Палитра фантазии и обмана: шесть шляп мышления

Дармина Юлия Владимировна, заведующий детской библиотекой № 8

МБУК "Централизованная система детских библиотек" городского округа Самара

город Самара


Цель урока:духовно-нравственное воспитание детей

Задачи:

1. Научить детей чувствовать разницу между ложью и фантазией

2. Познакомить детей с произведением Н. Носова «Фантазёры»

3. С помощью метода «шесть шляп мышления Бонэ» научить детей формулировать и высказывать мысли с разных точек зрения

Атрибуты: шесть шляп, выполненных из картона синего, белого, жёлтого, красного, чёрного и зелёного цвета.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением Н. Носова «Фантазёры», будем читать его по отрывкам и обсуждать

с помощью метода «шесть шляп мышления Бонэ». Этот метод позволяет рассматривать ситуацию с различных точек зрения. Так, надевая шляпу определённого цвета, мы с вами научимся формулировать разные мысли и чувства.

Белая шляпа  - формулирует только факты, не включает эмоции – только то, что произошло на самом деле.

Красная – говорит о том, что чувствует, формулирует эмоции.

Чёрная шляпа говорит о негативных аспектах ситуации.

Жёлтая шляпа, наоборот, говорит, о том, что хорошего, позитивного можно найти в данном случае, персонаже и т.п.

Зелёная шляпа предлагает пофантазировать, проявить творчество, подумать и предположить, как могла развиться ситуация по другому.

Синяя шляпа делает вывод в конце мероприятия.

Чтение отрывка 1

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

 

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул,

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

- Ничего подобного. Я не про это.

- Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепешку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чем же ты летал?

- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

Обсуждение:(Ведущий задаёт вопрос и предлагает детям ответить от имени одной из шляп, которые ребята надевают по очереди перед ответами.В скобках даны примерные ответы детей.)

Вопрос БШ: что произошло в 1 отрывке?

(дети гуляли, сидели на лавочке, общались, фантазировали)

Вопрос КШ: какие эмоции и чувства вы испытывали при прочтении отрывка?

(было весело, смешно, интересно слушать и т.п.)

Вопрос ЖШ: что хорошего было в происходящем во дворе?

(у детей было хорошее настроение, дети дышали свежим воздухом, фантазировали – фантазия развивает мышление, детям было весело, а смех хорошо влияет на здоровье и т.п.)

Вопрос ЧШ: Что плохого было в происходящем во дворе?

(дети бездельничали, если только все время болтаться без дела и болтать ни о чём, можно деградировать и т.п.)

Вопрос ЗШ: Чем закончится прогулка, как вы думаете? Кем вырастут ребята, какая профессия подойдёт фантазёрам?

(ответы детей)

Чтение отрывка 2.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать!

- Чего проще!

- Ну выдумай что-нибудь.

- Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

- Ну, что ты все "э" да "э"!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил - выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

 

Обсуждение:

Вопрос БШ: что произошло во 2 отрывке?

(к ребятам подошёл Игорь, в процессе общения выяснилось, что он обманул сетру)

Вопрос КШ: какие эмоции и чувства вы испытывали при прочтении отрывка?

(было жалко Иру, возмущены поступком Игоря, злость на Игоря, досада и т.п.)

Вопрос ЖШ: что хорошего было в описании ситуации во 2 отрывке?

(ничего)

Вопрос ЧШ: Что плохого было в происходящем во дворе?

(Игорь испортил игру)

Вопрос ЗШ: Как отреагируют ребята на поступок Игоря, как вы думаете? Каким человеком может вырасти Игорь? Будет ли у него много друзей?

(ответы детей)

Чтение отрывка 3.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

- Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе своюполпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

- И я тебе своюполпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

- Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

 

Обсуждение:

Вопрос БШ: что произошло в 3 отрывке?

(Ребята осудили поступок Игоря, купили мороженое, встретили Иру, поделились с ней.)

Вопрос КШ: какие эмоции и чувства вы испытывали при прочтении отрывка?

(радость за Иру, облегчение, гордость за ребят и т.п.)

Вопрос ЖШ: что хорошего было в описании ситуации во 2 отрывке?

(ребята не стали общаться с Игорем, успокоили Иру, развеселили ёё, поделились мороженым)

Вопрос ЧШ: Что плохого было в происходящем во дворе?

(Мама не узнала правду, Игорь сам не сознался)

Вопрос ЗШ: Чем закончится эта история, что будет дальше, как вы думаете? Как может сложиться жизнь героев в будущем, какими они могут вырасти людьми, какая профессия им подойдёт? (ответы детей)

СШ, итог: Чем же отличаются фантазия и обман?

(ответы детей) (Пример: Фантазия помогает делать мир веселее, красочнее, ярче. Обман обычно в своей цели преследует какую-либо выгоду, корысть.)

 

Приложение: презентация к мероприятию

Список источников:

 

Фантазёры [Текст] // Носов Н. Фантазёры. / Рис. И. М. Семёнова. – Москва: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012. – С.128.: ил.