космоса», в рамках которой знакомили детей с Солнечной системой, космонавтами – героями СССР, первым космонавтом планеты – Ю.А.Гагариным, с первой женщиной космонавтом. Просматривали презентации и видеоролики, подготовленные родителями, читали художественную литературу. На протяжении данной недели мы включали в образовательную деятельность и режимные моменты, дидактические и подвижные игры типа «Подбери созвездие», «Куда летят ракеты?», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Космическая эстафета» и др. В индивидуальной работе с детьми на развитие мелкой моторики раскрашивали и штриховали картинки о космосе, выкладывали из бусин и бросового материала ракеты.
На третьем этапе было объявлено о подготовке и организации выставки. На очередном собрании группы (дети, родители, педагоги) было решено задействовать все пространство (приемную и группу). Совместно с родителями дети изготовили макеты ракет и летающих тарелок из разного материала (гипс, пластик, металл). Вместе с детьми мы изготовили макет Солнечной системы. Дети нарисовали рисунки о космосе. Когда все было готово, вместе с детьми и родителями в выходной день мы распределили подготовленный материал в пространстве группы и приемной. В приемной была оформлена выставка рисунков на тему космос и выставка ракет и летающих тарелок. На потолке закрепили макет Солнечной системы. В группе потолок украсили звездами разной величины. На стене оформили выставку « Космонавты России». На полках располагались папки-передвижки и художественная литература о космосе и космонавтах.
Во время проведения экскурсии каждый ребенок смог попробовать себя в роли экскурсовода. Старались проговаривать все сложные слова. Без затруднений отвечали на вопросы гостей о космонавтах, рассказывали о проделанной работе. Без стесненья общались с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
Мониторинг результатов: В результате проделанной работы дети стали проявлять свою инициативу в повседневной жизни детского сада (к примеру, дети группы решили провести экскурсию для детей нашего ДОО). Была выработана модель взаимодействия с семьей (семья – полноценный участник образовательного процесса). Дети реализуют свой творческий потенциал через разные виды деятельности (художественно-эстетическую, физическую, речевую и др.). Самостоятельно организовывают свое свободное время (планируют свои действия и оценивают их результат).
Практическая значимость:
Данный опыт могут использовать воспитатели дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования в работе с детьми дошкольного возраста в рамках становления и развития навыков функциональной грамотности.