Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в подготовительной группе. Тема: "Дикие животные и их детеныши"
Кудряшова Анна Алексеевна, учитель-логопед
МБДОУ №77 "Бусинка"
г.Сургут
Тема: Дикие животные и их детеныши
Цель: сформировать лексико-грамматические средства языка на материале лексической темы «Дикие животные и их детеныши».
Образовательные результаты:
· Дети называют домашних животных и диких животных и их детенышей.
· Дети употребляют притяжательные прилагательные.
· Дети употребляют существительные женского рода, единственного числа с помощью суффиксов -иц-, -их-.
· Дети умеют составлять неполные простые предложения, состоящие из подлежащего и второстепенных членов.
· Дети умеют составлять сложные распространенные предложения с подчинительным союзом «потому что».
· Дети выполняют движения по демонстрации педагога в процессе динамической паузы.
Задачи:
· Обогащать словарь по теме «Дикие животные».
· Совершенствовать умение актуализировать названия диких животных и их детенышей.
· Закрепить навык образования притяжательных прилагательных.
· Совершенствовать умения образовывать существительного женского рода, единственного числа с помощью суффиксов -иц-, -их-.
· Формировать умение составлять неполные простые предложения, состоящие из подлежащего и второстепенных членов.
· Формировать умение составлять сложные распространенные предложения с подчинительным союзом «потому что».
· Формировать умение выполнять движения по демонстрации педагога в процессе динамической паузы.
Оборудование: аудиозапись, кукла феи, 14 цветных картинок с животными размера 15:9, 9 цветных картинок с детенышами 14:20, 3 корзинки, 9 картинок со следами животных размера12:18.
Лингвистический материал:
Слова: белка, еж, кабан, лиса, медведь, волк, заяц, лось, барсук, рысь, выдра, песец.
Предложения: У меня фотография оленя. У меня фотография кабана. У меня фотография лося. У меня фотография ежа. У меня фотография песца. У меня фотография выдры. У меня фотография барсука. У меня фотография зайца. У меня фотография волка. У меня фотография медведя. У меня фотография белки. У меня фотография лисы. У меня фотография рыси.Это заячьи следы. Это заячий след. Это лисьи следы. Это лисий след. Это беличьи следы. Это беличий след. Это волчьи следы. Это волчий след. Это медвежьи следы. Это медвежий след. Это кабаньи следы. Это кабаний след. Это барсучий след. Это барсучьи следы.У зайчат папа-заяц, а мама- зайчиха.У лисят папа-лис, а мама- лисица.У волчат папа-волк, а мама-волчица.У лосят папа-лось, а мама- лосиха.У барсучат папа-барсук, а мама- барсучиха.У ежат папа-еж, а мама- ежиха.У оленят папа-олень, а мама- олениха.У медвежат папа-медведь, а мама- медведица. У кабанят папа-кабан, а мама- кабаниха.Заяц — это травоядное животное, потому что он ест траву, ветки и кору деревьев.Белка — это травоядное животное, потому что он ест ягоды, грибы, жёлуди, шишки, орехи.Еж — это всеядное животное, потому что он ест мышей, лягушек, насекомых.Лиса — это хищное животное, потому что она ест мышей, лягушек, зайцев. мелких птичек.Волк-это хищное животное, потому что он ест лосей, оленей, кабанов, зайцев, птиц.Кабан — это всеядное животное, потому что он ест корешки, желуди, жучков.Медведь –это всеядное животное, потому что он ест траву, ягоду, корешки растений, рыбу.
Логика образовательной деятельности:
I. Организационный момент:
Л.: Доброе утро, ребята! (включается музыка) Ребята, вы слышите? Это к нам летит наша гостья. Вы уже догадались, кто это?
Л.:Ребята, сегодня к нам на занятие прилетела лесная фея!Она – покровительница не только леса, но и всей природы в целом. Лесная фея понимает язык животных, птиц и растений. Дикие животные попросили ее передать вам задания, которые приготовили для вас сами. Они хотят проверить все ли вы о них знаете? Лесная фея будет внимательно слушать вас и передаст лесным животным, насколько хорошо вы их знаете! Самых активных фея наградит наклейкой!Давайте скорее приступим к выполнению заданий!
II. Основная часть:
1.Дидактическая игра «Фотографии».
Л.: Ребята, а вот и первый конверт с заданием. Лесные животные прислали свои фотографии. (логопед каждому раздает фотографию с животным) Давайте расскажемфотография кого у вас. Например, у меня фотография зайца. (отвечает каждый ребенок)
Л.: Ребята, а почему этих животных называют дикими? (Потому что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища.)
2.Дидактическая игра «Следопыт»
Л.:Ребята, лесные животные отправили нам отпечатки своих следов. Но пока лесная фея их к нам несла, они все перепутались. Нам нужно определить, где чьи следы? (чей след?)
Предложения:Это заячьи следы. Это заячий след. Это лисьи следы. Это лисий след. Это беличьи следы. Это беличий след. Это волчьи следы. Это волчий след. Это медвежьи следы. Это медвежий след. Это кабаньи следы. Это кабаний след. Это барсучий след. Это барсучьи следы.
Л.: Молодцы, вы правильно определили следы диких животных!
3.Дидактическая игра «Назови семью».
Л.:Лесные животные прислали фотографии своих детенышей, давайте расскажем кто у них мама, а кто папа?
У зайчат папа-заяц, а мама- зайчиха.У лисят папа-лис, а мама- лисица.У волчат папа-волк, а мама-волчица.У лосят папа-лось, а мама- лосиха.У барсучат папа-барсук, а мама- барсучиха.У ежат папа-еж, а мама- ежиха.У оленят папа-олень, а мама- олениха.У медвежат папа-медведь, а мама- медведица.У кабанят папа-кабан, а мама- кабаниха.
Л.: Молодцы, вы правильно назвали семьи диких животных!
4. Физминутка«Кролики».
Л.: Ребята, давайте отдохнем и подвигаемся немного. Повторяйте за мной!
Мы на ферме побывали (дети идут по кругу)
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики (полуприсед)
Кружились,
Кружились (кружатся)
В проволочном домике.
Лапками стучали (хлопают в ладоши)
Весело пищали. (топают ногами)
Мы зверькам (идут по кругу)
Не травки жесткой-
Клеверу достанем…
Вырастайте
С нежной шерсткой,
С круглыми хвостами. (прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков)
5.Дидактическая игра «Кто что ест».
Л.: Ребята, по способу питания дикие животные бывают какие? (травоядные (или растительноядные), хищные,всеядные). Фея передала три корзинки с едой, нам нужно определить какая корзинка для травоядных, какая для хищных, а какая для всеядных животных. Кто выйдет и расскажет, что в первой корзинке? ( Здесь ………). Значит это корзинка для каких животных? (Это корзинка для травоядных животных.) Кто расскажет, что во второй корзинке? (Здесь……) Кто расскажет, что в третьей корзинке? (Здесь …..)
Л.: Ребята, давайте теперь определим кто из диких животных относится к травоядным, кто к хищным, а кто к всеядным животным? Выходите по очереди к доске, берите фотографию с животным и кладите ее рядом с корзиной с едой,которая подходит для данного животного. После этого скажите какое это животное и что оно ест?
Заяц — это травоядное животное, потому что он ест траву, ветки икору деревьев.
Белка — это травоядное животное, потому что он ест ягоды, грибы, жёлуди, шишки, орехи.
Еж — это всеядное животное, потому чтоон ест мышей, лягушек, насекомых.
Лиса — это хищное животное,потому чтоона ест мышей, лягушек, зайцев. мелких птичек.
Волк-это хищное животное, потому что он ест лосей, оленей, кабанов, зайцев, птиц.
Кабан — это всеядное животное, потому что он ест корешки, желуди, жучков.
Медведь –это всеядное животное, потому что он ест траву, ягоду,корешки растений, рыбу.
III. Итог.
Л.: Ребята, про каких животных мы сегодня говорили? Каких новых диких животных вы узнали? Что вы о них запомнили? Ребята, вот и подошло к концу наше занятие! Лесной феи понравилась то, как вы быстро и правильно отвечали. Она обязательно передаст лесным животным что вы о них все знаете. Мы с феей хотим подарить наклейки тем, кто давал много правильных ответов!