Картотека дидактических игр «Воспитываем добротой».
|
Название игры
|
Цель игры
|
Материал
|
Ход игры
|
1)«Что
такое хорошо и что такое плохо».
|
Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. Обратить внимание на
то, что хорошее поведение приносит улыбки, радость, как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни,
огорчению.
|
Отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и
плохом поведении человека, детей, группы.
|
«Сегодня Сережа толкнул Сашу. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой
и жестами показывают, что это плохо. Что могло случиться с Сашей? И что должен сделать Сережа?». Дети отвечают. «Сегодня Денис помог убрать игрушки Кристине. Это хорошо илиплохо.
Дети мимикой и жестами показывают, что это хорошо. Что должна сказать Кристина Денису?». Дети отвечают. И так далее.
|
2)«Добрые
поступки».
|
Воспитывать в детях желание совершать поступки ради
других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
|
Мяч
|
Детям предлагается перечислить добрые поступки по отношению к
девочкам и мальчикам. Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот
называет добрый поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, добрые поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с
девочкой первым здороваться;никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; не обзывать девочку, уступать место девочке и т. д.
Добрые
поступкидля девочек: называть мальчика только по имени;
при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика
за добрые дела и поступки; и т. д.
|
3)«Как
я дома помогаю».
|
Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,
девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям
|
Цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
|
Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности,
которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно
разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
|
4)«Назови
ласково».
|
Учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать
связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
|
Мяч
|
Воспитательбросает
мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково:
например, мама - мамочка, папа - папочка бабушка – бабуля, дедушка- дедуля т. д.
|
5)«Хорошо-
плохо».
|
С помощью сюжетных картинок развивать представления детей
о добрых и плохих поступках;
характеризовать и оценивать поступки; воспитывать
чуткость, доброжелательность.
|
Сюжетные картинки.
|
Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и сказать какой это
поступок.(хороший или плохой). Например, двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка
плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
|
6)«Я
умею уступать».
|
Учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.
|
Игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.
|
Воспитательпредлагает
детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для
подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик.Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т. п.
|
7)«Добрые
слова».
|
Учить детей говорить друг другу добрые слова; развивать речь,
мышление; воспитывать дружелюбие.
|
|
Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит
за руку справа.Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!».
Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа.
Если ребенку трудно произнести доброе слово, то ему помогают другие дети.
|
8)«Вежливые
слова».
|
Учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что
вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
|
Котик, сумка.
|
Воспитатель предлагает детям «сложить» в
сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова,например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д.
|
9)«Можно
и нельзя».
|
Формировать у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других
детей;учить понимать: что можно делать, а что - нет.
|
|
Воспитатель называет ситуации , а дети ,если так можно делать, -
хлопают в ладоши, если нельзя - топают ногами.Например: можно
лииграть спичками; можно ли ровно сидеть за столом;во время еды неследует
разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т. д.
|
10)«Маленькие
помощники».
|
Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им
свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
|
Ящик, мишка.
|
: К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с
мамой. Воспитатель
спрашивает:«Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным?». Дети отвечают.«У меня
есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом» - говорит
воспитать. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук.
Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать
ей.
|
11)«Клубочек
волшебных слов».
|
Продолжать учить детей употреблять в своей
речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
|
Клубочек из ниток.
|
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить
из «волшебных» слов. Дети говорят по
очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок
нить.
|
12)«Цветок доброты».
|
продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать
речь ребенка, память, фантазию; воспитывать
доброжелательность
|
Игрушечная Баба Яга или картинка Бабы Яги, лепестки.
|
Воспитатель предлагает детям собрать из лепестков Бабе-Яге
цветок, говоря добрые слова , с помощью которых
она станет доброй. Дети берут по одному лепестку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей лепесток и говорят комплименты или вежливые слова, таким образом собирают цветок
доброты.Например: «Бабушка здравствуй!, «Бабушка, у тебя добрые глаза!» , «Бабушка Яга , приходи к нам в гости» и
другие.
|