Картотека дидактических игр "Воспитываем добротой"

Сачкова Наталья Порфирьевна, воспитатель

г.Нижний Новгород

г.Нижний Новгород


Картотека дидактических игр «Воспитываем добротой».

Название игры

Цель игры

Материал

Ход игры

1)«Что такое хорошо и что такое плохо».

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит улыбки, радость, как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни, огорчению.

Отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

 

«Сегодня Сережа толкнул Сашу. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что могло случиться с Сашей? И что должен сделать Сережа?». Дети отвечают. «Сегодня Денис помог убрать игрушки Кристине. Это хорошо илиплохо. Дети мимикой и жестами показывают, что это хорошо. Что должна сказать Кристина Денису?». Дети отвечают. И так далее.

 

2)«Добрые поступки».

 

 Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

 

Мяч

Детям предлагается перечислить добрые поступки по отношению к девочкам и мальчикам. Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет добрый поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, добрые поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться;никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; не обзывать девочку, уступать место девочке и т. д.

Добрые поступкидля девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.

 

3)«Как я дома помогаю».

 

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям

Цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

 

 

4)«Назови ласково».

 

Учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

 

 

Мяч

Воспитательбросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка бабушка – бабуля, дедушка- дедуля т. д.

 

5)«Хорошо- плохо».

 

  С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткостьдоброжелательность.

Сюжетные картинки.

 

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и сказать какой это поступок.(хороший или плохой). Например, двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

 

 

6)«Я умею уступать».

 

Учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Воспитательпредлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик.Дети рассказывают«Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т. п.

7)«Добрые слова».

 

 Учить детей говорить друг другу добрые слова; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

 

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа.Например«Миша, ты сегодня такой вежливый!».

Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести доброе слово, то ему помогают другие дети.

 

8)«Вежливые слова».

 

Учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

 

Котик, сумка.

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова,например«пожалуйста»«спасибо»«извини» и т. д.

9)«Можно и нельзя».

 

Формировать у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других детей;учить понимать: что можно делать, а что - нет.

 

 

Воспитатель называет ситуации , а дети ,если так можно делать, - хлопают в ладоши, если нельзя - топают ногами.Например: можно  лииграть спичками; можно ли  ровно сидеть за столом;во время еды неследует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т. д.

 

10)«Маленькие помощники».

 

 

Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

 

Ящик, мишка.

: К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой. Воспитатель спрашивает:«Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным?». Дети отвечают.«У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом» - говорит воспитать. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

 

11)«Клубочек волшебных слов».

 

 Продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливостьдоброжелательность.

Клубочек из ниток.

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

12)«Цветок доброты».

 

продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность

Игрушечная Баба Яга или картинка Бабы Яги, лепестки.

 

Воспитатель предлагает детям собрать из лепестков Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова , с помощью которых она станет доброй. Дети берут по одному лепестку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей лепесток и говорят комплименты или вежливые слова, таким образом собирают цветок доброты.Например«Бабушка здравствуй!, «Бабушка, у тебя добрые глаза!» , «Бабушка Яга , приходи к нам в гости»  и другие.