Авторская разработка педагогического проекта ко Дню Матери в старшей группе на тему: "Всех важнее на свете - мама"

Гришакова Ирина Николаевна, воспитатель

Тарасова Елена Анатольевна, воспитатель

Литвинова Александра Николаевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида"

город Гатчина


Интеграция образовательных областей: « Коммуникация»,

Цель: Развивать у детей эстетические и нравственные чувства.

- Продолжать формировать представление детей о празднике «День матери», о добром отношении к маме;

- Продолжать работу над обогащением словаря (подбор прилагательного);

- Продолжать учить отвечать на вопросы по произведению, понимать поведение героев, рассуждать на заданную тему;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Упражнять в выразительном чтении стихов.

      - Воспитывать любовь и уважение к матери; предоставить детям возможность для проявления творческих способностей.

Предварительная работа: Знакомство  детей с литературными и фольклорными произведениями, посвященными матери. Заучивание стихов о матери. Чтение рассказа В. Сухомлинова « Семь дочерей».

Оборудование: Листы бумаги в форме сердечек, карандаши, фломастеры. Атрибуты к игре: «Мама - солнышко мое», берестяной туесок.

Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную музыку.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать:

 «Холод прогонит, светло улыбнется. Самая теплая,  самая добрая.

Если ушла - пусть быстрее вернется. Кто это?»

Да, это мама!

Слово «мама», «мать» – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Во многих странах отмечается «День Матери». Сегодня, ребята, у нас необычное занятие, оно посвящено маме.

Самое прекрасное слово на земле! И самое первое слово, которое произносит человек. Давайте все тихо скажем: «Мама». У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. У мамы самое чуткое и верное сердце, в котором горит огонь любви к своим детям. Мать – это чудо мира! Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Недаром так много стихов, песен, пословиц сложено о матери. Дети читают стихи о матери.

1.«Мама, так тебя люблю.

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье « Мама»

2.«На свете добрых слов живет не мало

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов

Простое слово « Мама!»

И нету слов роднее,  чем оно!»

3.Мамочка любимая, самая красивая

Я люблю тебя, потому что мы – семья!

Предлагаю вспомнить детям пословицы, которые мы знаем о матери.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Нет такого дружка, как родная матушка.

- Птица рада весне, а  младенец – матери.

- Материнская ласка конца не знает.

- Материнский гнев, что весенний снег; и много его выпадет, да скоро растает.

Ребята, Как можно поздравить маму? Что мы можем подарить маме? (Прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок

Поют песенки про маму.

Что еще можно подарить маме в праздничный день?

Да подарить вот такой цветок (показываю)

Давайте поиграем в игру: « Волшебный цветок». Предлагаю детям взять цветок, передавать  его к кругу, сказав о маме доброе слово: нежная, Заботливая, Любимая, Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая, Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная). Вот как много мы знаем слов о нашей мамочке. Какие мы молодцы.

  • С уважением и признательностью вы ребята всегда будете говорить о своих мамах, нежно произносить это слово и оберегать их старость.
  •  
  • Если у мамы плохое настроение, с помощью волшебных слов  его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова? Тогда поиграем.
  • Я начну, вы продолжайте - хором дружно отвечайте!
  • Растает ледяная глыба от слова теплого – СПАСИБО!
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит - ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
  • Когда бранят за шалости, мы говорим прости – ПОЖАЛУЙСТА!
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы – СПАСИБО!
  • Физминутка(с музыкой)
  •  
  •  
  • А чем еще можно порадовать маму? Правильно, хорошими поступками и добрыми делами. Встаньте в круг. Посмотрите, какой замечательный берестяной туесок изготовил мастер. В  него мы будем собирать добрые дела, которые  вы выполняете дома.
  • Звучит музыка - туесок передают по кругу. C остановкой музыки ребенок, у которого в руках туесок, называет свои добрые дела: мою посуду, поливаю цветы………….
  • А сейчас обратите внимание на эти фотографии ( фото семьи)
  • Что их объединяет? Как можно одним словом назвать  все это?  Какой должна быть семья? (Ответы)
  • Согласны ли вы с тем, что жить в дружной семье - счастье? Недаром говориться: «Семья в куче - не страшна и туча!»
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Как вы думаете, что труднее - говорить слова или совершать поступки?
  • А давайте сейчас посмотрим.

Инсценировка рассказа « Семь дочерей» В. Сухомлинова.

- Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу - сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая трава ждет каплю воды - сказала вторая дочь.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке - сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветов - щебетала четвертая.

- Мне тяжело было без тебя, как рыбке без воды – промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья – сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.

- Как вы думаете, кто из сестер проявил истинную заботу о матери?

Так Как вы думаете, что труднее - говорить слова или совершать поступки?

- Когда ваша мама приходит с работы, что вы делаете для нее?

-

Положите руку на сердце, закройте глаза, прислушайтесь! Слышите, как звучит мамин голос? Он живет в вас. Даже когда вы станете взрослыми, будете помнить мамины руки, мамины глаза, мамин голос. Это будет всегда в вашем сердце. Ведь нет на свете человека роднее и ближе матери, поэтому любите и берегите ваших мам.

- Вы любите дарить подарки? А хотите сделать подарок  своей маме? (ответы). В это бумажное сердечко вы можете поместить любой рисунок, передав маме свою любовь и нежность.

Дети рисуют под спокойную музыку. Закончив работу, подводим итог. Дети прощаются и уходят, забрав рисунки.

Непосредственная образовательная деятельность.

Познавательное речевое развитие

«Пусть всегда будет мама!»

Программное содержание:

- Продолжать формировать представление детей о празднике «День матери», о добром отношении к маме;

- Продолжать работу над обогащением словаря (подбор прилагательного);

- Упражнять в составлении рассказа о маме по опорной схеме;

- Продолжать учить отвечать на вопросы по услышанному произведению, понимать поведение героев, рассуждать на заданную тему;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Упражнять в выразительном чтении стихов.

Ход

 В:   - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя ... (мамочка) родная!

В.: Мы сегодня поговорим о празднике посвященный «Дню матери», который отмечается в последний день осени. А что такое праздник? (ответы детей). Как можно поздравить маму? Что мы можем подарить маме? (Прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок и т.д.) Слово «мама», «мать» – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Во многих странах отмечается «День Матери». Сегодня, ребята, у нас необычное занятие, оно посвящено маме.

В.: Придя сегодня в группу, я обнаружила на подоконнике удивительный цветок. (Показываю). Для чего же он расцвел? Посмотрите у него на лепесточках  что-то изображено. А я кажется догадалась он хочет побольше узнать о этом празднике и ваших мамах.

В.: На 1 лепесточке изображен портрет мамы. Давайте каждый расскажет ему о своей мамочке.

В         Какое у вас настроение, ребята,  в минуты общения с мамой.

Дети: радостное, весёлое, прекрасное, душевное, спокойное…

В         А когда мамы нет дома, что вы испытываете?

Дети: Печаль, тоску, скуку, грусть, неуютно…

В.:Что бы наша мамочка не печалилась и была всегда веселой её можно порадовать хорошими поступками и добрыми делами.

На нашем цветочке изображена перчатка. И сейчас вам и нашему удивительному цветку я, Ваня и Аня покажем инсценировку английской народной песенки «Перчатки»  о маленьких котятах которые огорчили свою маму а перевел эту песенку с английского языка С.Я.Маршак.

Реквизиты: Для детей – шапочки для роли котят, перчатки и игрушки для игры. Для педагога – шапочка для роли кошки, передник, метла.

Проведение сценки:

Педагог рассказывает: «В одном сказочном английском городе жила  кошка с котятами. Каждое утро котята отправлялись на прогулку, а мама – кошка занималась домашними делами».

«Кошка» прощается с «котятками», повязывает фартук, берёт метлу и занимается «уборкой»

Воспитатель (продолжает): «Однажды, возвращаясь домой, котятки потеряли перчатки. И вот что произошло дальше …» Читаю песенку, а участники сценки действуют в соответствии с текстом.

Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
- Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!

- Потеряли перчатки
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога.

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой:
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!

- Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!

В.: Ребята, а что следующее изображено на цветочке. (Д.: Солнышко). Наша мамочка как солнышко, всегда светится от счастья, ой а я что то вижу там, какие то отблески, давайте подойдем поближе и посмотрим что там

игру “ Мама – солнышко мое”.

(В круге фотография женщины – матери). Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме доброе слово (нежная, Заботливая, Любимая, Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая, Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная). Вот как много мы знаем слов о нашей мамочке. Какие мы молодцы.

В.: А на следующем, на последнем лепесточке изображено…. Правильно бусы. Наши мамы очень любят разные украшения и я вам предлагаю сделать для наших мам …

 

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке …(бусы)

Мы с вами сделаем для наших мам красивые бусы, которые вы подарите на праздник. Но бусы у нас будут не простые, мы их сделаем из разноцветных макарон. Включается песни про мам и под это делаются бусы).

В.: Посмотрите ребятки наш цветочек улыбается (когда ребята делали бусы, цветочку подрисовывается улыбка). Теперь он знает для чего он расцвел  в такой прекрасный  день. Что бы порадовать нас и наших мам.