Программа дополнительного образовательного кружка по лепке из соленого теста для детей 3-4 лет на 2021-2022 учебный год
Калганова Людмила Юрьевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида"
г. Гатчина
Цель:
учить планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; учить создавать объемные фигурки и целые композиции.
повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
в ходе работы по тестопластике комплексно воздействовать на развитие ребёнка: развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук,
воспитывать трудолюбие, прививать интерес к лепке из соленого теста, способствовать развитию творчества дошкольников.
М-ц |
Не де ля |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
октябрь |
I |
Лепка простых элементов |
Знакомить со свойствами соленого теста, лепка простых элементов: шариков и колбасок |
Беседа о неразлучных друзьях Муке, Соли и Воде. Показ способов действия лепки из теста. |
Составление из прос-тых элементов солнца, цветка, неваляшки |
Составление композиции из солнца, цветка, неваляшки, травы |
Показ способов действия лепки из теста. Показать способ соединения частей водой. |
||
II |
Насекомые(гусеница) |
Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями,
|
Показать способ соединения частей водой. Беседа о лете (насекомые); Обследование, рассматривание образца Пальчиковая гимнастика "Насекомые" (см. приложение) Цветное тесто: желтое, красное. |
|
Насекомые(божья коровка) |
Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями,
|
Показать способ соединения частей водой. Беседа о лете (насекомые); Обследование, рассматривание образца Показ способов действия лепки из теста, Пальчиковая гимнастика "Насекомые" (см. приложение) Цветное тесто: желтое, красное. |
||
III |
Фрукты (груша, яблоко,
|
Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы, Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие. |
Показать способ соединения деталей с помощью стеки Показ способов лепки; Обследование, рассматривание образца; Пальчиковая гимнастика "Фрукты" (см. приложение) Тесто красное, зеленое, желтое, синее |
|
слива, виноград) |
-//- |
-//- |
||
IV |
Овощи
|
Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы, Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие. |
Показать способ соединения деталей с помощью стеки Показ способов лепки; Обследование, рассматривание образца; Тесто красное, зеленое, желтое, синее |
|
Оформление панно «Дары осени» |
Учить составлять композицию. |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами |
М-ц |
Не Де ля |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
ноябрь |
I |
Грибы (белый) |
Учить лепить грибы конструктивным способом (белый) |
Передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, прорисовывать вилкой. Показ способов выполнения. Пальчиковая гимнастика "Грибочки" (см. приложение) .Тесто белое, коричневое |
Грибы (лисички) |
Учить лепить грибы пластическим способом (лисички) |
Передавать характерные особенности: оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой. Показ способов выполнения. Пальчиковая гимнастика "Грибочки" (см. приложение), тесто оранжевое, |
||
II |
Деревья (тополь,) |
Учить детей лепить деревья , передавая характерные особенности каждого. Тополь : ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; |
Частичный показ способов выполнения, присоединения деталей; Пальчиковая гимнастика "Деревья" Тесто коричневое, белое, зеленое |
|
Деревья (береза,) |
Учить детей лепить деревья , передавая характерные особенности каждого. Ствол березы лепим соединяя свисающие морковки |
Частичный показ способов выполнения |
||
III |
Лиса |
Закреплять умение лепить в последовательности
|
Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы. |
|
Лиса (продолжение) |
Закреплять умение лепить в последовательности
|
Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы. |
||
IV |
Совушка - сова |
Учить детей лепить птиц от овала;
|
Уметь делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев.Использовать стеку Частичный показ способов выполнения. Пальчиковая гимнастика "Совушка - сова" серое |
|
Оформление панно «Как мы в лес по грибы ходили» |
Учить составлять композицию. |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями |
М-ц |
Неделя |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
декабрь |
I |
Снегири |
Учить детей лепить птиц из теста , используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина. Крылья;
|
Присоединять детали с помощью воды; Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения. Показ способов присоединения деталей, прорисовки оперения; Чистоговорка пальчиками "Снегири" (см. приложение) черное, красное. |
Снегурочка
|
Учить лепить фигурку человека; Закрепить прием лепки туловища, рук - от морковки; Делать углубление на лице для носа, рта кончиком кисти. Прочно закреплять детали. |
Рассматривание иллюстраций. образца;Частичный показ способов изготовления; Пальчиковая гимнастика "Снежинки Светло - розовое, голубое, белое, коричневое |
||
II |
Дед Мороз |
Закреплять умение раскатывать тесто по конусу. Слегка сужая конец для рук. Шеи; Показать способ изготовления бороды с помощью чеснокодавилки; |
Частичный показ;Показ способа изготовления бороды; Пальчиковая гимнастика "Дед Мороз" (см. приложение) светло - розовое, красное, черное, белое.
|
|
Деревья (ель) |
ель: плотно прилегающие морковки |
Частичный показ способов выполнения |
||
III |
Елочные украшения |
Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы, Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие. |
Показать способ соединения деталей с помощью стеки Показ способов лепки; Обследование, рассматривание образца;
|
|
Елочные украшения |
Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы, Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие. |
Показать способ соединения деталей с помощью стеки Показ способов лепки; Обследование, рассматривание образца;
|
||
IV |
Оформление панно «Новогодняя сказка» |
Учить составлять композицию. |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами |
|
Учить составлять композицию. |
Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями |
М-ц |
Неделя |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
январь |
III |
Вырезание из раскатанного теста с помощью кондитерских форм: наземный, водный, воздушный транспорт |
Учить работать с раскатанным соленым тестом, закрепление знаний свойств соленого теста. |
|
Вырезание из раскатанного теста с помощью кондитерских форм: дома,люди |
Закрепить умение вырезать формой, раскрашивание подсохших изделий |
|
||
IV |
Вырезание из раскатонного теста с помощью кондитерских форм: кусты, деревья |
Закрепить умение вырезать формой, раскрашивание подсохших изделий |
|
|
Оформление панно «Улицы города» |
Создавать сюжетную композицию; придавать выразительность дополнительными деталями. |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами |
||
|
М-ц |
Неделя |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
февраль |
I |
Дети |
Учить лепить фигурку человека; Закрепить прием лепки туловища, рук - от морковки; Делать углубление на лице для носа, рта кончиком кисти. Прочно закреплять детали. |
Рассматривание иллюстраций. образца;Частичный показ способов изготовления; Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Бесцветное тесто |
Игра в снежки |
Учить передавать движение в пластике, развивать фантазию |
Рассматривание иллюстраций. образца;Частичный показ способов изготовления; Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Бесцветное тесто |
||
II |
Катание на санках |
Учить передавать движение в пластике, развивать фантазию |
Рассматривание иллюстраций. образца;Частичный показ способов изготовления; Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Бесцветное тесто |
|
Раскрашивание поделки |
Учить подбирать теплые, холодные цвета, сочетать их |
Гуашь, кисти |
||
III |
Лыжник |
Учить передавать движение в пластике, развивать фантазию |
Рассматривание иллюстраций. образца;Частичный показ способов изготовления; Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Бесцветное тесто |
|
Раскрашивание поделки |
Учить подбирать теплые, холодные цвета, сочетать их |
Гуашь, кисти |
||
IV |
Конькобежцы |
Учить передавать движение в пластике, развивать фантазию |
Рассматривание иллюстраций. образца;Частичный показ способов изготовления; Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Бесцветное тесто |
|
Оформление панно «Зимние забавы» |
Учить составлять композицию. |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами. Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями |
М-ц |
Неделя |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
март |
I |
Сказочная курица |
Учить лепить сказочную курицу, используя навыки в скатывании и раскатывании теста, развивать творческое воображение; заполнять пространство декоративными элементами. |
Рассматривание декоративных композиций, образца; Стихотворение пальчиками "Птица" желтое, синее, красное. |
Цыплята |
Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями. Использовать усвоенные приемы в скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику; |
Загадки Частичный показ способов лепки. желтого, красного, коричневого цвета, бесцветное.
|
||
II |
Овечки |
Учить детей использовать в работе трафарет, лепить фигурку животного; Закреплять способ изготовления объема с помощью чеснокодавилка. |
Загадка "Овца" .Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы.елое |
|
Козочка |
Учить лепить, используя навыки в скатывании и раскатывании теста, развивать творческое воображение; |
Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы. |
||
III |
Собачка |
Закреплять умение лепить в последовательности: вначале крупные детали, затем мелкие; |
Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы. Стихотворение (см. приложение) коричневое |
|
Котята |
Продолжать учить лепить животное в динамике (стоит, сидит); |
Соединять в композиционное решение; Дополнительно украшать цветочками. Пальчиковая гимнастика "котенок - шалун" (см. приложение) оранжевое, белое, коричневое, желтое, красное. |
||
IV |
Оформление панно «В мире животных» |
Учить составлять композицию. Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами Использовать дополнительный материал для композиционного решения. |
|
Оформление панно «В мире животных» |
Учить составлять композицию. Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями |
ч
М-ц |
Неделя |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
Апрель |
I |
Цветы: тюльпан, |
Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара |
Рассматривание разных видов цветов, частичный показ способов выполнения, стихотворение К. Жанэ . Тесто красное, розовое, зеленое, белое, синее, оранжевое. |
роза, |
ленточный способ, |
|||
II |
нарцисс, |
ленточный способ, |
||
гвоздика |
использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики; |
|||
III |
Оформление панно «Ваза с цветами» |
Совершенствовать навыки в составлении композиции |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами |
|
Яблоня (ствол, ветки) |
Закреплять умение лепить, соблюдая соотношение частей; Лепить конусовидную форму, скреплять части водой; |
Обследование; Частичный показ способов лепки; Пальчиковая гимнастика "Наши пальчики" Тесто коричневое |
||
IV |
Яблоня (листья, плоды) |
Закреплять умение лепить, соблюдая соотношение частей; |
Обследование; Частичный показ способов лепки; Тесто зеленое, красное, желтое |
|
Оформление панно «Яблоня» |
Создавать сюжетную композицию; придавать выразительность образа дополнительными деталями. |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами |
М-ц |
Неделя |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
май |
I |
Забавные рыбки |
Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы; Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб, делать надрезы, налепы; |
Показ способов изготовления; Пальчиковая гимнастика "Рыбка плавала в пруду" (см. приложение) белое, желтое, зеленое, коричневое, оранжевое, розовое. Рассматривание разных видов рыб; |
Водоросли |
Показать разные способы лепки водорослей: скручиванием, раскатыванием с прорисовкой, использование трафарета; |
Обследование; Показ способов изготовления;
|
||
II |
Ракушки |
Делать ракушки, используя расческу; |
Обследование; рассматривание образца Частичный показ способов лепки; |
|
Осьминог |
Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений |
Обследование; рассматривание образца Частичный показ способов лепки; |
||
III |
Медуза |
Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений |
Обследование; рассматривание образца Ча Обследование; рассматривание образца Частичный показ способов лепки;стичный показ способов лепки; |
|
Морская звезда |
Добиваться разнообразия работ за счет создания фактурной поверхности |
Обследование; рассматривание образца Частичный показ способов лепки; |
||
IV |
Морской конек |
Добиваться разнообразия работ за счет создания фактурной поверхности |
Обследование; рассматривание образца Частичный показ способов лепки; |
|
Оформление панно «Что на дне морском?» |
Учить составлять композицию. |
Предложить детям несколько вариантов составления панно. Дополнение работы необходимыми элементами |