Проект "Миасс вчера, сегодня, завтра"
Сухарева Татьяна Эдуардовна, воспитатель
МБДОУ № 108
г. Миасс, Челябинская область
Участники проекта: дети подготовительной группы « Дубравушка», родители, педагоги.
Тип проекта: средней продолжительности (2 месяца).
Вид проекта: практико-ориентированный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий.
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о родном городе.
Актуальность: У каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстаёт она человеку в детстве и остаётся там на всю жизнь. Поэтому важно давать исторические знания о своих родных местах именно с детства. Человеку необходимо знать историю родного города, семьи, свои корни. Без прошлого не будущего.
Цель: Способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
Образовательные задачи:
- расширить и закрепить знания детей о родном городе, его жителях и памятных местах;
- обогатить, уточнить и активизировать лексический словарь детей по теме;
Воспитательные задачи:
- сформировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать патриотов своей Родины, чувство гордости и уважения к своей малой Родине;
Развивающие задачи:
- развивать у детей поисковую деятельность, познавательно-речевую активность, любознательность, связную речь, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
- совершенствовать навыки устной речи, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Ожидаемые результаты:
1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников знаний о родном городе.
2. Заинтересовать детей совместно с родителями поиском интересных сведений, изучение истории Родного края.
3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
4. Активное участие родителей в реализации проекта
5. Развитие критического и творческого мышления детей.
6. Результативный «тройственный союз» - педагог-родитель-ребенок. Чувство сопричастности и удовлетворения от успехов ребенка.
Формы реализации проекта: оснащение предметно-пространственной среды, занятия, беседы; экскурсии, работа с родителями, игровые технологии, творческая деятельность, презентация проекта.
Продукт проектной деятельности:
· Создание альбома «Миасс – вчера, сегодня»
· Картотека значимых мест Родного края.
· Картотека подвижных игр Родного края.
· Консультация для родителей «Миасс – город в золотой долине».
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный:
Изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы.
Совершенствование развивающей среды, создание картотек игр.
Обновление и дополнение в уголке чтения познавательно - художественной литературы: книги о Родном крае, иллюстрации, альбомы.
Погружение в проблему: Экскурсия в библиотеку на тематическую презентацию о родном городе.
Цель: знакомство с важными моментами в истории Миасса.
Оформление информации в родительский уголок на тему истории города
Беседы с родителями о необходимости знакомства с историей города.
II этап. Практический «Мы исследователи»
Проведение бесед с использованием презентаций, экскурсий на темы: «Улицы любимого города», «Старая часть», знакомство с «Картой города».
Проведение непосредственно образовательной деятельности по теме проекта:
- «Зачем нужно знать историю родного города?»
- «Что такое Краеведческий музей?»
- «Знаменитые люди города»
Игровая деятельность:
Подвижные игры народов Южного Урала.
Чтение художественной детской литературы писателей Миасса.
Прослушивание песен о городе Миассе.
Наблюдения и исследовательская деятельность на экскурсиях.
Подготовка детьми с родителями небольшого сообщения о той улице, на которой живут.
Художественно-продуктивная деятельность: выставка рисунков «Мой родной горд».
III этап. Продуктивный.
· Мини-музей «Миасс – вчера, сегодня, завтра
· Создание альбома «Миасс – вчера, сегодня»
Работа с родителями:
Проект предполагает активное взаимодействие с родителями. Это и подготовка материала о нашем городе, просмотр видеоматериалов и познавательных программ, подбор и чтение литературы, участие в акциях и мероприятиях проекта.
Участие родителей в проектной деятельности позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений и культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Сценарий проекта
«Мой город»
Рано утром я встаю
С мамой в детский сад иду-
И о городе любимом
Свою песенку пою.
Подпевают птицы мне
Солнце светит в вышине
И кричу я «С добрым утром!
Лучший город на земле!»
Ты красив зимой и летом
Дорог взрослым ты и детям
И зовёшься ты долиной
И для нас ты стал любимым
Здесь живёт моя семья
Здесь живут мои друзья
Ведь без них прожить нельзя.
Есть у всех нас общий дом
Где все вместе мы живём,
Миасс-четвёртый по величине город в Челябинской области. Расположился он у Ильменских гор, на реке Миасс. Образован 18 ноября 1773 года, когда купец Лугинин начал строить на реке Миасс медеплавильный завод, с которого и начался старый город.
А какой он, город - завод был 100-150 лет назад?
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Лучшим в городе считалось двухэтажное здание заводоуправления, строгое шестиколонное старинное здание, которое стоит у плотины городского пруда.
Самым богатым был двухэтажный особняк Егора Симонова с его необычной лепниной и мраморными лестницами.
Сейчас это городской Краеведческий музей.
Когда в реке Миасс стали добывать золото, была построена железная дорога магистраль. При строительстве старого вокзала использовался миасскит – местный материал, похожий на гранит. Этому вокзалу более 100 лет.
Новое здание вокзала украшено мрамором и другим отделочным камнем из местных недр.
В конце 1941 года был перевезён из Москвы Автомобильный завод. Он был сооружён всего за 3 и 8 июля вышел первый автомобиль – «Захарка». Началась история современного Миасса.
В наше время увековечили память о первом автомобиле и тех, кто трудился и трудится на знаменитом заводе.
От завода идёт улица, названная в честь людей, выпускающих автомобили Урал - проспект Автозаводцев. Разделяя дорогу на две части, была посажена роскошная аллея, где рабочие после трудового дня отдыхали.
Когда по проспекту пустили троллейбусы, аллея была убрана.
В нашем современном городе есть много интересных мест: это памятник павшим в Великую отечественную войну - вечный огонь; аллею времени; музей Ильменского заповедника; парк гигантских фигур; уникальное озеро Тургояк и многое другое.
Каким будет наш любимый город в будущем? Мы пофантазировали и представить некоторые места в своих работах.
Парк автомобилей на Предзаводской площади; парк Победы возле вечного огня.
Спасибо за внимание!