Палитра фантазии и обмана: шесть шляп мышления
Дармина Юлия Владимировна, заведующий детской библиотекой № 8
МБУК "Централизованная система детских библиотек" городского округа Самара
город Самара
Цель урока:духовно-нравственное воспитание детей
Задачи:
1. Научить детей чувствовать разницу между ложью и фантазией
2. Познакомить детей с произведением Н. Носова «Фантазёры»
3. С помощью метода «шесть шляп мышления Бонэ» научить детей формулировать и высказывать мысли с разных точек зрения
Атрибуты: шесть шляп, выполненных из картона синего, белого, жёлтого, красного, чёрного и зелёного цвета.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением Н. Носова «Фантазёры», будем читать его по отрывкам и обсуждать
с помощью метода «шесть шляп мышления Бонэ». Этот метод позволяет рассматривать ситуацию с различных точек зрения. Так, надевая шляпу определённого цвета, мы с вами научимся формулировать разные мысли и чувства.
Белая шляпа - формулирует только факты, не включает эмоции – только то, что произошло на самом деле.
Красная – говорит о том, что чувствует, формулирует эмоции.
Чёрная шляпа говорит о негативных аспектах ситуации.
Жёлтая шляпа, наоборот, говорит, о том, что хорошего, позитивного можно найти в данном случае, персонаже и т.п.
Зелёная шляпа предлагает пофантазировать, проявить творчество, подумать и предположить, как могла развиться ситуация по другому.
Синяя шляпа делает вывод в конце мероприятия.
Чтение отрывка 1
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул,
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепешку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чем же ты летал?
- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.
- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Обсуждение:(Ведущий задаёт вопрос и предлагает детям ответить от имени одной из шляп, которые ребята надевают по очереди перед ответами.В скобках даны примерные ответы детей.)
Вопрос БШ: что произошло в 1 отрывке?
(дети гуляли, сидели на лавочке, общались, фантазировали)
Вопрос КШ: какие эмоции и чувства вы испытывали при прочтении отрывка?
(было весело, смешно, интересно слушать и т.п.)
Вопрос ЖШ: что хорошего было в происходящем во дворе?
(у детей было хорошее настроение, дети дышали свежим воздухом, фантазировали – фантазия развивает мышление, детям было весело, а смех хорошо влияет на здоровье и т.п.)
Вопрос ЧШ: Что плохого было в происходящем во дворе?
(дети бездельничали, если только все время болтаться без дела и болтать ни о чём, можно деградировать и т.п.)
Вопрос ЗШ: Чем закончится прогулка, как вы думаете? Кем вырастут ребята, какая профессия подойдёт фантазёрам?
(ответы детей)
Чтение отрывка 2.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну выдумай что-нибудь.
- Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...
- Ну, что ты все "э" да "э"!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...
- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
Обсуждение:
Вопрос БШ: что произошло во 2 отрывке?
(к ребятам подошёл Игорь, в процессе общения выяснилось, что он обманул сетру)
Вопрос КШ: какие эмоции и чувства вы испытывали при прочтении отрывка?
(было жалко Иру, возмущены поступком Игоря, злость на Игоря, досада и т.п.)
Вопрос ЖШ: что хорошего было в описании ситуации во 2 отрывке?
(ничего)
Вопрос ЧШ: Что плохого было в происходящем во дворе?
(Игорь испортил игру)
Вопрос ЗШ: Как отреагируют ребята на поступок Игоря, как вы думаете? Каким человеком может вырасти Игорь? Будет ли у него много друзей?
(ответы детей)
Чтение отрывка 3.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.
- Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе своюполпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе своюполпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
- Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
Обсуждение:
Вопрос БШ: что произошло в 3 отрывке?
(Ребята осудили поступок Игоря, купили мороженое, встретили Иру, поделились с ней.)
Вопрос КШ: какие эмоции и чувства вы испытывали при прочтении отрывка?
(радость за Иру, облегчение, гордость за ребят и т.п.)
Вопрос ЖШ: что хорошего было в описании ситуации во 2 отрывке?
(ребята не стали общаться с Игорем, успокоили Иру, развеселили ёё, поделились мороженым)
Вопрос ЧШ: Что плохого было в происходящем во дворе?
(Мама не узнала правду, Игорь сам не сознался)
Вопрос ЗШ: Чем закончится эта история, что будет дальше, как вы думаете? Как может сложиться жизнь героев в будущем, какими они могут вырасти людьми, какая профессия им подойдёт? (ответы детей)
СШ, итог: Чем же отличаются фантазия и обман?
(ответы детей) (Пример: Фантазия помогает делать мир веселее, красочнее, ярче. Обман обычно в своей цели преследует какую-либо выгоду, корысть.)
Приложение: презентация к мероприятию
Список источников:
Фантазёры [Текст] // Носов Н. Фантазёры. / Рис. И. М. Семёнова. – Москва: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012. – С.128.: ил.