Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности

Дядюнина Елена Евгеньевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 131"

г. Саратов


«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность,

смелость ума, вселить в них радость сотворчества,

то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей

образовывали царство мысли,

дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами.

Шалва Александрович Амонашвили

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Что такое инициатива?

Инициатива – это проявление человеком активности, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии, вовлекая за собой окружающих.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Выделяют четыре сферы инициативы:

Ø                     коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие

со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

Ø                     творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

Ø                     инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

Ø                     познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения)

Что нужно знать о развитии инициативы у детей:

Ø     Пишите и планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он

может делать. Планирование – основа инициативы, это как граница, закоторую можно (и иногда так приятно) выйти.

Ø       Хвалите ребенка за проявленную инициативу, за необычный способ выполнения дела.

Ø       Показывайте положительные эмоции к проявлению любойактивности и деятельности, которая исходит от ребенка

Ø                     «Капля камень точит» - ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите его за инициативность.Практический опыт показывает, что каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие самостоятельности и инициативы. Ведущая деятельность – это игра.

Ø                     Игровая деятельность

Для поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников используются различные игры по видам деятельности:

·                        Организованная образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры,  развивающие, логические, музыкальные, математические, экологические, речевые игры с буквами и т.д.

·                         Игровая деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетно-ролевых игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

·                        Театрализованные игры, игры – импровизации, драматизации являются разновидностью ведущей (игровой) деятельности, оказывают влияние на развитие творческой инициативы дошкольников. Поэтому развивать творческую инициативу у детей можно и посредством театрализованной деятельности, предоставляется возможность выбора роли по желанию.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Игра  «Фото-сессия»

Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.

 

Ø     Продуктивные виды деятельности

(конструирование, лепка,аппликация, ручной труд, рисование)

В процессе продуктивной деятельности ребенок приучается быть активным, любознательным, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании сюжета, (по замыслу);  подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Образовательная ценность деятельности в том, что дети продолжают ее в свободной самостоятельной деятельности, продолжают импровизировать, находят разнообразные и интересные пути и способы получения результата, часто более простые и оригинальные.

Эти слова  очень подходят для развития инициативы ребенка:

Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Позволь мне сделать, и я запомню это навсегда!

Ø     Самостоятельная деятельность

Самоорганизация  — самостоятельная деятельность, направленная на поиск итворческое преобразование действительности. Создание предметно – развивающей среды в ДОУ, группе, которая в каждой группе, обеспечиваетребенку познавательную активность, соответствовать его интересами имеетразвивающий характер.

Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность ребёнка соотносить свои возможности участия с возможностями сверстника, найти своё место, себе занятие и применить разумно свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство воспитателем этим процессом являются важными условиями развития самостоятельности в дошкольном возрасте.

Ø     Трудовая деятельность.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив – “сделать для других”, ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, проявляют инициативу в дежурствах, сделать доброе дело, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы. Педагогам нужно поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

Ø     Метод «проектов»

        Применение ―метода проектов способствует социальному воспитаниюдетей; умению сотрудничать, договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, принимать чужую точку зрения как требующую понимания. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.

Ø     Развитие инициативности и самостоятельности в процессе ООД.

Во время проведения ООД, воспитателю просто необходимо давать детям пищу для размышления и творческого полета. Это нужно для поддержания мотивации детей в течение всей деятельности, развития творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков.

Казалось бы, где тут инициатива детей, если мы работаем по плану в соответствии с образовательной программой? По плану «Снеговик», значит, делаем аппликацию «Снеговик».  Наша задача дать возможность детям самим прийти к решению что рисовать или лепить, или строить в рамках заданной темы: выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.Это и есть проявление инициативы,  формирование  уверенность в собственных силах, умение ребенка проявлять самостоятельный выбор.

 

Предлагаю вам познакомиться с развитием детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

ЛЭПБУК

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук– это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить, провести исследовательскую работу, в процессе которойдети учатся мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Конечно с дошкольниками мы сами создаем лепбуки, а нужно, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной деятельности. Для этого мы привлекаем родителей к сотрудничеству (сбор информации для лэпбука)

Например: Оформление Лэпбука «Н.Носов  - друг детей» (показ) Знакомство с писателем, книгами. Дети вспомнили про Незнайку. Кто были друзья Незнайки? Никто не мог вспомнить, Глеб говорит: я хожу в библиотеку, могу взять книгу и мы почитаем. Принес, мы рассматривали героев, как их зовут. Так появилась игра «Чья эта вещь?» и т.д.

ГЕОКЭШИНГ

Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. «geo»– Земля, англ. «cache»– тайник) –это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации.Дети конечно,  навигатором не умеют пользоваться, ищут клад по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте, используют компас.

Это игра немного похожа на квест – игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями.

Включает в себя: поиск тайника, разгадывание загадок, географических координат, ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута, работа с компасом. Использование технологиигеокэшинг, перед нами открываются  новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Рассмотрим геокэшинг как своеобразную туристическую игру,  в которую можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад.

АДВЕНТ - КАЛЕНДАРЬ

Адве́нт (от лат.Adventus – приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание... Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.

Как сделать адвент-календарь?

 Главное –  идея. Вы выбираете количество дней, которое ребенок будет отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня.

Выбирается материал, из которого будут сделаны: кармашки, конвертики, коробочки, стаканчики и т.д. Придумывается, как это будет выглядеть в итоге: в виде елочки, гирлянды, флага, цифры, носочки, варежки,одноразовые стаканчики можно использовать для изучения дней недели (сколько осталось до субботы и т.д)

Кроме того, следует подумать,  что будет находиться внутри. Это может быть задание, маленький подарочек, детали от большого подарка, записка, сказка и т.д.

Содержание и вид АДВЕНТ-календаря ограничивается только фантазией. Главное условие, чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание.

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТИ – ВОЛОНТЕРЫ»

Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

У нас богатый опыт по волонтерской деятельности: участие в природоохранительных акциях, изготовление открыток, панорама добрых дел.

Предлагается создатьв детском саду «Почтовый ящик» для писем малышей к волонтерам. Дети подготовительных групп знакомились с письмами и отправлялись на помощь. Вместе с малышами они конструируют, занимаются продуктивной деятельностью, помогают в разных видах деятельности.

Оформлен уголок волонтеров, где находится форма ребят – волонтеров: галстук, бэйджик, почтовый ящик, где воспитатели могут оставить письмо с просьбой помочь младшим детям.

Ожидаемые результаты развития детской инициативы посредством новых педагогических технологий:

Ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников.

Ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе и сортировке информации.

Ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Ребенок овладеет умением отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним; активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулировать, разбирать - собирать, без попыток достигать точного начального состояния).

Ребенок научится решать свою собственную задачу, а не ту, которую перед ним поставил взрослый.

 

Ребенок овладеет умением самостоятельно собирать и структурировать информацию и др.